Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Что делать пропала икона из дома. Возвращение иконы

Что делать пропала икона из дома. Возвращение иконы

Занимая важное место в жизни человека, иконы не стали исключением для разного рода примет. Вообще же приметы с иконами можно разделить на те, что могут значительно повлиять на жизнь человека и на те, что вроде бы и не столь существенны, но их соблюдение все-таки необходимо.

Начнем с самых серьезных. Нельзя жечь, ломать, разрезать и вообще как-либо деформировать иконы. За такой грех ждет суровое наказание вплоть до смерти. Молиться на неосвещенную икону нельзя. Стоит приобрести уже освященную или отнести ее священнику для прочтения специальной молитвы.

Не стоит и говорить о том, что вы купили икону. Лучше рассуждать об этом в таком ключе, что вы совершили обмен. Нахождение мужчины в одном помещении с иконами чревато лишением памяти, а то и вовсе рассудка.

Укоротить свой век можно, если будете ругаться или плеваться неподалеку от иконы. При пожаре в доме следует первым делом выносить иконы. Считается, что обойдя с самой главной иконой вокруг дома, можно поспособствовать скорому тушению.

Примета: Можно ли дарить иконы в подарок?

Можно ли дарить иконы в подарок? Чистые помыслы должны быть у того, кто решил подарить икону. Обдумайте этот шаг тщательно, потому что это не простой дар, как, например, сувенир или безделушка. Такой подарок имеет особенное значение, и церковь очень трепетно относится к традиции дарить иконы.

Большинство подарков приходятся по случаю праздника или какого-то повода, имеющего для одаряемого немаловажное значение.

В день рождения можно преподнести икону с ангелом-хранителем или же с ликом покровителя одаряемого вами человека. Перед этим обязательно следует узнать имя, данное человеку при крещении.

К таинству венчания будут уместны две иконы: Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы. Обратите внимание на то, чтобы они были одинаковы по размеру. После окончания таинства венчания иконы следует поставить дома на видное место и впоследствии передавать из поколения в поколение как символ любви, верности и взаимопонимания. Икона святых Петр и Февронии также прекрасно подойдет для подарка в этот день.

Помимо праздников бывают такие случаи, когда возникает необходимость в защите и покровительстве.

Беременной женщине пригодится икона Пресвятая богородица: «Помощница в родах». Той, что недавно стала мамой, пригодится икона «Млекопитательница».

Учащимся никогда не помешает икона Сергия Радонежского или Пресвятой Богородицы: «Прибавление ума». Размер желателен небольшой, чтобы можно было беспрепятственно взять ее с собой на экзамен или учебу.

Отказаться от идеи подарить икону, стоит лишь в том случае, если вы предполагаете, что человек не отнесется к ней с должным вниманием и уважением. Икона это святыня, но никак не сувенир. Ну и естественно, что дарить символ христианской веры человеку другой религии недопустимо.

К чему падает икона?

Мнение священнослужителей по этому вопросу единогласно. В первую очередь они советуют не паниковать и вспомнить, что истинно верующие люди знают о том, что все приметы от лукавого. Соответственно, искать в падении иконы какой-то глубокий сакральный смысл не стоит. Прежде всего, необходимо включить логику и проверить само крепление этой святыни.

Если она висела на гвоздике, это недопустимое нарушение, так как иконы должны прочно и уверенно стоять на надлежащем месте. Связано это с тем, что предатель Христа – Иуда, повесился. Не очень хорошая аналогия, правда? Поэтому стоит подыскать для святыни более подходящее место. Однако, если да вы не знали о таком запрете и икона висела на стене, то сначала проверьте насколько прочно она была закреплена и вспомните, может просто какой-то удар сотряс стену и икона упала. Когда дело касается упавшей с надежного места иконы, стоит также сначала проверить разумные версии, почему упала икона.

    Несмотря на неодобрительное отношение священников к вере в приметы, люди веками наблюдали за причинами и следствиями различных событий, подмечали закономерности и последствия. Так и в случае с иконами. В народе считается, что такое падение предвещает несчастья и беды, не исключен и более плачевный исход.

    Однако, может быть, дело еще в том, что икона таким образом подталкивает человека к исповеди и замаливанию грехов. Вспомните, не совершали ли вы перед ликом святого каких-либо грешных дел и не оскорбили ли святого своим поведением или словом.

    К чему упала и разбилась икона?

    Когда икона просто падает, это внушает меньший страх, чем то, когда она падает и разбивается или трескается. Однако, и в этом случае не стоит сразу настраиваться на негатив и ждать беды. Скорее всего, лик святого разбился, чтобы предупредить вас о чем-либо. Возможно, был недавно большой грех с вашей стороны или вы отошли от своего истинного пути.

    К чему упала икона Божией Матери?

    Такая икона падает, скорее всего, к большим бедам и испытаниям в семье. Следует внимательно проанализировать происходящие и будущие события и понять, откуда может исходить угроза. Икону следует поднять, поцеловать, попросить прощения за все, что вы могли сделать не так, после чего отправиться в церковь и поставить свечки за здравие всех членов семьи, проживающих в доме, где упала икона. Не забудьте поставить свечу и помолиться самому образу Богоматери.

    К чему упала икона Николая Чудотворца?

    Николай Чудотворец своим падением может предупреждать о проблемах со здоровьем или о неожиданных материальных трудностях. Будьте осторожны и не предпринимайте никаких рискованных действий. Обдумывайте все еще тщательней, чем обычно, и будьте внимательны к другим возможным знакам или намекам.

    К чему упала икона Семистрельная?

    Семистрельная икона призвана охранять дом и живущих в нем людей от всякого зла, которое может проникнуть внутрь. Поэтому, если падает этот образ, следует полагать, что она спасла вас от негатива, попытавшегося попасть в дом. Поблагодарите святого за это и обязательно поставьте икону на место.

