Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Я мыслю, — значит, существую. "Мыслить, следовательно, существовать": значение и толкование высказывания Мыслю следовательно существую кто автор

Я мыслю, — значит, существую. "Мыслить, следовательно, существовать": значение и толкование высказывания Мыслю следовательно существую кто автор

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лесосибирский педагогический институт –

филиал федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

факультет

Педагогики и Психологии

по специальности

Психология и Педагогика начального образования

Эссе на тему:

«Я мыслю, следовательно, существую»

Студент__________________ И.

Преподаватель_____________ В.

подпись, дата фамилия, инициалы

г. Лесосибирск

«Я мыслю, следовательно, существую»

«Я мыслю, следовательно, существую»-это высказывание великого философа Рене Декарта.

В своем эссе я хочу раскрыть всю суть мышления, и попробовать доказать, что мышление на самом дели, помогает нам в жизни.

Мышление - это то, что отличает человека от животного, определяет жизнь человека, его отношение к окружающим. Если человек перестанет мыслить, он будет не в состояние ориентироваться в мире, выбирать между добром и злом, строить свои отношения с другими людьми. В чем человек может видеть истинный верх блаженства, радость, счастье. Если этот вопрос задать, допустим, любому прохожему, то он не задумываясь ответит, что истинный верх блаженства заключается «в деньгах», «в любви» и т, п. И

никто не вспомнит о мышление, а ведь именно в нем есть наше счастье. Следовательно, что бы разобраться в чем заключается верх блаженства, необходимо прежде всего разобраться в себе. Но каким образом?

Ответ прост-с помощью неутомимой работы мышления.

Чтобы ответить на второй вопрос, который я поставила еще в начале своего эссе. Как мышления помогает человеку в жизни. Прежде всего мыслящий человек растет, меняется. Обратим свое внимания Пьера Безухова,- это герой произведения Л. Н Толстого «Война и мир». Пьер-это безвольный человек, который всегда попадал под - чьето влияние. Пройдя через все влияние окружающих его людей, он чувствует грубую неудовлетворенность. Постепенно он пришел к истине, что жизнь нужно соединить с общей. Судьба Пьера Безухова показывает, что только тот, кто мыслит самостоятельно, способен по настоящему общечеловеческую истинность. Только обогащаясь индивидуальным опытом, общее существует не как отвлеченность, а живая реальность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мышление - это основа человеческой личности. Думать самостоятельно часто бывает трудно, еще труднее быть понятым окружающим. Однако, каждая собственная мысль, каждый самостоятельный поступок - шаг вперед по длинной лестнице самосовершенства.

Высказывание "Я мыслю, следовательно я существую" предписывают Рене Декарту французскому учёному, математику, философу, который жил в 17 веке. Впрочем, историки обнаружили ещё одного предполагаемого автора, который родился на тысячу двести лет раньше. Его звали Блаженный Августин. Декарт безусловно имел представление об идеях Августина, но интерпретировал её по своему.

Рене Декарт (годы жизни 1596 - 1650)

Этот человек появился на свет в бедной дворянской семье в провинции Турень в небольшом городишке Лаэ. Поступил в иезуитский колледж, где получил достойное образование. Юный Декарт любил путешествовать, он побывал во многих местах Европы, потом стал волонтёром в армиях Венгрии, Баварии и Германии. Два десятилетия он провёл в Нидерландах. В этом государстве церковники не имели мощной поддержки, как в других европейских странах.

Ключевые труды Декарта

"Метафизические размышления о первой философии" (1641 год)

"Рассуждения о методе" (1637 год)

"Начала философии" (1644 год)

Как оказалось, Рене Декарт был весьма неплохим изобретателем, он смог изучить оптические свойства, и вывел закон о преломлении светового луча. В философии он тоже отличился, представив на рассмотрение учёной публики свои наработки по материалистической сущности природы. В математике он тоже сделал интересное изобретение, которое назвал аналитической геометрией.

Высказывание "Я мыслю, значит я существую" учёный Рене Декарт написал в своём труде "Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках".

<...>
"внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую. А если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когда-либо себе представлял, и было истинным, все же не было основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я – субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, душа, которая делает меня тем, что я семь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Затем я рассмотрел, что вообще требуется для того, чтобы то или иное положение было истинно и достоверно; ибо, найдя одно положение достоверно истинным, я должен был также знать, в чем заключается эта достоверность. И, заметив, что в истине положения Я мыслю, следовательно, я существую меня убеждает единственно ясное представление, что для мышления надо существовать, я заключил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо – истинно "
<...>

Подобные мысли Декарта послужили стимулом к развитию европейской философии, и оказали большое воздействие на историю. Кроме того, многими недооценено влияние Декарта на математику своим изобретением аналитической геометрии

Августин Блаженный Аврелий (354 - 430 от Р.Х.)

