Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Who is mister Adorno или Руки прочь от "Битлз"! Идеи Т. Адорно Адорно философия

Who is mister Adorno или Руки прочь от "Битлз"! Идеи Т. Адорно Адорно философия

Боже правый, до такого не додумалась даже брежневская пропаганда во времена самых неистовых газетных нападок на "Битлз"!
А я такой курьёз пропустил, хоть и смакуют его на просторах Интернета уже не первый год... Собственно, не беда, что пропустил, но после того как наткнулся в Интернете на нижеследующее, сижу и ломаю голову: что заставляет людей верить в подобное ?

"...Феномен «Битлз» не был спонтанным молодежным бунтом против старой социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознание которой планировалось изменить против ее воли.

Никто не обратил бы внимания на шутовскую группу из Ливерпуля и на их двенадцати-атональную систему «музыки», если бы пресса не подняла бы вокруг них настоящий ажиотаж. Двенадцати-атональная система состояла из тяжелых повторяющихся звуков, взятых из музыки жрецов культов Диониса и Ваала и подвергнутых «современной» обработке Адорно (Adorno), близким другом королевы Англии и, следовательно, Комитета 300.

Тависток и его Стэнфордский Исследовательский Центр создали специальные слова, которые затем вошли в общее употребление в среде «рок-музыки» и ее любителей. Эти модные ключевые слова создали новую отколовшуюся от социума большую группу молодежи, которую посредством социальной инженерии и обработки заставили поверить, что «Битлз» - это действительно их любимая группа.

Вслед за «Битлз», которых, между прочим, собрал вместе Тавистокский Институт, приехали и другие «Made in England» рок группы, для которых, как и для «Битлз», Тео Адорно писал всю культовую «лирику» и сочинял всю «музыку».

Автор этих строк - Джон Коулмэн (John Coleman) - или Колеман, как его именуют русские переводчики. Кто он такой, можно узнать в Википедии, а русский перевод его книги "Комитет 300. Тайное мировое правительство" (Comittee 300 ) легко найти в Сети. Обсуждать её целиком у меня нет намерения, так как я абсолютно некомпетентен в том, о чём в ней говорится, и не имею ни малейшего понятия ни о Римском клубе, ни о Комитете Трёхсот, ни о том, был ли на самом деле Борис Николаевич Ельцин выходцем из Secret Intelligence Service. Точно так же, как автор книги понятия не имеет ни малейшего понятия о музыке, отчего и написал несусветную ахинею о "Битлз" - о том немногом, что мне всё-таки известно.

Поэтому, будучи далее сдержанным в эпитетах, позволю себе не согласиться с автором, заявляющим, что "Битлз" были собраны вместе британским Тавистокским институтом человеческих отношений, чтобы сыграть ключевую роль в наркотизации и оболванивании американского населения, а музыку и тексты им, как и другим британским рок-музыкантам, посещавшим США, специально для этого писал немецкий левый философ, социолог и музыковед Теодор Адорно...

Первое . Джон Леннон и Пол Маккартни познакомились за семь лет до американских гастролей - 6 июля 1957 года, когда Джону было 16 лет, а Полу едва исполнилось 15. Джон был лидером группы Quarrymen , членом которой тогда же стал Пол. Год спустя Маккартни привёл в Quarrymen пятнадцатилетнего Джорджа Харрисона. Так был создан костяк будущих "Битлз".

Затем в группу влился Стюарт Сатклифф, а спустя некоторое время Пит Бест, заменивший временно игравшего на барабанах Томми Мура. К тому времени группа уже называлась The Silver Beatles.

Групп таких в одном Ливерпуле было что грибов после дождя - одни распадались, другие появлялись, поэтому очень трудно понять, зачем Тавистокскому Институту понадобилось собирать вместе мальчишек, исполнявших до этого со своими друзьями расхожий репертуар, и несколько лет ждать, пока они научатся сносно играть, прежде чем отправить их растлевать Америку. Проще было сразу подобрать профессионалов, приставить к ним Адорно - и дело с концом.

