Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » PR в Античной мифологии. Бог гермес (меркурий) Чем знаменит гермес

PR в Античной мифологии. Бог гермес (меркурий) Чем знаменит гермес

Шавырина Ольга

Гермес

Краткое содержание мифа

Герме́с (др.-греч. Ἑρμῆς)— бог торговли, прибыли, дающий богатство и доход, которые зачастую сопровождаются плутовством и обманом. Это бог разумности, ловкости, юношества и атлетизма. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников. Гермеса зачастую называют посланником, вестником богов и проводником душ умерших в подземное царство Аида.

Сын Зевса и Майи, внук Атланта, прадед Одиссея хитроумие которого - результат наследственности, полученной от божественного предка.

Был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius). Однако, согласно греческим филологам, было пять Гермесов:

Сын Урана и Гемеры

Сын Валента и Корониды, живёт под землёй, зовется Трофоний

Сын Зевса третьего и Майи, отец Пана от Пенелопы

Сын Нила, египетское божество

Тот, убивший Аргуса и бежавший в Египет, сообщивший египтянам законы и письменность.

По преданию, когда маленький Гермес лежал еще в колыбели, он уже отличался хитростью и сообразительностью. Покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант — приспособил сандалии) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам, тем временем, из панциря большой черепахи и тонких кишок двух убитых коров сделал лиру, на которой было 7 струн. Однако Аполлону помогла в поисках коров вещая птица, она и привела его в Пилос. Бог стал расспрашивать местных жителей, те отвечали, что видели мальчика, гнавшего коров, но куда он их увел неизвестно — следов нет. Тогда Аполлон подумал и догадался, кто это сделал. Он пришел к Майе и обвинил Гермеса в краже. Но мать показала ему ребенка, лежащего в пеленках. Аполлон схватил его и отнес к Зевсу, отец стал расспрашивать мальчика, но тот все отрицал. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров. Тогда Гермес показал, где коровы, а сам сел неподалеку и начал играть на лире. Аполлон знал толк в музыке, он попросил лиру в обмен на коров. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлон захотел иметь и этот инструмент и предложил свой жезл в обмен на свирель.

Легенды гласят, чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живет то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел».

Образы и символы мифа

На первый взгляд может показаться, что Гермес - исключительно неприятный персонаж множества легенд и мифов по всему миру, ведь практически в каждом подобном сказании этот бог проявляет хитрость, лукавство и изворотливость. Ему с успехом удается обманывать всех вокруг и воровать. Но если отнестись с его образу более внимательно, то можно заметить, что Вестник богов наделен огромной проницательностью и глубоким умом, так как в противостоянии со столь сильными соперниками, как Аполлон, гигант Ипполит и даже сам Зевс, Гермес всегда выигрывает, даже не затевая драки.

Неизменными атрибутами образа Посланника богов, являются несколько предметов.

Кадуцей. Это жезл, который Гермес использует, чтобы усыплять людей или чтобы их будить. Он это часто делает тогда, когда ему надо передать послание от бога кому-нибудь из смертных, ведь чаще всего это делается во сне. Кадуцей - это символ примирения, он имел на себе две змеи (в другом варианте — две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями.

Широкополая шляпа петас и широкий плащ предназначенные для дальних путешествий, защищающие своего хозяина от палящих солнечных лучей на протяжении всего долгого пути.

Таларии - сапоги или сандалии с прикреплёнными к ним крылышками. Были подарены им Персею, чтобы помочь справиться с Медузой Горгоной. Давали возможность подниматься в воздух.

Как покровитель стад, Гермес иногда изображался с ягнёнком на плечах.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Игривый нрав Гермеса изображается в мифах на примере шуток над многими представителями Олимпа, к примеру: еще младенцем Гермес украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.

Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы и не по возрасту развитого ума. Жители Древней Греции почитали таланты Гермеса, его статуи стояли в большинстве гимназий, как ориентиры для молодых людей в их стремлении усовершенствовать свое тело и дух.