Этот человек являлся приверженцем христианской религии. Его годы жизни пришлись на закат Римской империи, впоследствии стал свидетелем грандиозного по своему значению уничтожения Рима, как государства. Он был известным учёным, философом, писателем, проповедником. Августин принял христианство в достаточно зрелом возрасте, в 33 года. Среди остальных членов секты он достаточно быстро стал авторитетным человеком. Ведь он был гораздо образованней среднего гражданина. Он удивлял всех размышлениями о вере, своей духовностью, неустанной борьбой с разной ересью, разносторонними знаниями античной философии.
Вскоре он отправился в Северную Африку, где нашёл работу в городке Гиппон. Здесь он на протяжении 34 лет возглавлял кафедру в местом университете. В наше время этот город находится в Алжире и носит название Аннаба. Этот учёный муж создал более пятисот проникновенных проповедей, которые вошли в 232 книги, написал 93 трактата. Из них более всего известны:

"О бессмертии души";

"О порядке";

"Против академиков";

"О граде божьем";

"Монологи";

"О жизни блаженной".

Автобиография Святого Августина "Исповедь" является первой, которую издали при помощи печатного станка


Книгой всей жизни Блаженного Августина стал труд "О граде Божьем". Он писал его на протяжении тринадцати лет. Именно в этом трактате впервые была высказана мысль о том, что если "я сомневаюсь, следовательно, существую".

<...>
"мы существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание. Относительно этих трех вещей, которые я только что перечислил, мы не опасаемся обмануться какой-нибудь ложью, имеющей вид правдоподобия. Мы не ощущаем их каким-либо телесным чувством, как ощущаем те вещи, которые вне нас, как ощущаем, например, цвет - зрением, звук - слухом, запах - обонянием, поедаемое - вкусом, твердое и мягкое - посредством осязания. Они не из этих чувственных вещей, образы которых, весьма на них похожие, хотя уже и не телесные, вращаются в нашей мысли, удерживаются нашей памятью и возбуждают в нас стремление к ним. Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков для меня в высшей степени несомненно, что я существую, что я это знаю, что я люблю. Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: «А что если ты обманываешься?» Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь.. ."
<...>

Главной идеей Блаженного Августина можно считать его утверждение, что для человечества гораздо важнее духовная жизнь, движущей силой которой является христианская церковь. Отсюда он делает парадоксальный вывод, что именно католическая церковь и её руководитель гораздо важнее земных императоров и королей


Психолог о философии Декарта видео

Латынь – самый благородный из существующих языков. Может, потому что мертвый? Владеть латынью – умение не утилитарное, оно из разряда роскоши. Разговаривать на нем ты не станешь, а вот блестнуть в обществе… Нет языка, который так помогает произвести впечатление!

1. Scio me nihil scire
[сцио мэ ни́хиль сцирэ]

«Я знаю, что ничего не знаю», - по свидетельству Платона, так говорил о себе Сократ. И пояснял эту мысль: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Фразочка для любителей напустить туману и рефлексирующих особ.

2. Cogito ergo sum
[кóгито, эрго сум]

«Мыслю, следовательно существую» - философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

«Cogito ergo sum» - не единственная формулировка идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» - «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно, фразу можно переводить и как «Я сомневаюсь, значит существую».

3. Omnia mea mecum portо
[о́мниа мэа мэ́кум порто]

«Все свое ношу с собой». Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе.

Оказалось, добавляют историки, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и селах поучительные беседы с их жителями.

Значит, внутреннее богатство человека, его знания и ум – важнее и ценнее любого имущества.

4. Dum spiro, spero
[дум спи́ро, спе́ро]

Кстати, эта фраза также является лозунгом подводного спецназа - боевых пловцов ВМФ России.

5. Errare humanum est
[эрра́рэ хума́нум эст]

«Человеку свойственно ошибаться» - афоризм Сенеки-старшего. На самом деле, это всего лишь часть афоризма, целиком он звучит так: «Errare humanum est, stultum est in errore perseverare» - «Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках».

6. O tempora! O mores!
[о тэ́мпора, о мо́рэс]

«О времена! О нравы!» - самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора на заседании сената, Цицерон этой фразой выражает возмущение и наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, и бездействием властей.

Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение. Впрочем, это выражение вполне может стать забавной шуткой.