    Упала икона – к чему это может быть, вопрос, конечно, сложный, потому и рассматривать его стоит с учетом конкретных аспектов данного события. Чтобы максимально полно разораться в произошедшем, стоит обратиться к батюшке и испросить у него совета, поведав обо всех сопутствующих обстоятельствах. Если стекло или рама разбились или треснули, стоит заменить их на новые, только не выбрасывайте их в мусор, заверните в тряпочку, отнесите вместе с иконой священнику. Он подскажет, что вам сделать. Скорее всего, посоветует очистить их водой, а у самой иконы следует попросить прощение, поставив свечку тому святому, изображение которого упало.

    Примета: найти икону

    Противоречивой является примета – найти икону на улице. С одной стороны это может означать, что найденная икона именно вас и ждала, а с другой есть вероятность, что этот предмет полон негативной энергии. Помните, что через освященные предметы порчу передать нельзя, но увидев икону на улице, нельзя быть уверенным в том, что она освящена, а значит, легко могла стать объектом порчи.

    Поэтому, увидев икону на улице или в другом месте, где ее хозяина найти не представляется возможным, нельзя проходить мимо иконы. Поднимите ее, но памятуя о возможном негативном воздействии, не подбираете ее голыми руками. Возьмите платок и, завернув в него икону, подберите.

    Нести сразу в дом такую икону нельзя, но и проходить мимо тоже нельзя, потому как вдруг вы пройдете мимо помощи, которую вам хотел предложить Всевышний. Найти икону – примета по большей части хорошая, стоит лишь правильно поступить после того, как нашли образ. Отнесите икону в церковь и освятите ее.

    Посоветовавшись с батюшкой, решите, забирать вам икону домой или оставить в храме. Подаренными храму иконами вы уже не сможете распоряжаться, поэтому сразу хорошо все обдумывайте.

    По материалам сайта «Экстрасенс»

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Эту удивительную историю рассказала наша соседка по даче Ирина Валентиновна три года тому назад.

В 1996 году она поменяла место жительства. Книги, которых у неё было немало, женщина упаковывала в коробки. В одну из них она небрежно засунула очень старую икону Богородицы. С этой иконой ещё в 1916 году венчались её бабка с дедом. Таким образом, возраст иконы составлял более ста лет.

Переехав на новую квартиру, Ирина Валентиновна начала распаковывать вещи. Каково же было её удивление, когда ни в одной из коробок с книгами она не нашла старую икону. Женщина на несколько раз всё перепроверила, но Богородицу так нигде и не обнаружила.

В квартире никого не было. К вещам во время переезда люди не притрагивались. Коробки все были надёжно перевязаны шпагатом. Ни одна книга не пропала, а вот икона исчезла, причём самым непонятным и загадочным образом.

Ирина Валентиновна очень переживала по поводу пропажи. Женщину мучили нехорошие предчувствия, и она пошла в церковь. В божьем храме ей повстречался молодой священнослужитель. С ним она и поделилась проблемой. Но священник не придал словам женщины большого значения. Он посоветовал ещё раз тщательно проверить все вещи. Если икона не осталась на старой квартире, то должна где-то лежать.

В расстроенных чувствах Ирина Валентиновна направилась к выходу, но была остановлена пожилым батюшкой. Тот посоветовал ей как можно чаще молиться, ставить свечи этому церковному образу и постоянно просить прощение. Он пояснил, что в этом случае Бог простит небрежное отношение к Богородице и вернёт икону.

Ирина Валентиновна в точности выполнила совет. На протяжении долгого периода времени она ходила в церковь, ставила свечи, молилась, и просила простить её.

Однажды, придя домой, женщина подошла к книжному шкафу, чтобы взять необходимую ей книгу. Каково же было её удивление, когда среди корешков книг она вдруг увидела тёмную боковую сторону пропавшей иконы.

Та была бережна извлечена из шкафа. Хозяйка квартиры протёрла её от пыли и повесила в правом углу комнаты. Но как икона оказалась среди книг? Ирина Валентиновна регулярно ими пользовалась, но никогда раньше не находила святой образ.

Стало быть, свершилось чудо. Бог вначале наказал женщину за небрежное отношение к святыне, а потом, учитывая искреннее раскаяние, простил. Видимо икона всё время находилась в квартире, но хозяйка не могла её увидеть. Праведные молитвы раскрыли глаза женщине, и она, наконец, обрела то, что потеряла.

Рассказ для сайта подготовила Зимняя Вишня

Если вам приснилась икона, то отношения с партнером вы считаете греховными и неправильными. Какими тогда, по-вашему, они должны быть и нужно ли в этом случае руководствоваться какими-то правилами.

Нострадамус говорил: «Икона является символом духовности, пророчества, покаяния.

Сон, в котором вы молитесь перед иконой, означает, что вы слишком много внимания уделяете материальным проблемам и забываете о духовных.

Видеть во сне плачущую икону – дурное предзнаменование.

Если во сне вы держите в руках икону – наяву вы получите долгожданное известие.

Увидеть во сне, как вы ставите перед иконой свечу, – испытывать угрызения совести из-за прошлых ошибок.

Упавшая икона – символ роковой ошибки».

А болгарская прорицательница Ванга так трактовала сны, в которых появляется икона: «Видели во сне иконы в доме – такой сон предсказывает, что в вашей семье вспыхнет конфликт.

Если вам приснились иконы в церкви, то это означает, что единственным вашим спасением в трудное время будет вера, и пусть вы не очень религиозный человек, но придете в церковь как блудный сын, и Бог не отвернется от вас».

Д. Лофф писал: «Сны об иконах часто отражают либо силу, либо единство. Вы хотите чувствовать единство со Вселенной, и иконы являются подходящим звеном, позволяющим осуществить такое единение. Порой вам может сниться ситуация, в которой для разрешения конфликта вам необходима сверхъестественная сила. Иконы в этом случае послужат проводником или символом такой силы. Существует огромное количество доступных всем людям образов-икон. Те, которые вы обнаружите в своих сновидениях, будут иметь отношение еще и к вашему жизненному опыту (например, распятие, полная Луна, звезда Давида, Стоунхендж, Будда)».

Толкование снов из Психологического сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Икона

Сон, в котором вы видите икону, есть знак провидения, которое поставит вас перед испытанием, то ли вы выберете бесчестный путь, сулящий вам блага материальные, то ли предпочтете порядочность легкой наживе. Видеть во сне множество икон сразу – наяву испытаете радость в семье. Зажигать перед иконой свечки или лампаду – придется вытерпеть нужду и унижение.