Храм Гермеса в Цирке Максимуса, между холмами Авентин и Палантин, был построен в 495 году до н.э. Это было соответствующие место, чтобы поклоняться быстрому богу торговли и путешествия, так как это был главный центр торговли. Внешне это строение представляло собой величественный собор высотой 35 метров, с колоннадой по всему периметру.

Так как этот храм стоял между плебейской цитаделью на Авентине и центром патриция на Пфальцграфе, этот храм также подчеркивал роль Посланника, иначе говоря, Посредника.

Социальное значение мифа

Гермес не был столь популярен и почитаем у древних греков и римлян, как большинство других богов, как, к примеру, Зевс, Аид, Афродита и многие другие. О нем сложено довольно мало легенд, однако не стоит забывать о том вкладе в развитие культурной жизни людей, который он внес. К примеру, Посланник богов изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. По преданию, мысль о создании первых семи букв пришла к нему в то время, как он наблюдал за полетом журавлей.

В некоторых мифах Гермес предстает как покровитель магии и астрологии, и это неслучайно. В древности считалось, что именно он первым ввёл месяцы и исследовал ход небесных светил, а также установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту — Дельтовидное созвездие.

Герменевтика происходит от греческого hermeneuo — "разъясняю", "истолковываю", этимологию этого слова связывают с именем Гермеса, что тоже вполне объяснимо. В широком смысле, это искусство истолкования и понимания, а в обязанность Гермеса входило истолкование и объяснение того текста, который он передавал от богов людям. Первые герменевтики-истолкователи, то есть те, кто занимались истолкованием профессионально, считали своим покровителем именно этого бога. Позднее, в герметических трактатах, он получил имя Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего) вследствие отождествления греками Гермеса с древнеегипетским богом Тотом — создателем письменности, покровителем творческих искусств, истолкователем и советником богов древнеегипетского пантеона. Сегодня герменевтика - это, с одной стороны, метод понимания, с другой - философское учение.

Гомер сочинил гимн «К Гермесу»:

Петь начинаю Гермеса Кнлленского, Аргоубийцу.

Благостный вестник богов, над Аркадией многовечной

И над Киллеиою царствует он. Родила его Майя.

Чести достойная дочерь Атяанта, в любви сочетавшись

С Зевсом-Крониоиом. Сонма блаженных богов избегал,

В густо тенистой пещере жила пышнокудрая нимфа.

Там-то на ложе взошел к ней Кронид непогодною ночью,

В пору как сладостный сон овладел белолокотвой Герой,

В тайне равно от бессмертных и смертных свершился союз их.

Радуйся с нами и ты, сын Зевса-владыки и Майи!

Песню начавши с тебя, приступаю к другому я гимну.

И Майи, дочери титана Атланта.

Тотчас после рождения этот бог обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи. Почувствовав желание поесть мяса, он в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона . Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем он возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось. Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

Гермес с кадуцеем. Статуя из Ватиканского музея

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида , поэтому он называется «проводником душ» (ψνχοπομπός).

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы , которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Знаменитые статуи Гермеса изваяли в древности великие Фидий и Пракситель. (См. фото скульптуры Фидия и статуи Праксителя , на которой Гермес изображён с младенцем Дионисом.)

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком» (Έρμηνενς), который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Мифы древней Греции. Гермес. Непредсказуемый вестник богов

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием .

К атрибутам Гермеса принадлежит пилос (pileus, конусообразная шапка) или πέταβος (дорожная шляпа с широкими полями). Уже Гомер изображал Гермеса обутым в крылатые сандалии; впоследствии он получил крылья не только на сандалиях, но также на шляпе, на жезле и за плечами. К атрибутам Гермеса относится также κηρνκεών, «жезл глашатая».

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.

Гермес — это бог торговли, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия Древней Греции, дающий богатство в торговле. Также Гермес — покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии, а еще — посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - проводник душ) в подземное царство Аида. Гермес сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного и многомудрого Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом кацубей, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями.

