Виды человеческих знаний
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
- как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
- как познавательно значимая информация;
- как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью - практическим отношением.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. - соответствуют специфические виды знаний.
Виды знания
Наименование | Сущность |
Житейское | Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повсед-невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию |
Научное | Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Практическое | Овладение вещами, преобразование мира |
Художественное | Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии |
Рациональное | Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением |
Иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Формы знания
Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».
B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.
Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой
культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.
(А. Г. Спиркин )
Пояснение.
1) заблуждение:
Отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;
2) причины:
Культ науки, присущий современному обществу;
Наличие специфического типа мышления.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) два других различия, например:
Могут быть названы другие различия
Пояснение.
Могут быть даны такие объяснения:
1) не все проблемы могут быть изучены, поняты в рамках одного вида (формы) познания;
2) эмпирическое и теоретическое познание взаимосвязаны и едва ли могут быть изолированы друг от друга (эмпирическая информация фиксируется в понятиях, суждениях, умозаключениях и др.);
3) сочетание различных видов (форм) познания даёт наиболее полноценную картину мира.
Могут быть даны другие объяснения
Пояснение.
Должны быть даны ответы на три вопроса:
1) ответ на первый вопрос:
Эмпирический характер;
2) ответ на второй вопрос:
Ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и c природой;
3) ответ на третий вопрос:
Познание - вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Познание
– это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура
процесса познания:
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм
- единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм
- наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание - результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение
– знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское
- основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое
- основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное
- строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное
- характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное
- отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное
- отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень
методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. |
теоретический уровень
методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход
:
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ
– это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон
– свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).
«Все люди по природе жаждут знать»
Так звучит знаменитое первое предложение Аристотелевой «Метафизики». Здесь можно подметить интересную особенность: знание, по крайней мере со времен Аристотеля, может пониматься как желание, образно говоря, как интеллектуальная жажда. Когда знание понимается как желание, оно, по определению, должно сопровождаться некой нуждой, отсутствием чего-либо. Жаждущие знания еще не владеют им, находясь пока что в его поисках. Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно -- оно делает человека человеком.
Тем не менее если мы выйдем за рамки гуманистической традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Одним из примеров этого служит философия даосизма, согласно которой знать что-либо хорошо часто означает овладеть этим в совершенстве. Часто, говоря «знать», мы подразумеваем «знать, как...» (т.е. «уметь»), а не «знать, что...». Похоже, такая разновидность знания - скорее практическая, нежели интеллектуальная - чрезвычайно ценится Лао-цзы . Впрочем, это уже относится скорее к классификации знания. А прежде чем приступить в классификации знания, целесообразней было бы определиться с самим понятием знания.
В широком смысле, знание -- субъективный образ реальности в форме понятий и представлений .
Знание в узком смысле -- обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу .
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Итак, многозначность термина «знание»:
Знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
Знание как познавательно-значимая информация;
Знание как отношение человека к действительности .
Из всего вышеназванного можно сделать заключение, что знание -- результат познавательной деятельности человека, некая совокупность сведений и познаний в какой-либо области. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. -- соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу .
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Обыденно-практическое -- знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.
Научное -- знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание -- процесс получения объективного, истинного знания. Его задача -- описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) .
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания .
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием -- эзотеризм .
Также разделяют формы знания по степени научности, знания могут быть научными и вненаучными.
Научные знания могут быть:
Эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
Теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).
Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.
Теоретические знания -- абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Вненаучные знания могут быть :
паранаучными -- знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -- около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
лженаучными -- сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
квазинаучными -- они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.;
антинаучными -- как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
псевдонаучными -- представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
обыденно-практическими -- доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;
личностными -- зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.
Народная наука -- особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) .
По иным источникам, виды знания классифицируют следующим образом:
Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности .
1. Познание мира. Виды человеческих знаний.