Толкование снов из

Исчезновения великих реликвий России окутаны тайнами. Порой кажется, что нечто сверхъестественное намерено запутывает следы, ведущие к разгадке…

Библиотека Ивана Грозного

Считается, что библиотеку Ивана Грозного привезла в Россию Софья Палеолог. Василий III распорядился начать переводы этих книг: есть версия, что для этого в столицу был выписан известный ученый Максим Грек.

С «древней либереей» у Иоанна IV сложились особые отношения. Царь, как известно, был большим любителем книг и старался не расставаться с приданым своей византийской бабки. По легенде, Иван Грозный после своего переезда в Александровскую Слободу перевез с собой и библиотеку. Другая гипотеза говорит, что Иоанн спрятал её в каком-то надежном кремлевском тайнике. Но как бы оно ни было, после правления Грозного библиотека исчезла.

Существует множество версий пропажи. Первая – бесценные рукописи сгорели в одном из московских пожаров. Согласно второй версии, «либерею» во время оккупации Москвы вывезли на Запад поляки и там по частям распродали. По третьей версии, поляки действительно нашли библиотеку, но в условиях голода там же в Кремле её и съели.

Миф, как известно, создают люди. Впервые о "либерее" мы узнаем из Ливонской летописи. В ней описывается, как Иван IV призвал к себе пленного пастора Иоганна Веттермана и просил его перевести его библиотеку на русский язык. Пастор отказался.

Следующее упоминание встречается в уже в петровское время. Из записки пономаря Конона Осипова мы узнаем о том, что его друг, дьяк Василий Макарьев обнаружил в кремлевских подземельях комнату, заставленную сундуками, сказал об этом Софье, но та приказала о находке забыть. И вот, в русле классического сюжета, дьяк носил эту тайну с собой... пока не рассказал обо всем пономарю. Конон Осипов не только предпринял самостоятельные поиски заветной комнаты (ход оказался засыпан землей), но и поднял на поиски самого Петра I.

В 1822 году профессор Дерптского университета Христофор фон Дабелов написал статью «О юридическом факультете в Дерпте». Среди прочего, он процитировал документ, названный им «Указатель неизвестного лица». Это был ни много ни мало список рукописей, хранившихся в библиотеке Ивана Грозного. Когда оригиналом списка заинтересовался другой профессор, Вальтер Клоссиус, Дабелов заявил, что отправил оригинал в архив Пернова. Клоссиус предпринял поиски. Документа не оказалось ни фактически, ни в описи.

Тем не менее, в 1834 году, уже после смерти Дабелова, Клоссиус опубликовал статью «Библиотека великого князя Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича», в которой подробно рассказал о находке профессора и огласил список рукописей из «Указателя» - труды Тита Ливия, Тацита, Полибия, Светония, Цицерона, Вергилия, Аристофана, Пиндара и т. д.

Проводились поиски "либереи" и в XX веке. Как мы знаем, тщетно. Впрочем, академик Дмитрий Лихачев говорил о том, что вряд ли легендарная библиотека представляет большую ценность. Тем не менее, миф о "либерее" - очень живучий. Несколько веков он обрастал всё новыми «подробностями». Есть и классическая легенда о "заклятии": Софья Палеолог наложила на книги «проклятие фараонов», о коем узнала из древнего пергамента, хранившегося в той же библиотеке.

Уже более полувека идут поиски этого шедевра. Сюжет их похож на закрученнsq мистический и детективный роман одновременно.

В 1709 году мастер Шлютер сотворил для короля Пруссии Янтарный кабинет. Фридрих был в восторге. Но недолго. В комнате стали происходить странные вещи: сами гасли и вспыхивали свечи, открывались и закрывались гардины, а помещение регулярно наполнялось таинственным шепотом.

«Такой янтарь нам не нужен!» - решил монарх. Комнату демонтировали и убрали в подвал, а мастера Шлютера изгнали из столицы. Сын и приемник Фридриха – Фридрих-Вильгельм подарил янтарную комнату Петру I.

Несколько десятилетий разобранный кабинет пылился где-то на царском складе, пока его не обнаружила императрица Елизавета Петровна. Комнату благополучно собрали в Зимнем дворце, но что-то пошло не так.

Уже через месяц государыня велит настоятелю Сестрорецкого монастыря прислать тринадцать наиболее благочестивых монахов. Трое суток иноки проводят в янтарной комнате в посте и молитве. На четвертую ночь чернецы переходят к процедуре изгнания бесов. На время комната "успокоилась".

С началом Великой Отечественной войны кабинет таинственным образом оказался в Королевском замке Кёнигсберга. После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года янтарная комната бесследно исчезла, и её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой.

Предпринимались неоднократные поиски исчезнувшей реликвии. Все, кто в них участвовал, погибали при загадочных обстоятельствах .

Янтарная комната была восстановлена. Время от времени всплывающие на аукционах оригинальные вещи из "старой недоброй" янтарной комнаты подтверждают хорошую работу российских реставраторов.

Выдающийся памятник древнерусской архитектуры был построен при князе Андрее Боголюбском в 1164 году. По красоте, величию и архитектурной мощи он превосходил золотые ворота Киевские, Иерусалимские и Константинопольские.

Массивные дубовые створы ворот были украшены литыми золотыми пластинами. «Князь их золотом учини» как записано в Ипатьевской летописи.

Исчезли ворота в феврале 1238 года, когда к городу подошли татаро-монгольские рати. Хан Батый мечтал триумфально войти в город именно через Золотые ворота. Мечта не сбылась. Не помогла Батыю и публичная казнь перед Золотыми воротами князя Владимира Юрьевича, плененного в Москве.

На пятый день осады Владимир был взят, но через другие ворота. А Золотые ворота перед Батыем не открылись даже после взятия города. Согласно преданию, золотые пластины ворот сняли и спрятали горожане, чтобы уберечь реликвию от посягательств ордынцев. Спрятали так хорошо, что найти не могут до сих пор.