Второе .К моменту американских гастролей "шутовская группа", созданная, по мнению Коулмэна, специально для морального разложения и наркотизации Америки, уже несколько месяцев как была самой популярной в Британии - и не благодаря газетному ажиотажу, а после выпуска двух альбомов, занявших первое место в топе, гастролей по стране и выступления в телепрограмме "Воскресный вечер в "Палладиуме", которую смотрело 27 миллионов человек, после чего и началась битломания. А главное - "Битлз" выступили и перед королевой, что вовсе не вызвало у неё желания тут же принять ЛСД.

Третье . Если отколовшаяся от социума часть англоязычной молодёжи поверила в то, что "Битлз" их любимая группа под влиянием неких ключевых слов, изобретённых Стэнфордским исследовательским центром - чем объяснить любовь к "Битлз" в тех странах, где не говорят по-английски и где огромное число людей начало изучать английский именно для того, чтобы понимать любимую группу?

Четвёртое .Британия не является единственной родиной рок-музыки. Можно лишь утверждать, что предтечей британского рока был "ливерпульский бит", который вдохновлялся, в свою очередь, американским рок-н-роллом, появившимся в середине 50-ых. Ливерпуль - город-порт на западном побережье, куда приходили пароходы из США, на борту которых, среди прочего, непременно было некоторое количество пластинок с записями Билла Хейли, Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чака Берри, Фэтса Домино, которые затем расходились по всей стране. Их-то, как известно, и заслушивали до дыр будущие герои британского рока. Так что, кто кого "морально разлагал" - большой вопрос.

Пятое .Бывший рыцарь плаща и кинжала, не особо искушённый в музыкальных веяниях, смешал два термина: атональная музыка (atonal music) и додекафония или, как иногда говорят, 12-тоновая система композиции (12-tone system of composition). Вышло "12-атональная музыка" (в оригинале - 12-atonal music). Можно было бы возразить, что это непринципиальная оговорка и что по сути автор прав. В таком случае прошу внимания. Вот здесь, как мне кажется, наиболее понятное определение додекафонии: "С 1915 по 1917 год Арнольд Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращается к творческой работе и пытается придать музыке более современное звучание: разрушает консонансные и диссонансные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атональности вместо известной до того времени тонально-гармонической организации музыкального материала, что само по себе явилось великим открытием. ...Вторым открытием Шёнберга был так называемый тематический стиль - рациональный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматической гаммы имеют одинаковое значение (тона звучат в сериях - серийная техника - и обычно не повторяются раньше, чем звукоряд полностью мелодически исчерпает себя). Эта система получила название додекафонии "....

При чём тут Шёнберг, скажете вы, если речь об Теодоре Адорно? А при том, что не Адорно познакомил мир с атональной музыкой, "осовременив" некие жреческие песнопения, а его учитель Шёнберг, которого и называют отцом атональной музыки, хотя сам он считал, что её корни - в европейском Средневековье.

Впрочем, чем говорить, давайте послушаем фрагмент композиции "Лунный Пьеро", которая считается характерным образцом атональной музыки Шёнберга. Потом сравним с "Битлз".

Ну как, похоже на Yesterday ?

Смею предположить, что Джон Коулмэн не только cмешал два упомянутых выше термина, но и перепутал 12-тоновую систему композиции с традиционным 12-тактным блюзом (12-bar blues), который действительно составляет гармоническую основу рок-н-ролла. Наверное, спросил у специалистов, ему ответили, а он не так запомнил. Бывает... Слышал звон...