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний:
Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет-ся важнейшей ориентировочной основой повсед-невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата-ции фактов и их описанию)
Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на-стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. - Реальность облекается в форму отвле-ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край-не абстрактные формы)
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний:
1 Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
2 Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
3 Донаучное - прототип, предпосылки научного знания
4 Паранаучное - несовместимое с имеющимся научным знанием
5 Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки
6 Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Познание - это процесс получения знаний. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно являются либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности .
На первой, которая называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitw — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание
(от лат. ratio — разум). На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим мирсм, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Формы рационального познания являются:
А) Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
б) Суждение есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
в) Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
2. Преступление, его виды.
Уголовные правоотношения - это урегулированные нормами уголовного права отношения между преступником и государством по поводу преступления.
Отраслью российского права, регулирующей отношения, которые возникают в связи с совершением преступления, является уголовное право.
Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, цели и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Ни одна другая отрасль права не регулирует уголовно-правовые отношения.
Источники уголовного права .
Единственный источник российского уголовного права - Уголовный кодекс РФ (УК). Общие принципы и основания уголовного законодательства установлены Конституцией РФ.
Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.
Правила уголовного производства собраны в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ).
Что такое преступление ?
Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Классификация преступлений .
По объекту совершения преступления :
1) преступления против личности;
2) преступления в сфере экономики;
3) преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
4) преступления против государственной власти;
5) преступления против военной службы;
6) преступления против мира и безопасности человечества.
По характеру и степени общественной опасности :
1) преступления небольшой тяжести (до 2 лет лишения свободы);
2) преступления средней тяжести: неосторожные деяния (более 2 лет лишения свободы), умышленные деяния (до 5 лет лишения свободы);
3) тяжкие преступления (до 10 лет лишения свободы);
4) особо тяжкие преступления (свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание).
Вина - психическое отношение лица к совершенному им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Предпосылкой вины является вменяемость лица и достижение им установленного законом возраста ответственности уголовной.
В зависимости от формы вины преступления подразделяются на умышленные и совершенные по неосторожности.
Формы вины :
1) умышленная с прямым умыслом;
2) умышленная с косвенным умыслом;
3) неосторожная по легкомыслию;
4) неосторожная по небрежности.
3. Уголовная ответственность .
Что такое уголовная ответственность ?
Уголовная ответственность - разновидность юридической ответственности как обязанности лица отвечать (претерпевать лишения, предусмотренные законом) за совершенное преступление.
Это наиболее строгий вид правовой ответственности.
Признаки уголовной ответственности :
1) наличие перечня преступлений, за совершение которых возможна уголовная ответственность;
2) причисление деяния к преступлениям только на основе закона;
3) рассмотрение уголовного дела только судом;
4) особый процессуальный порядок;
5) возможность применения мер пресечения (подписка о невыезде, арест, заключение под стражу)
6) может быть подвергнуто только физическое лицо (носит личный характер);
7) разнообразие и особая строгость уголовного наказания, крайне неблагоприятные последствия для осуждённого (лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь);
8) наличие особого состояния после отбытия наказания, ограничивающего правовой статус человека, - судимости.
Основания применения уголовной ответственности :
1) Совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего все признаки состава преступления (фактическое основание );
2) наличие уголовно-правовых норм, определяющих содержание совершенного деяния и устанавливающих за него наказание (юридическое основание ).
Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, реализуется - с момента привлечения лица к ответственности, прекращается - с актом амнистии, помилования, со снятием или погашением судимости.
Виды уголовных наказаний .
Уголовное наказание - мера государственного принуждения. Назначаемая по приговору суда и предусмотренная УК РФ.
1) Штраф - денежное взыскание.
2) Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
3) Обязательные работы - выполнение осуждённым в свободное от работы время бесплатных общественно полезных работ.
4) Исправительные работы - отбываются по месту работы осуждённого.
5) Конфискация имущества - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осуждённого.
6) Ограничение свободы - содержание осуждённого в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
7) Арест - содержание осуждённого в условиях строгой изоляции от общества.
8) Лишение свободы на определённый срок.
9) Пожизненное лишение свободы.