Их нет ни в музеях, ни в частных коллекциях. Историки, тщательно изучив документы тех лет и исходя из логики защитников Владимира, предполагают, что золото было спрятано на дне Клязьмы. Нужно ли говорить, что ни поиски профессионалов, ни копания черных археологов результата не принесли.

Между тем, створки Золотых Ворот Владимира числятся в реестрах ЮНЕСКО в качестве утраченной человечеством ценности.

Останки Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый, сын Владимира-крестителя, был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в мраморной гробнице св. Климента.

В 1936 году саркофаг вскрыли и с удивлением обнаружили несколько перемешанных останков: мужской, женский и несколько косточек ребенка. В 1939 году их отправили в Ленинград, где ученые Института антропологии установили, что один из трех скелетов принадлежит Ярославу Мудрому. Однако оставалось загадкой кому принадлежат другие останки и как они туда попали.

По одной из версий, в гробнице упокоилась единственная жена Ярослава, скандинавская принцесса Ингегерде. Но кем приходился Ярославу ребенок, похороненный вместе с ним?

С появлением ДНК-технологий, вопрос вскрытия гробницы встал опять. Мощи Ярослава - самые древние из сохранившихся останков рода Рюриковичей, должны были «ответить» на несколько вопросов. Главный из которых: род Рюриковичей – скандинавы или все-таки славяне?

10 сентября 2009 года, глядя на побледневшего антрополога Сергея Сегеду, сотрудники музея Софийского собора поняли: дела плохи. Останки великого князя Ярослава Мудрого пропали, а на их месте лежал совсем другой скелет и газета «Правда» за 1964 год.

Загадку появления газеты разгадали быстро. Ее забыли советские специалисты-последние, кто работал с костями. А вот с «самозваными» мощами дело обстояло сложнее. Выяснилось, что это женские останки, причем из двух скелетов, датирующихся совершенно разным временем! Кто эти женщины, как их останки оказались в саркофаге, и куда пропал сам Ярослав, по-прежнему остается тайной.

Яйцо Фаберже. Подарок Александра III супруге

Император Александр III преподнес его в качестве подарка своей супруге Марии Фёдоровне на Пасху в 1887 году. Яйцо было изготовлено из золота и обильно украшено драгоценными камнями; его опоясывают венки из листьев и роз, инкрустированные бриллиантами, а дополняют всё это блистательное великолепие три крупных сапфира. Внутри спрятан швейцарский часовой механизм от мануфактуры Vacheron& Constantin. Во время революции подарок монарха был конфискован большевиками, однако, он «не ушел» из России, так как упоминался в советской описи 1922 года. Впрочем, это был последний «след» драгоценного яйца, антиквары считали его утерянным.

Каково же было удивление специалистов, когда американский коллекционер увидел фотографию шедевра в старом каталоге аукционного дома Parke Bernet (сейчас Sotheby"s) за 1964 год. Согласно каталогу, раритет ушёл с молотка как простое ювелирное изделие, в качестве изготовителя которого значился некий «Кларк».

Царский подарок был продан за смешные деньги - $2 450. Эксперты воспряли духом, так как стало известно, что яйцо в то время было в Великобритании, и вряд ли до сих пор вывезено за границы страны. Вероятнее всего, нынешние владельцы даже не подозревают об истинной ценности яйца. По оценкам экспертов, его стоимость сейчас составляет порядка 20 миллионов фунтов.

Казанская икона Божией Матери

Святой образ был обретен 8 июля 1579 года через явление Божией Матери малолетней Матроне, на пепелище дома казанского стрельца. Обернутая в ветхий рукав икона нисколько не пострадала от огня. То, что образ чудотворный, стало понятно сразу. Во время первого же крестного хода обрели зрение два казанских слепца. В 1612 году икона прославилась как покровительница Дмитрия Пожарского во время сражения с поляками.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился именно перед иконой Казанской Божией Матери. Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат в 1812 году. Еще при Иване Грозном икону одели в ризу червонного золота, а Екатерина II в 1767 году при посещении Богородицкого монастыря надела на икону бриллиантовую корону.

29 июня 1904 года икона пропала. Из храма украли две святыни: иконы Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный. Вор быстро обнаружился, крестьянин Варфоломей Чайкин, церковный тать. Подсудимый утверждал, что драгоценный оклад продал, а сам образ сжег в печи. В 1909 году появились слухи, что икона нашлась у старообрядцев. И началось…

Сразу несколько заключенных, сидящих в разных тюрьмах, признались, что знают местонахождение святыни. Активные поиски велись вплоть до 1915 года, но ни одна из версий не привела к обретению чудотворного образа. Была ли сожжена икона? И куда делась ее драгоценная риза? До сих пор это одна из величайших загадок нашей истории.

С именем этой княжны-игуменьи связано создание в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей знаменитого креста. Шедевр древнерусского ювелирного искусства служил также ковчегом для хранения христианских святынь, полученных из Константинополя и Иерусалима.

Шестиконечный крест был богато украшен драгоценными камнями, орнаментальными композициями и двадцатью эмалевыми миниатюрами с изображениями святых. В пяти квадратных гнездах, расположенных в середине креста, находились реликвии: капли крови Иисуса Христа, частица креста Господнего, кусочек камня от гроба Богородицы, части мощей святых Стефана и Пантелеймона и кровь святого Димитрия. По сторонам святыня была обложена двадцатью серебряными пластинками с позолотою и надписью, предостерегающей того, кто украдет, отдаст или продаст святыню, ожидает страшная кара.

Несмотря на это, страх перед карой Божьей мало кого останавливал. На рубеже XII-XIII веков крест вывезли из Полоцка смоленские князья. В 1514 году он перешел к Василию III, захватившему Смоленск. В 1579 году после захвата Полоцка поляками святыня досталась иезуитам. В 1812 году крест замуровали в стене Софийского собора подальше от глаз французов. В годы революции реликвия стала музейным экспонатом города Могилева.