В древнеримской мифологии Гермесу соответствует Меркурий, бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера.

Тотчас после рождения Гермес обнаружил все главные черты своего характера: изобретательность, проворство, соединенное с грацией, хитрость и лукавство. Необыкновенно быстро развиваясь, он на пятом часу после рождения покидает колыбель, делает лиру, натянув струны на панцире черепахи, и воспевает на ней любовь Зевса и своей матери Майи.

Почувствовав желание поесть мяса, Гермес в сумерках спешит в область Пиерию и крадет 50 быков из стада Аполлона. Привязав к ногам быков сандалии или ветки деревьев, чтобы спутать следы, он гонит их перед собой, скрывает в пещере возле города Пилоса, а затем возвращается к своей матери и ложится в люльку, как будто бы ничего не случилось.

Но Аполлон, обладающий даром провидения, открывает вора и ведет его к Зевсу. По приговору Зевса, Аполлон получает обратно своих быков и уступает их добровольно Гермесу в обмен на изобретенную им лиру. Тогда Гермес изобретает для себя скромную пастушескую свирель (сирингу), но и ее он уступает Аполлону за «жезл глашатая». Таким образом, Гермес сделался богом стад и пастбищ, тогда как Аполлон с этого времени стал ревностно заниматься музыкой. Кроме того, Аполлон научил своего младшего брата искусству предсказаний, а Зевс сделал его глашатаем богов.

С этого времени Гермес выступает в мифах о богах и героях, чаще всего вестником Зевса, но часто также в качестве хитрого друга людей и героев, всегда готового дать разумный совет. Всего охотнее он проводить свое время в обществе лесных и полевых нимф. Так, Приап, Гермафродит, Дафнис в Сицилии и многие другие считались его сыновьями. Первоначально Гермес «стремительный, спешащий», был богом ветра, вследствие чего его представляли себе крылатым, затем стал богом поездок и путешествий и наконец богом торговли и всяких дел вообще; как бог путешествий, он сопровождает людей в их последнем странствовании в царство Аида, поэтому он называется «проводником душ».

Древнейшей формой почитания Гермеса было поклонение ему в образе простой кучи камней. В такой куче укреплялся столб, а когда на столбе стали изображать фаллос, а впоследствии также приделывать к столбу голову бога, то получились гермы, которые вместе с тем служили первоначально путевыми столбами и снабжались мудрыми изречениями.

Философы-мифологи называли Гермеса «общим переводчиком», который дал людям языки и письмена, а вместе с тем возможность выражать свои мысли; греки символически указывали на это принося ему в жертву языки жертвенных животных. Палестры и гимназии также считались его изобретением и были посвящены ему.

Особый праздник в честь Гермеса назывался «Гермеи» и справлялся главным образом в Афинах в гимнасиях и палестрах. Гермес, столь разностороннее по своему характеру божество, считался здесь преимущественно богом гимнастической ловкости. Совершенно в другом значении (как предотвратитель эпидемий) почитался он в Танагре (Беотия); ещё одно значение имел его культ на острове Крите, где приближался к культу Сатурна в римских Сатурналиях. Средоточием культа Гермеса была Аркадия, и здесь (особенно в Фенее) Гермес пользовался высоким почетом, как бог древнейшего сельского населения страны. Как бог торговли, Гермес отождествлялся с римским Меркурием.

Художественные изображения Гермеса были также разнообразны, как и его значения: он является то пастухом, то вором, то купцом (с кошельком), иногда с лирой, иногда же вестником богов или глашатаем. Гермес, несущий барана, перешел в христианскую символику в виде изображения Доброго пастыря. Древнейшее искусство представляло его бородатым, т. е. сильным мужем, но уже в раннюю эпоху получило распространение изображение Гермеса в юношеском возрасте. Он носит короткие вьющиеся волосы и отличается пытливым и умным выражением лица.