7. In vino veritas, in aqua sanitas
[ин вино вэ́ритас, ин аква са́нитас]

«Истина в вине, здоровье в воде» - первую часть поговорки знают практически все, а вот вторая часть не так широко известна.

8. Homo homini lupus est
[хомо хомини люпус эст]

«Человек человеку волк» - ставшее поговоркой выражение из комедии Плавта «Ослы». Употребляют, когда хотят сказать что человеческие отношения - это сплошной эгоизм и вражда.

Этой фразой в советское время характеризовали капиталистический строй, в противоположность которому в обществе строителей коммунизма человек человеку друг, товарищ и брат.

9. Per aspera ad astra
[пер а́спэра эд а́стра]

«Через тернии к звездам». Также используется вариант «Аd astra per aspera» - «К звёздам через тернии». Пожалуй, самое поэтичное латинское изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.

10. Veni, vidi, vici
[вени, види, вичи]

«Пришел, увидел, победил» - так написал Гай Юлй Цезарь в письме своему другу Аминтию о победе над одной из черноморских крепостей. По свидетельству Светония, именно эти слова были написаны на доске, которую несли во время триумфа Цезаря в честь этой победы.

11. Gaudeamus igitur
[гаудэа́мус и́гитур]

«Итак, будем веселиться» - первая строка студенческого гимна всех времен и народов. Гимн создан в средние века в Западной Европе и вопреки церковно-аскетической морали восхвалял жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов - средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

12. Dura lex, sed lex
[ду́ра лэкс, сэд лэкс]

Есть два варианта перевода этой фразы: «Закон суров, но это закон» и «Закон есть закон». Многие думают, что эта фраза относится ко временам римского права, но это не так. Сентенция относится уже ко времени Средневековья. В римском праве как раз существовал гибкий, позволяющий смягчить букву закона, правопорядок.

13. Si vis pacem, para bellum
[сэ вис пакем пара бэллум]

14. Repetitio est mater studiorum
[рэпэти́тио эст матер студио́рум]

Одна из самых любимых латитянами пословиц, на русский переводится тоже пословицей «Повторение - мать учения».

15. Amor tussisque non celantur
[амор туси́скве нон цэланту́р]

«Любовь и кашель не скроешь» - в латыни на самом деле очень много поговорок о любви, но эта нам кажется самой трогательной. И актуальной в преддверии осени.

Влюбляйтесь, но будьте здоровы!

(«тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть - в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта (res cogitans - «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире - всякое представление, переживание сознания, ибо рефлексивном взгляде на него - меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю - и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.

Варианты формулировки

Cogito ergo sum является латинским переводом утверждения Декарта Je pense, donc je suis («Я мыслю, значит я есть »), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637), написанном по-французски.

Фраза «Cogito ergo sum » не используется в наиболее значимой работе Декарта «Размышления о первой философии» (1641), хотя часто эту формулировку ошибочно приводят в качестве аргумента, ссылаясь на данный труд. Декарт опасался, что эта формулировка, которую он использовал в более ранней работе, допускала толкование, отличное от того контекста, в котором он использовал её в своих умозаключениях. Стремясь уйти от формулировки, создающей видимость логического вывода, тогда как подразумевается самоочевидность, непосредственное усмотрение утверждаемой истины, Декарт избавляется от первой части фразы и оставляет только «Я есть» («Я существую») : «всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (Размышление II).

В привычной форме Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») аргумент появляется в более поздней работе «Начала философии » (1644), написанной на латыни: «Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima... » (§ 7).

Августин: предшественник Декарта

Задолго до Декарта аналогичный аргумент предложил в полемике со скептиками Августин Блаженный в книге «О Граде Божьем » (кн. XI, 26): Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я существую») .

Однако существенное различие между Августин и Декартом заключается в контексте, целях и следствиях аргумента.

Августин начинает с утверждения, что, заглядывая в собственную душу, мы «в себе узнаем образ Бога… Ибо мы и существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание», - что соответствует тройственной природе Бога . Далее Августин пишет:

Августин, заглядывая в свою душу с верой , приходит в результате применения аргумента к Богу; Декарт заглядывает в свою душу с сомнением - и приходит к субъекту, сознанию, res cogitans (мыслящей субстанции), требованием которой является ясность и отчётливость. «В то время как cogito Августина умиротворяет, преображая все в Боге, cogito Декарта проблематизирует все остальное, в том смысле, что после обретения истины собственного существования нужно обратиться к завоеванию отличной от нашего „Я“ реальности, постоянно стремясь при этом к ясности и отчетливости».