Сотрудники музея, конечно, стали отмечать массовое паломничество к святыне. Крест перенесли в хранилище. Его хватились только в 1960-е годы. Выяснилось, крест исчез…

Разрабатывалось более десяти версий исчезновения древней реликвии. Есть версия, что её нужно искать в музейном архиве какого-нибудь провинциального российского городка. А может, крест достался кому-то из высших военных чиновников того времени… Допускается также версия, что крест Ефросиньи Полоцкой оказался в США вместе с другими ценностями, переданными в счет оплаты за американскую военную помощь. А есть предположение, что крест и вовсе не покидал Полоцка, а в 1812 году, святыню просто забыли «размуровать», приняв за настоящий крест одну из многочисленных подделок.

Есть в Португалии небольшой городок - Фатима. В туристических путеводителях он отмечен как одно из важнейших паломнических центров всего Пиренейского полуострова. Но удивительно то, что, оказывается, святыня в Фатиме непосредственно связана с Россией, а главное - и об этом не пишут никакие путеводители! - с католическим храмом соседствует православный, который вплетен в историю одной из самых загадочных пропаж XX века…

…Обогнув справа храм и пройдя несколько десятков метров по парку, вдруг увидел поднимающуюся из-за деревьев православную луковку. А через пару минут передо мной предстала и церковь - судя по архитектуре, не очень давней постройки. Точнее не церковь, а довольно внушительное здание, над центральной частью которого и красовался купол-луковка. Неподалеку от него, на крыше, в небо смотрела тарелка спутниковой антенны.

Это здание «Голубой дивизии», - объяснила гид.

Что за «Голубая дивизия»? Откуда православный храм в паломническом центре католиков? Вопросы, увы, оставались пока без ответов.

Мы прошли внутрь. На втором этаже, под куполом, помещалась церковь. Действительно православная. Среди икон я нашел образ преподобного Германа Аляскинского, канонизированного русской зарубежной православной церковью и наиболее почитаемого в Америке. Больше ничего узнать о храме не удалось: коридоры и лестницы здания были пустынны, а внизу, в холле, у киоска, где продавались иконки, открытки, религиозная литература и видеокассеты, висела табличка: «Буду через полчаса».

Но прежде чем мы покинули храм, гид поведала мне самое удивительное: долгие годы, до недавнего времени, здесь хранилась подлинная икона Казанской Богоматери, считающаяся пропавшей уже много десятков лет! Позже эту информацию мне подтвердил и португальский журналист Жозе Мильязеш Пинту, много лет проведший в России и хорошо знающий нашу страну. Жозе еще сам видел икону в Фатиме - старинную, в дорогом золотом окладе, украшенном драгоценными камнями…

…В 1579 году в Казани, которая лишь совсем недавно была отвоевана у татар, разразился мощнейший пожар, истребивший значительную часть города. Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец хотел приступить к постройке нового дома на пепелище, его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Божья Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтоб они взяли икону Ее из недр земли, и указала ей место на пепелище сгоревшего дома, где икона скрывалась. Девочка сначала никому о своем сне не говорила, потом сказала матери, но та не обратила внимания на слова ребенка. Когда же сон повторился в третий раз, Матрона все-таки заставила свою мать прислушаться. И 8 июля Матрона на пепелище нашла икону, на которую ей указала Божья Матерь.

Икона была завернута в рукав ветхой одежды, но при этом сама совсем не пострадала. С иконы сняли список и послали царю Ивану Грозному, который повелел на месте обретения иконы основать женский монастырь…

С той поры икона находилась в Богородицком монастыре в Казани, инокиней которого стала нашедшая ее Матрона. Поначалу икона была чтима лишь как местная. Но в 1611 году, в Смутное время, ее список приносили из Казани в Москву вместе с казанским ополчением в стан князя Дмитрия Пожарского по распоряжению патриарха Гермогена (на следующий год погибшего мученической смертью и причисленного впоследствии к лику святых). 22 октября 1612 года этот список находился у Дмитрия Пожарского во время сражения с поляками. Князь, как известно, одержал победу, и царь Михаил Федорович велел чествовать чудотворную икону дважды - 8 июля, в день ее обретения, и 22 октября, в день связанной с ней победы русского оружия.

Оригинал же иконы так и оставался в казанском Богородицком монастыре, став на три века важнейшей святыней не только города, но и России. Паломники со всей страны специально приходили в Казань поклониться святому лику, который продолжал творить чудеса.

Еще при Иване Грозном икону одели в ризу червонного золота, а Екатерина II в 1767 году при посещении Богородицкого монастыря надела на икону бриллиантовую корону. Вельможи и купцы соревновались в украшении иконы драгоценными камнями и жемчугами…

Но 29 июня 1904 года икона пропала. С этого момента и начинается удивительная история ее поисков, неожиданных ее появлений в различных местах, мистификаций и загадок.

Дело о пропаже и поисках иконы Казанской Богоматери - одно из самых известных в российской дореволюционной криминалистике. Расследование с перерывами велось более десяти лет. В архиве Департамента полиции хранилось два обширных тома «О похищении в Казани из девичьего монастыря чудотворной иконы Казанской Божией Матери», которые охватывают период 1910–1917 годов.

Пропажа иконы взбудоражила всю страну и обсуждалась на самом высоком уровне, вплоть до императора Николая II. В томах дела масса писем и телеграмм от таких людей, как председатель совета министров Столыпин, министр юстиции Щегловитов, министр внутренних дел Хвостов, директор департамента полиции Виссарионов, член государственного совета, камергер двора князь Ширинский-Шихматов, московский генерал-губернатор Гершельман, князь Оболенский, начальник московской сыскной полиции Кошко, великая княгиня Елизавета Федоровна, церковные иерархи…

Пропажу святыни обнаружили ранним утром 29 июня 1904 года. Дверь в храм была взломана, церковный сторож Захаров связан. Исчезли две иконы: Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный.

На ноги тут же была поднята полиция, и по горячим следам похититель был быстро найден. Им оказался Варфоломей Чайкин (известный еще как Стоян), крестьянин двадцати восьми лет, рецидивист и специалист по церковным кражам. В 1903 году он похитил из Спасского монастыря в Казани митру и другие церковные вещи, в Коврове из кладбищенской церкви - ризу с иконы, в 1904 году совершил кражи в Рязани, в Туле (тогда была похищена риза с иконы Казанской Богоматери стоимостью 20 тысяч рублей), в Ярославле. Причем самих образов он не крал, а лишь сдирал с них ризы. И на этот раз он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи.