10) Смертная казнь. В РФ на смертную казнь наложен мораторий.
4. Уголовный процесс.
Что такое уголовный процесс ?
Уголовный процесс (уголовное производство) - деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел.
Участники (субъекты) уголовного процесса :
1) Участники со стороны обвинения .
Суд бывает или единоличным, или (при тяжких и особо тяжких преступлениях) в составе трёх судей либо с участием присяжных заседателей.
Орган дознания, дознаватель проводят дознание (неотложные следственные действия) и следствие по несложным делам.
Следователь проводит предварительное, т.е. досудебное следствие.
Прокурор надзирает за следствием и дознанием и поддерживает обвинение на суде.
Со стороны обвинения выступает потерпевший, т.е. лицо, которому преступлением причинён вред.
2) Участники со стороны защиты .
Подозреваемый, т.е. лицо, подозреваемое в преступлении.
Права подозреваемого: заявление ходатайства, отказ от дачи показаний, обращение к защитнику.
Обвиняемый - лицо, которому предъявлено обвинение.
Права обвиняемого : встреча наедине с защитником в случае ареста, ознакомление с делом после завершения следствия, получение обвинительного акта.
Обвиняемый после передачи дела в суд называется подсудимым и имеет равные права с обвинителем.
Защитник - лицо, осуществляющее защиту прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.
3) Лица, способствующие проведению процесса : свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.
Принципы уголовного процесса :
1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 УПК);
2) принцип осуществления правосудия только судом (ст. 47, 118 Конституции РФ, ст.8 УПК);
3) принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст.9 УПК);
4) неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК);
5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 2, 45, 46, 51, 52, 53 Конституции РФ, ст.11 УПК);
6) неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК);
7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ, ст.13 УПК);
8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК);
9) состязательность сторон (ст. 23 Конституции РФ, ст. 15 УПК);
Состязательность и равноправие сторон :
1. функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
2. исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и их представители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель);
3. стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1—6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства;
4. суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;
5. суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, а также разрешает уголовное дело.
10) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ, ст. 16 УПК);
11) свобода оценки доказательств (ст. 120 Конституции РФ, ст. 17 УПК);
12) язык уголовного судопроизводства (ст. 26 Конституции РФ, ст. 18 УПК);
13) право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 45, 46 Конституции РФ, ст. 19 УПК).
Доказательства в уголовном процессе :
1) показания обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта;
2) вещи;
3) протоколы следственных и судебных действий;
4) аудио- и видеозаписи.
Одного признания обвиняемого недостаточно. Оно оценивается только в совокупности с другими доказательствами и обстоятельствами дела.
Стадии уголовного процесса .
Досудебное производство .
1) Возбуждение уголовного дела: повод (заявление о преступлении, явка с повинной); основание (наличие достаточных данных указывающих на преступление); оформление (постановление о возбуждении уголовного дела).
2) Предварительное расследование (дознание, следствие):
* следственные действия производятся по постановлению следователя (допрос, очная ставка, опознание, выемка документов) или на основании судебного решения (заключение под стражу, домашний арест, обыск, установление контроля и запись телефонных и иных переговоров);
* привлечение лица в качестве обвиняемого (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявление предсудебного обвинения, ознакомление обвиняемого с делом);
* обвинительное заключение (составляется следователем и направляется в прокуратуру);
* проверка следственных материалов прокурором .
Судебное производство .
1) Подготовка к судебному заседанию (предварительное слушание).
Судья должен решить, назначить ли предварительное слушание, возвратить, приостановить или прекратить дело либо рассматривать его с участием присяжных или назначить судебное заседание.
2) Судебное разбирательство:
* подготовительная стадия (судья проверяет явку, разрешает ходатайства);
* судебное следствие (изложение прокурором обвинительного заключения, допрос подсудимого, допрос свидетелей);
* прения сторон, реплики сторон;
* последнее слово подсудимого;
* провозглашение приговора.
3) Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу.
4) Исполнение приговора.