Примечания

См. также

    Литература

    • Хайдеггер М. Европейский нигилизм . Главы «Cogito Декарта как cogito me cogitare» и «Декартово cogito sum».
    • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999. § 46.

    Ссылки

    • Routledge Encyclopedia of Philosophy: Descartes - The Cogito Argument (англ.)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мыслю, следовательно, существую" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 2 cogito ergo sum (2) я мыслю, значит, существую (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ср. А хорошо говорил тот американец... Если я думаю, значит живу, он говорил, стало быть, я не умер... Мельников. На горах. 1, 17. Ср. У меня страсть к философии, как у Санхо Пансы к пословицам: мышлю, следственно существую, сказал Декарт. Курю,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Мыслю, слѣдовательно, существую. Ср. А хорошо говорилъ тотъ американецъ... Если я думаю, значитъ живу, онъ говорилъ, стало быть, я не умеръ... Мельниковъ. На горахъ. 1, 17. Ср. У меня страсть къ философіи, какъ у Санхо Пансы къ пословицамъ: мышлю … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Рене Декарт (1596 1650) Cogito, ergo sum (лат. «Мыслю, следовательно, существую») философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени. Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность … Википедия

    Нареч, кол во синонимов: 2 cogito ergo sum (2) мыслю, следовательно, существую (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    Рене Декарт (1596 1650) … Википедия

    Декарт Рене - Декарт основатель современной философии Альфред Н. Уайтхед писал, что история современной философии это история развития картезианства в двух аспектах: идеалистическом и механистическом, res cogitans (мышления) и res extensa (… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Descartes) Рене (латинизир. имя Картезий; Renatus Cartesius) (1596 1650) фр. философ и ученый, один из основателей философии и науки Нового времени. Основные философско методологические соч.: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой… … Философская энциклопедия

    Филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Связка. Связка (копула, лат. copula) в лингвистике специальное слово для связи подлежащего и сказуемого, выраженного не глаголом, в предложении (в предложениях вроде Петя ()… … Википедия

Философ-рационалист Р ене Декарт (1596-1650), желая найти первичную истину для построения концепции абсолютного знания, сформулировал следующий мыслительный конструкт - «Я мыслю, следовательно, я существую», известный также как «Cogito ergo sum». Вокруг толкования и опровержения Декартового Cogito развивалась и строилась вся европейская философия с середины XVII века и до наших дней.

» - это латинский перевод записанного на французском языке утверждения Р. Декарта «Je pense, donc je suis » («Я мыслю, значит я есть»), впервые встречаемого нами в его "Рассуждении о методе" (1637).

В русскоязычной научной литературе устоялся перевод «cogito ergo sum», как «я мыслю , следовательно , я существую ». Однако «sum» буквально переводится как «я есть», что не тождественно современному значению термина «существование».

» стал хорошей опорой для сомневавшегося во всем философа. Гениальная формула Р. Декарта выступила в качестве метафизической основы философии Нового времени. Благодаря ей достоверное, по мнению рационалистов, познание отталкивалось на главенствующем положении Субъекта познания. Аргумент Р. Декарта говорит об обнаружении субъектом самого себя в мыслительном акте.

В своих размышлениях Р. Декарт поставил под сомнение буквально все, кроме своего собственного существования. Философ усомнился в существовании чувств, Бога, внешнего мира и т.д. Но в самом процессе сомнения автор усомниться не смог. Факт сомнения выступил неоспоримым доказательством существования мыслителя. Так возникла знаменитая формула: «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, значит, существую», которая позже была упрощена и трансформировалась в «Я мыслю , следовательно , я существую ».

В анализе знаменитой формулы важную роль играет разбор понятия «мышления». Сам Р. Декарт понимает мышление в широком смысле и отождествляет процесс мышления с пониманием, воображением и желанием, рассматривает их в качестве модусов мысли. Разъясняя свою мысль, философ заявляет буквально следующее: «Под словом мышление (cogitatio) я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». Важнейшим отличительным признаком мышления Рене Декарт считал осознаваемость действий.

Никакое мышление не может состояться без признания факта существования человеческого тела. Материальное выражение человеческого существования позволяет мыслящему субъекту обнаружить смысл и логику мышления в осознаваемом «действии» мысли. Отсюда и произошел переход Декартовой мысли от «cogito» к уточнению сущности человека.

Рационалист Р. Декарт был одним из первых философов, который стремился сгладить противоречия между рационализмом и эмпиризмом. Точку соприкосновения философ обнаружил в попытке объединения понятий мышления и чувства в понятии целостного человеческого духа.