25 ноября 1904 года начался судебный процесс. На нем было шесть подсудимых: сам Чайкин-Стоян и некто Комов - виновники кражи, церковный сторож Захаров, которого подозревали в соучастии, ювелир Максимов, обвинявшийся в содействии и скупке золота и жемчугов с икон, сожительница Чайкина Кучерова и ее мать Шиллинг, которых обвиняли в укрывательстве виновников кражи и похищенных ценностей.

Примечательно, что Чайкин на предварительном следствии отрицал уничтожение икон. Но сожительница, ее малолетняя дочь и мать показывали, что видели, как он разрубал иконы на щепки и сжег в печи. При обыске в печи были действительно найдены 4 обгорелые жемчужины, загрунтовка с позолоты, 2 проволоки, 2 гвоздика, 17 петель, которые, по показаниям монахини-свидетельницы, находились на бархатной обшивке иконы. По показаниям Шиллинг, пепел от икон был брошен в отхожее место, где и был найден полицией.

В итоге Чайкину дали двенадцать, а Комову - десять лет каторги, Максимову - два года и девять месяцев исправительных арестантских отделений, Кучеровой и Шиллинг - пять месяцев и десять дней тюрьмы. Захарова оправдали.

Однако поиски иконы и проработка других возможных версий продолжались. Уж больно большую ценность для всех россиян имела знаменитая икона, не говоря уж о стоимости ее оклада, уж больно мощный резонанс вызвало это похищение. Тем более что помимо следов сожжения иконы и некоторых деталей оклада, а также показаний подсудимых, никаких других свидетельств у полиции не было. Стоит также помнить, что похищены были две иконы, и пепел мог принадлежать лишь одной из них - менее ценному Спасу Нерукотворному. К тому же оклады обеих икон найдены так и не были. Поэтому возникла версия, что икону Казанской Богоматери Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам - они действительно занимались широкой скупкой дониконовских икон, в частности брали их из старинных московских храмов во время разорения Москвы в нашествие Наполеона.

12 ноября 1909 года в недрах полиции появился секретный доклад. В Казань был послан специальный чиновник, так как до министерства дошли «серьезные сведения о сохранности чудотворной иконы Казанской Божией Матери». Товарищ министра внутренних дел Курлов отстранил казанского губернатора и начальника казанского жандармского управления от розыска, доверив его автору доклада Прогнаевскому. А Кошко направил в помощь ему двух самых опытных агентов. Один из них и доложил о продаже иконы старообрядцам.

Чайкин в то время находился в тюрьме в Ярославле. К нему подослали шпионов, через которых полиция надеялась узнать о местонахождении святыни. Но он теперь лишь твердил о сожжении иконы, а не о продаже. Однако слухи о возобновлении следствия расходились уже по всей империи, причем не минуя и тюрем.

И вот неожиданно иеромонах Иллиодор получает из саратовской тюрьмы от арестанта Кораблева письмо, в котором тот говорит, будто знает, где находится икона. Иллиодор тут же докладывает об этом епископу Саратовскому Гермогену, который вступает в контакт с Кораблевым.

Кораблев сообщает, что икона якобы действительно находится у старообрядцев, и обещает помочь ее вернуть. Он даже намекает на то, что, возможно, для ее вызволения придется пойти на преступление, но он готов на все, если ему смягчат участь и переведут в другую тюрьму, где он смог бы вступить в контакт с другими участниками «дела». Однако если отцы Гермоген и Иллиодор верят Кораблеву, опытный в делах сыска Прогнаевский вскоре убеждается, что никаких данных у арестанта нет, а он просто хочет организовать побег.

Но у «версии» Кораблева находятся влиятельные сторонники. Гершельман, например, говорил о возможности смягчения участи Кораблева даже на аудиенции у Николая II. Но самое примечательное: он считал, что «важно восстановить святыню», так как для церкви и православных «не так важно, будет ли получена действительно украденная икона или какая-нибудь другая».

Тем не менее после заключения Прогнаевского вновь начинается следствие. На этот раз уже в Санкт-Петербурге - к этому времени Чайкин находится в знаменитой Шлиссельбургской тюрьме.

Известный криминалист Михаил Гарнет, автор многих работ по истории русской криминалистики, считал, что доказательства сожжения Чайкиным иконы неоспоримы. По его мнению, это подтверждается показаниями осужденного на допросе в Шлиссельбурге 29 июня 1912 года. Чайкин тогда говорил: «Мне ужасно хотелось тогда доказать всем, что икона вовсе не чудотворная, что ей напрасно поклоняются и напрасно ее чтут».

Однако поиски иконы продолжались. И тут возникает «дублер» Кораблева - каторжанин читинской тюрьмы Блинов. Причем все идет по тому же сценарию. Блинов просит о смягчении участи, о переводе в другую тюрьму. Его версию поддерживают епископ Читинский Иоанн и даже великая княгиня Елизавета Федоровна, которую ставят в известность о предложениях арестанта и которая через посредников вступает в переговоры с вором. В 1915 году, несмотря на уже идущую мировую войну, в Курске проводится специальное совещание по разработке новой версии. Однако следователи обнаруживают, что Кораблев лишь хотел сделать копию и выдать ее за настоящую икону, и его снова заковывают в кандалы. Окончательной правды не удалось добиться и от Чайкина.

Так поиски пропавшей иконы в России ни к чему не привели. А затем началась революция, гражданская война. Было уже не до иконы…

Была ли сожжена икона? Если нет, где она находится? А если была действительно уничтожена Чайкиным, то куда делась ее драгоценная риза? Эти вопросы так и оставались без ответа многие годы. Конечно, специализация Стояна на похищении одних лишь окладов, показания его самого и свидетелей подтверждают версию об уничтожении иконы. Но, с другой стороны, прожженный рецидивист прекрасно понимал, что стоимость самого образа гораздо выше стоимости ее ризы. И в уничтожение им святого лика только по «идейным соображениям» верится с трудом.