Никто не может так хорошо выполнять поручения Зевса, как это делает Гермес. Везде пройдет быстроногий бог, никаких препятствий для него не существует: он и на край света в мгновение ока слетает, и под землю в мрачное царство Аида спустится, чтобы проводить туда души умерших. Стремительный, как луч света, носится быстроногий Гермес с высокого Олимпа на землю и обратно на Олимп, передавая богам и смертным волю громовержца. Самой судьбой предназначено ему было стать вестником богов. Уже с рождения все предвещало, что большое будущее ожидает этого смышленого ребенка.
В горной пещере в Аркадии родился сын Зевса и Майи быстроногий Гермес. Он еще лежал в колыбели, когда, взглянув на его лукавую рожицу, многоопытный Аполлон предрек ему судьбу:
– О мой голубчик, хитрец и обманщик, чувствую, как часто будешь ты темной ночью в дома пробираться, чтобы без шума делать там свою воровскую работу.
Аполлон, конечно, преувеличивал, но, сказать по правде, совсем немного. Сколько было богов на Олимпе и сколько героев, могучих и сильных, жило в то время на земле, и никто из них не мог превзойти Гермеса в ловкости и хитрости. Недолго оставался новорожденный бог в своей священной колыбели. Потихоньку от матери выпутался он из пеленок, спрыгнул на землю и шагнул за порог. Ясное солнце осветило его крепкую фигурку, он радостно засмеялся и тут увидел большую черепаху. Она медленно передвигалась на своих мягких лапах, пощипывая сочную травку. Подхватил Гермес черепаху на руки и вернулся в пещеру. Там он, недолго думая, распотрошил ее, потом нарезал на поляне ровненьких тростниковых стеблей и сделал из черепашьего панциря свою первую сладкозвучную лиру. Он и струны догадался приладить, которые сделал из овечьих кишок, а когда все было готово, коснулся их, и нежные звуки заполнили высокие своды пещеры.
Взялся Гермес подпевать этим звукам, и так хорошо все у него получилось. Он еще продолжал петь, а в голове его уже крутилась другая задумка. Захотелось ему свежего мяса попробовать, а заодно и над Аполлоном подшутить. Спрятал маленький певец свою лиру в колыбельку и помчался к пиэрийским горам. Стояла уже темная ночь, только яркие звездочки поблескивали на высоком небосводе. Но Гермесу и темная ночь не помеха. Быстро достиг он Пиэрии, где на зеленых некошеных пастбищах паслись стада Аполлона. Отделил он от стада полсотни мычащих коров, привязал к их копытам метелки из веток мирта и тамариска и погнал по песчаной почве, запутывая следы.
По дороге Гермес встретил старика, который, согнувшись, копался в своем винограднике.
– Смотри, старик, никому не рассказывай, что видел меня, кто бы у тебя об этом ни спрашивал. А за это я даю тебе вот этих двух коров.
Поклялся старик, что будет нем как рыба и никому ни о чем не скажет, кто бы его ни расспрашивал. Гермес пошел дальше со своим стадом, но через некоторое время решил проверить, сдержит ли старик свое слово. Спрятал он коров в лесу, а сам, изменив свой облик, вернулся назад.
– Скажи, старик, не видел ли ты тут коров, которых гнал мальчик? Если ты скажешь, куда он их погнал, я тебе дам быка и корову.
Уж очень захотелось старику получить еще и этот щедрый подарок, поэтому он не заставил долго себя упрашивать и показал, куда направился маленький погонщик. Рассердился Гермес на старика и превратил его в скалу, чтобы теперь он уже молчал вечно, а сам поспешил дальше. Шел он через заросшие лесом горы, через цветущие луга, мимо мрачных ущелий.
Уже наступало ясное утро, когда пригнал Гермес похищенное стадо в Аркадию. Но не к своей пещере привел он коров, а к другой, что была неподалеку. Он уже знал все хитрые повадки и, чтобы запутать следы, повернул коров задом наперед, так их и ввел в пещеру. Ведь теперь все, кто увидит следы, подумают, что коровы вышли оттуда. Двух коров он оставил и принес их в жертву олимпийским богам.
Утомившись от своей многотрудной работы, направился Гермес к родной пещере. Потихоньку, чтобы не увидела мать, забрался он в свою колыбельку и притворился спящим. Даже пеленки обмотал вокруг себя, как будто так и лежал все время на месте. Но мать уже видела пустую колыбельку и догадалась, где гуляет ее непутевый сын:
– Зачем ты похитил коров у Аполлона, плохое затеял ты дело, – сказала она ему с упреком. – Неужели ты не боишься его далеко разящих стрел? Ты еще не знаешь, как он страшен в своем гневе.
– Не боюсь я Аполлона, – отвечал ей маленький Гермес, – пусть себе гневается. А если он посмеет обидеть меня, я в отместку разграблю все его святилища в Дельфах. Все его золото украду, серебро и одежду.
Не успел он еще и последнее слово промолвить, как на пороге грота появился разгневанный Аполлон. Увидел Гермес грозного бога и закрыл глаза, как будто давно уже крепко спит. Тихо и скромно лежал Гермес в своей люльке, и кому же в голову придет, что этот невинный младенец мог уже натворить столько дел. Но его невинный вид не обманул мудрого Аполлона. Подошел он к колыбели младенца и сказал ему грозно:
– Слушай меня внимательно, малыш. Если ты не вернешь мне моих коров, я сброшу тебя в глубокий Тартар. Тогда даже отец не спасет тебя.
Гермес открыл свои лукавые глазки и с удивлением уставился на грозного бога:
– Я знаю, Аполлон, что ты очень мудрый. Но как же ты мог подумать, что я смог увести твоих коров, ведь я еще такой маленький. У меня и заботы сейчас другие – поспать да материнского молока попить.
Засмеялся многоопытный Аполлон, понял он, какой хитрец на свете появился. Вот тогда-то он и сказал ему:
– Расти, маленький лгун, и боги воздадут тебе почесть.
Вытащил Аполлон малолетнего плута из его колыбельки и, как он был в пеленках, заставил идти вместе с ним на Олимп, чтобы там рассудил их Зевс и заставил своего новорожденного сына вернуть все, что он уже успел похитить. Показал Гермес, куда он спрятал коров Аполлона, а чтобы тот не держал на него больше зла, хитрец Гермес, пока Аполлон выводил коров из пещеры и пересчитывал их, играл ему красивые мелодии на лире. И Аполлон, пораженный виртуозностью Гермеса, простил его и даже подарил ему своих коров за его лиру.
Когда Гермес подрос, великий Зевс забрал его к себе на Олимп. С тех пор он без устали носился по всему свету, выполняя поручения отца. Забегал он по пути к своей матери передохнуть немного и однажды пожаловался ей:
– О, какой я несчастный, нет никого несчастнее меня.
– Что такое? – встревожилась Майя. – Что случилось с тобой, сын мой?
– Они меня совсем замучили работой. Я разрываюсь на части от множества дел. Никто меня не жалеет.
– Не гневи великих богов, сынок. Они любят тебя, потому и прощают все твои проделки. Ну, посуди сам, мало того что ты похитил коров Аполлона, когда был маленький, так ты еще недавно украл у него лук и стрелы. А кто у самого Зевса его скипетр украл?
Гермес засмеялся и потупил свою бедовую голову. Он вспомнил этот забавный случай, когда он действительно в шутку украл у отца знак его власти – золотой скипетр – и спрятал его. Сколько тогда было переполоху на Олимпе, сколько волнений, пока боги не догадались, кто виновник этой неслыханной кражи. Пришлось ему сознаваться и показывать, где он спрятал похищенный скипетр. Отец рассердился на него немного, а потом простил. Все-таки он его очень любит.
– Но ведь я занимаюсь воровством только в шутку, мне ничего не нужно, – сказал Гермес своей обеспокоенной матери, – ведь еще больше я делаю добрых дел. Кто придумал азбуку и научил людей читать? А кто изобрел числа и меру всех вещей? Скажешь, не я?
Что оставалось говорить Майе? Конечно, это все придумал и изобрел ее сын. Он очень талантливый и смышленый. И мать очень гордится своим сыном. С какими только просьбами к нему не обращается! Торговцы считают его своим богом, а путешественники – своим. Не оставляет он людей и после их смерти, провожает их души к Аиду. Никого он не обижает и успевает везде. Даже когда народные собрания надо проводить, и то посылают за ним. Он и соберет всех быстро, и говорить научит.
– Хорошо, хорошо, – сдалась любящая мать. – Ты у меня замечательный сын. Только, прошу тебя, не испытывай больше терпения великих богов. Тут опять мне жаловались, что у Посейдона трезубец пропал, а у Ареса – его меч. Верни им все, пожалуйста!
– Ладно, верну, ты не волнуйся. Ну, мне пора. Надо еще в Аргос слетать, навестить Данаю, передать ей привет от Зевса, а на обратном пути он просил забежать в Беотию к Антиопе.
И быстроногий Гермес помчался дальше на своих крылатых сандалиях.