Шестое . Музыка "Битлз" постоянно находилась в развитии, последовательно впитывая в себя различные влияния и представляя собой гармоничный синтез самых различных музыкальных течений. Блюз и рок-н-ролл, народные песни, индийские раги, джаз - но только не атональная музыка ! С первых дней популярности группа находилась под неусыпным контролем журналистов и поклонников. Едва ли не по часам известно, где кто из "Битлз" был в какой день и с кем общался. Одно неизвестно - какие шпионские спецредства использовал всемирно известный немецкий профессор, чтобы передавать из Франкфурта-на-Майне новые песни так, чтобы никто об этом не узнал. Зато сохранились нотные черновики, варианты текстов, аудиозаписи репетиций, во время которых песни приобретали окончательный вид... К тому же, и музыканты "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и "The Who" (также гастролировавшие в Штатах, а стало быть, пользовавшиеся услугами профессора) продолжали писать прекрасные песни и после смерти 66-летнего Адорно в 1969 году - и продолжают писать... Нужно совершенно не понимать, как рождается музыка и поэзия; совершенно не ощущать их живой ткани, чтобы видеть за всем этим злодейский заговор.

Ай да Адорно, ай да сукин сын!

М-да... Хотел я было ограничиться музыкальной темой, но не удержался, заглянул дальше:

Американская молодежь подверглась радикальной революции, даже не осознавая этого, в то время как старшее поколение беспомощно пребывало рядом, будучи не в состоянии установить источник кризиса и, следовательно, неадекватно реагируя на его проявления, которыми были всевозможные наркотики, марихуана, а позднее лизергиновая кислота. «ЛСД» была «как нельзя кстати» предоставлена для них швейцарской фармацевтической компанией SANDOZ, после того как один из ее химиков Альберт Хоффман открыл синтез эрготамина - одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Комитет 300 финансировал этот проект через один из своих банков S. C. Warburg, а в Америку наркотик завез философ Олдос Хаксли.

Как нельзя кстати? Странно, что бывший сотрудник спецслужб не знает, что Хоффман открыл ЛСД ещё в 1938 году (Хаксли уже год как переехал в Штаты), впервые описал случайно обнаруженный эффект в 1943 году, а первыми в 60-ые годы активно экспериментировать с ЛСД начали именно американские психиатры, которым предоставила пробы фармацевтическая компания. Пропагандировал его в США профессор Тимоти Лири с соратниками - и только после массового употребления (как и в случае с морфием, который прежде продавался в аптеках как лекарственное средство) стало ясно, что "расширением сознания" дело не ограничивается...

"Белый или белый со слегка сероватым или кремоватым оттенком кристаллический порошок без запаха. Мало растворим в воде и спирте. Усиливает ритмические сокращения матки и повышает ее тонус; по сравнению с эргометрином действует более продолжительно, хотя эффект развивается несколько медленнее. Применяют в акушерско-гинекологической практике в раннем послеродовом периоде при гипо- и атонических кровотечениях, во время и после кесарева сечения, при субинволюции матки после родов и аборта, обильных дисфункциональных маточных кровотечениях и геморрагиях, связанных с миомами матки".

Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но у меня создалось впечатление, что что швейцарская фармацевтическая компания занималась не производством наркотиков по чьему-то заказу, а создавала новые лекарства, в числе которых и был эрготамин, синтезированный в лаборатории в 1961 году. А Джон Коулмэн услышал очередной звон.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 4.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Социолог леворадикальной ориентации (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Кузнецов М.М. Из старшего поколения Франкфуртской школы (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д ).

Дамье В.В. Социальный философ и музыкант (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015 ).

Александрова С.Н. Философ, социолог, музыковед, композитор (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Овчаренко В.И. Подверг серьезной критике диалектику Г. Гегеля, К. Маркса и В.И. Ленина (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005 ).

Ведущий представитель Франкфуртской школы (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009 ).

Оказал влияние на современную буржуазную социологию (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 )

Далее читайте:

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения, философские фрагменты (Статья М. М. Кузнецова о работе М. Хоркхаймером и Т. В. Адорно).