Если же икона Казанской Богоматери была на самом деле сожжена, то какой же образ висел в Фатиме? Подделка? А может, старинный список?

Действительно, проследить возможный путь иконы из России в Португалию было бы гораздо проще, если бы с нее еще в XVI – самом начале XVII века не было сделано несколько списков, причем следы некоторых из них тоже теряются.

Вспомним, что сразу по обретении иконы в Казани с нее был сделан список и отправлен Ивану Грозному. Известно также, что в Москву к Дмитрию Пожарскому в 1611 году вместе с казанским ополчением попал другой список из Казани. После решающей победы над поляками он принадлежал князю Пожарскому и находился в его приходской церкви - Введения на Лубянке, а в 1633 году был собственноручно перенесен князем в Казанский собор на Красной площади. Значит, в начале XVII века в Москве было уже два списка чудотворной иконы.

Как повествует церковная литература, икона Казанской Богоматери, перенесенная из Казани в Москву в 1579 году (вероятно, тот самый список, сделанный сразу по обретении иконы), оставалась там до 1721 года. Тогда, по воле Петра I, она была перенесена в Петербург, во временную каменную церковь, которая стояла на месте нынешнего Андреевского собора на Васильевском острове, а оттуда - в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. В правление Анны Иоанновны был возведен деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте около нынешнего Казанского собора. Туда в 1737 году и перенесли икону, украшенную по распоряжению императрицы драгоценными камнями. Со времен Павла I собор именовался Казанским. 15 сентября 1811 года, по сооружении нового здания собора (ныне существующего), икона была перенесена и помещена в его иконостас. Известно также, что императрицы Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна прибавили к окладу иконы много драгоценных камней и жемчуга, а от великой княгини Екатерины Павловны получен в дар редкой величины синий яхонт.

В книге Семена Звонарева «Сорок сороков» говорится, что «петербургский» список в начале XIX века был сделан с иконы, хранящейся в Казанском соборе Москвы, специально для Казанского собора в «северной столице». А значит, сам список, сделанный для Ивана Грозного, оставался в первопрестольной.

Но какая бы икона ни попала в Петербург - оригинал, выполненный в 1579 году для Ивана Грозного, или список с принадлежавшего Пожарскому образа, который был сделан в начале XIX века, - не вызывает сомнений одно: этот образ после закрытия Казанского собора на Невском проспекте был перенесен во Владимирский храм, Действующий и по сей день.

А что же стало с иконой, находившейся в Казанском соборе в Москве? После закрытия собора на Красной площади его храмовый образ был сначала передан в Богоявленский собор в Дорогомилове (ныне разрушен), а из него после закрытия и этого храма в 1930-е годы икона пропала…

Любопытно, что в Москве, в Богоявленском соборе в Елохове, ныне имеется еще один список Казанской иконы, также находившийся в казанском ополчении в 1612 году.

Разобраться во всем этом довольно сложно, так как в церковной литературе списки тоже называют «чудотворными иконами», и понять, идет ли речь об оригинале или о копиях, невозможно.

Наверняка же известно следующее. Список, сделанный для Ивана Грозного (1579 год), либо находится в Петербурге, либо он пропал. Один список (не позднее 1611 года), прибывший в Москву с казанским ополчением, находится в Елоховском соборе в Москве. Другой список (не позднее 1611 года), также из ополчения князя Пожарского и хранившийся в Казанском соборе в Москве, утерян. Соответственно, мы имеем дело не с одной пропажей: в 1904 году в Казани исчез оригинал, в 1930-е годы в Москве исчез список, находившийся в Казанском соборе. Возможно, исчез (правда, неизвестно когда и где) и самый первый список, выполненный в 1579 году. Значит, если Чайкин сжег оригинал, то в Фатиме мог объявиться один из старинных списков. Так что надо искать следы не одного, а нескольких образов. А раз так, то легче вести поиски с конца, то есть из Фатимы.

Время пропажи одного из старинных списков иконы Казанской Богоматери - 1930-е годы - невольно наталкивало на мысль о возможной причастности к появлению образа на Пиренейском полуострове известного коллекционера Калюста Гульбенкяна, музей имени которого является важнейшим художественным музеем Португалии. Дело в том, что в конце 1980-х годов в журнале «Огонек» появилась большая статья о художественных ценностях, проданных в 1920–30-е годы из советских музеев за рубеж, в которой говорилось и о нефтяном магнате Калюсте Гульбенкяне.

Ссылаясь на монографию Джона Уокера о вашингтонской Национальной галерее, автор статьи в «Огоньке» пишет, что в конце 1920-х – начале 1930-х годов Гульбенкян, иракский армянин, глава «Ирак петролеум компани», помог русским коммунистам реализовать на мировом рынке нефть и уговорил их продать ему ряд произведений искусства из Эрмитажа, чтобы увеличить запасы твердой валюты. Для этого он попросил одного молодого немецкого историка искусств быть его агентом по приобретению произведений искусства в СССР. Но тот от его предложения отказался.

Однако, говорится далее в статье, Калюст Гульбенкян успел кое-что приобрести и существенно пополнил основанный им в португальской столице культурный фонд - «своеобразный филиал Эрмитажа», открытый Гульбенкяном в 1930-е годы. Поэтому, подумал было я, не мог ли пропавший в 1930-е годы список какими-то путями оказаться в его коллекции в Лиссабоне, а уже оттуда перекочевать в Фатиму?

Однако оказалось, что статья в «Огоньке» содержит ряд существенных неточностей. А визит в Музей Гульбенкяна и наведение самых первых справок сразу разрушили эту версию. Музей Калюста Гульбенкяна в Лиссабоне является частью приватного фонда, созданного нефтяным магнатом, которому Португалия во время Второй мировой войны предоставила убежище и налоговые льготы. В благодарность за это Гульбенкян и передал приютившей его стране свои художественные коллекции и львиную долю своего несметного состояния в виде культурного фонда в 1955 году.