Гермес — бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

Сын Зевса и плеяды Майи (по версии, сын Персефоны), Гермес родился в гроте горы Киллены. По другой версии, родился на горе Керикион (Беотия). Первое воровство совершил ещё будучи в пелёнках- покинув свою колыбель, он угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант- приспособил сандалии) и укрыл в пещере. А сам тем временем из панциря большой черепахи и из тонких кишок двух убитых коров сделал лиру на горе Хелидорея (Аркадия), на лире было 7 струн. Ещё младенцем Гермес в шутку украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.

Гермес изобрел письмена в Египте. Он изобрёл первые 7 букв, смотря на полет журавлей, он же научил смертных занятиям в палестре. Установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту (первую в имени Дий)- Дельтовидное созвездие.

В честь Гермеса на дорогах устанавливались гермы — статуи, служившие также дорожными указателями. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса. Устанавливались гермы на перекрёстках дорог. В 415 году до н.э. гермы были уничтожены, предположительно по приказу Алкивиада. Этот труднообъяснимый акт святотатства послужил дурным предзнаменованием для неудачного похода Афинского флота на Сицилию. Во времена Рима гермы потеряли связь с культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны,на которую водружался бюст человека или божества.
Гермес часто исполняет поручения Зевса. Так, по его поручению, Гермес украл у Геры корову, в которую превратилась возлюбленная Зевса Ио. Гермес известен тем, что продал Геракла в рабство царице Омфале.
Одним из прозвищ Гермеса было Психопомп (греч. Душеводитель), потому что он сопровождал души умерших в Аид. В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайший») в связи с тем, что он вхож как в этот мир, так и в потусторонний.


У Гермеса, получившего его у Аполлона, появился традиционный крылатый жезл вестника керикион или кадуце́й, способный мирить врагов. Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Гермес использовал свой жезл,чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных, и чаще всего это делается во сне. Другими атрибутами Гермеса служат широкополая шляпа петас и крылатые сандалии таларии . Как покровитель стад Гермес изображался с ягнёнком на плечах.

Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса. Его имя носят одни ворота Фив и планета. Стилбон - название звезды Гермеса (планеты Меркурий). Ибо Гермес первым ввёл месяцы и исследовал ход небесных светил. Согласно Евгемеру, расположила светила Афродита и научила Гермеса.

Гермесу посвящены III и XVIII гимны Гомера, XXVIII орфический гимн. Он действующее лицо трагедий Эсхила «Эвмениды» и «Прикованный Прометей», трагедий Еврипида «Антиопа» и «Ион», комедий Аристофана «Мир» и «Плутос», пьесы Астидаманта Младшего «Гермес». Многочисленны античные статуи Гермеса- «Привязывающий сандалию», «Гермес Бельведерский», «Гермес Олимпийский» и другие.