Таким образом в 1930-е годы «филиал Эрмитажа» в португальской столице Гульбенкян создать никак не мог. К тому же Гульбенкян, действительно покупая в Советской России произведения искусства, не ведал, что ему продают шедевры из музеев. И, узнав это, он отказался впредь приобретать картины в СССР. Об этом свидетельствует письмо, написанное Гульбенкяном 31 июля 1930 года Георгию Пятакову, главе Госбанка СССР: «Вы знаете, я всегда придерживался мнения, что вещи, которые многие годы хранятся в ваших музеях, не могут быть предметом распродаж. Они не только являются национальным достоянием, но и великим источником культуры и национальной гордости… Я искренне убежден, что вы не должны ничего продавать даже мне…»

Так что обвинения в адрес создателя богатейшего музея Португалии в заведомом опустошении художественных собраний России несправедливы. Любопытно, что текст этого письма цитируется и в «огоньковской» статье. Однако ее автор почему-то не берет его в расчет. Но для нашего розыска главное другое: Гульбенкяна интересовали произведения лишь классиков западноевропейской живописи и искусство Востока. В общем, как бы то ни было, икона Казанской Богоматери в Португалию попала не через Гульбенкяна. Но тогда как?

Поэтому я решил выяснить, что это за организация «Голубая дивизия», которая построила рядом с католической святыней православный храм, где икона и хранилась?

И тут мне помог Жозе Мильязеш Пинту. Прежде всего, он рассказал мне о православной церкви в Фатиме и «Голубой дивизии».

Оказалось, что «Голубая дивизия» - католическая организация антикоммунистической направленности, которая была создана после Второй мировой войны в США с целью препятствовать распространению коммунизма в мире. Особенно прочны ее позиции в Латинской Америке, а также Испании и Португалии. И на месте явления Божией Матери в Португалии - а данные Ею в 1917 году пророчества непосредственно касались судьбы России - «Голубая дивизия» и решила поместить знаменитую чудотворную икону из России. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия» построила в 1950-е годы, а православная церковь при нем, зовущаяся там «Византийской», была специально предназначена для знаменитой иконы. Так что икона попала в Португалию из США. И значит, в Америку ведут следы пропавшего образа из России.

Мильязешу Пинту удалось проследить и путь чудотворного образа из России в Фатиму. Согласно его данным, исчезнувшая в 1904 году икона с войсками Врангеля была перевезена в Крым, оттуда в Румынию, а затем оказалась в США. А там от русских эмигрантов икона и перешла к «Голубой дивизии».

История эта выглядит весьма правдоподобно, однако удивительно, как о столь знаменитой иконе не было ничего слышно несколько десятилетий!

Интересно, что в 1960-е годы из Англии поступили сведения, что у одного коллекционера обнаружена «древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную». Ее - как говорится в книге «Сорок сороков» - перевезли в США, где архиепископ Сан-францисский Иоанн Шаховской попытался организовать сбор средств для приобретения святыни, но нужной суммы собрать так и не удалось. Как икона оказалась у коллекционера в Англии (говорят, он выставлял ее на знаменитой «Сотби») - информации об этом нет. Но главное, что и по этой версии Казанская Богоматерь оказалась в Америке! Но что это была за икона? Оригинал (уцелевший, а вовсе не сожженный Чайкиным)? Один из старинных списков? Подделка?

Относительно иконы, прибывшей из Англии, специалисты выяснили, что оклад ее - подлинный, с самого чудотворного образа из Казани, украденный Чайкиным, но сама она - замечательная копия XX века. О дальнейшей судьбе этого образа в книге «Сорок сороков» говорится следующее: «В конце концов икона была приобретена католической церковью и помещена в знаменитом месте явления Божией Матери в Португалии в 1917 году - Фатиме, в Восточном центре католиков».

Какая же из версий ближе к истине? Если верить Мильязешу Пинту, икона оказалась в Фатиме еще в конце 1950-х годов. В Англии же икона «всплыла» только в 1960-е годы. Причем и она якобы завершила свой путь в Португалии. Какая же все-таки икона попала на Пиренейский полуостров из США? Может, еще один «двойник»? Но как тогда быть с окладом висевшей в Фатиме иконы, который, судя по описаниям португальского журналиста, был старинным и, возможно, действительно принадлежал оригинальной иконе? Так что необходимо искать следы иконы все-таки в США 1950–1960-х годов.

Единственное, что можно сказать почти с уверенностью, - оклад иконы, хранившейся в Фатиме, был подлинный. Но насчет самой иконы ясности нет. Была ли это оригинальная икона из Казани, «московский» список из Казанского собора, пропавший в 30-е годы, или «прекрасная копия» XX века?

Дать ответ на этот вопрос было бы несложно, если бы можно было увидеть саму икону. Но она вновь исчезла из поля зрения. Правда, на сей раз это была уже не пропажа. И следы иконы не потерялись: она оказалась в Ватикане.

Как удалось выяснить Жозе Мильязешу Пинту, по условиям прежних владельцев иконы, она должна была вернуться в Россию после падения коммунистического режима. Возможно, икона и возвратилась бы после всех перипетий на родину. Однако возникло одно весьма существенное препятствие.

Кому возвращать образ? Русской православной церкви или Русской зарубежной православной церкви? К сожалению, обе церкви пока никак не могут прийти к согласию. Поэтому вместо России икона из Фатимы и была переправлена в Ватикан, где находится и по сей день. И когда Россия вновь обретет ее, так и неясно.

Так что по-прежнему судьба чудотворной иконы Казанской Богоматери окружена загадками. На многие вопросы могла бы пролить свет экспертиза «всплывавших» в Англии, в США, а затем и Португалии иконы и оклада, но до недавнего времени ни Ватикан, ни тем более такие организации, как «Голубая дивизия», не были доступны для наших специалистов. А нынешним (как и бывшим) обладателям святого образа, естественно, не очень бы хотелось, чтобы в результате экспертизы икона, вокруг которой в XX веке было столько шума, оказалась подделкой. Здесь будет уместно вспомнить, что еще в дореволюционной России имевший аудиенцию у Николая II московский генерал-губернатор Гершельман считал, что «важно восстановить святыню», и «не так важно, будет ли получена действительно украденная икона или какая-нибудь другая».