Адорно Т. Негативная диалектика (Статья В.С. Малахова об одном из главных трудов Т.Адорно).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Адорно Т. В. Избранное. Социология музыки. М., 1998;

Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М., 2000;

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001;

Адорно Т. В. Философия новой музыки. М., 2001;

Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003;

Gesammelte Schriften, Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986;

К логике социальных наук. - «ВФ», 1992. № 10;

Диалектика Просвещения. Философские фрагменты (совм. с М. Хоркхаймером). М.-СПб., 1997;

Избранное: социология музыки. М.-СПб., 1999;

Проблемы философии морали. М., 2000;

Философия новой музыки. М., 2001;

Эстетическая теория. М., 2001; Негативная диалектика. М., 2003; Gesammelte Schriften. Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986; Metzger H.-K., Riehn R. (Hg.) Kompositionen. Bd. 1-2. Miinchen, 1980.

Литература:

Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1997;

Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно // Адорно Т. В. Социология музыки. М., 1998. С. 290–370;

Михайлов А. В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Там же. С. 371–411;

Дамье В. Социальная философия Франкфуртской школы // Наперекор, 1998. № 8;

Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., 1997;

Adorno Th. W. Gesammelte Schriften in 20 Bänden. Frankfurt a. M., 2003 - …; Jay M. Adorno. Harvard, 1984;

Brunkhorst H. Adorno and Critical Theory. Cardiff, 1999;

Jarvis S. Adorno: a critical introduction. Routledge, 1998;

The Actuality of Adorno: Critical Essays on Adorno and the Postmodern. Ed. by Max Pensky. Albany, NY, 1997.

Grenz Fr. Adornos Philosophie in Grundbegrif- fen. Fr./M., 1975;

binder В., Liidke W. M. (Hg.). Materiali- en zur asthetischen Theorie Th. W. Adornos. Konstruktion der Moderne. Fr./M., 1980;

Friedenburg L. v., HabermasJ. Adorno-Konferenz 1983. Fr./M., 1983;

Miiller U. Erkennt- niskritik und Negative Metaphysik bei Adorno. Fr./M., 1987;

KagerR. Herrschaft und Versohnung. Einfiihrung in das Denken Th. W. Adornos. Fr./M., N. Y., 1988;

Scholze B. Kunst als Kritik: Adornos Weg aus der Dialektik. Wiirzburg, 2000.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.


Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения.


С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию.


В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.


В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».


С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.


По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.


Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах — содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).


В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963 году — председателем Немецкого социологического общества.

АДОРНО (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно, Wiesengrund-Adorno) (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне - 6.8.1969, Фисп, Швейцария), немецкий философ, социолог, музыковед, композитор, ведущий представитель франкфуртской школы (наряду с М. Хоркхаймером). В 1921-24 годах учился во Франкфуртском университете, в 1925 году изучал композицию у А. Берга в Вене. В 1928-31 годах редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch». В 1931-33 годах доцент Франкфуртского университета (с 1950 года профессор). В 1934-37 годах - в Великобритании, в 1938-49 годах - в США. С 1949 года во Франкфурте-на-Майне, руководитель Института социальных исследований (с 1953 года), председатель Немецкого социологического общества (с 1963 года).

В критике культуры и общества, развитой Адорно, сплетаются многообразные идейные источники: гегелевская диалектика господства и рабства, теория товарного фетишизма и овеществления человеческих отношений К. Маркса (в неомарксистской интерпретации Д. Лукача), концепция «рациональности» М. Вебера, психоанализ З. Фрейда, равно как опыт художественного авангарда первых десятилетий 20 века. В программном сочинении «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты», созданном совместно с М. Хоркхаймером в 1939-44 годах («Dialektik der Aufklarung. Philosophische Fragmente», 1947 год; русский перевод 1997 год), анализируются внутренние противоречия исторического процесса «рационализации» («просвещения»), восходящего к истокам европейской цивилизации (Одиссей как парадигматическая фигура становления индивидуального самосознания и «демифологизации» мира) и достигающего кульминации в Новое время: прогресс в рациональном овладении природой сопровождается превращением разума в простой инструмент господства, подавлением внутренней (человеческой) природы, отчуждением человека от самого себя. С торжеством инструментального отношения к миру средства становятся целью, а «просвещение» обращается в «миф». В центре внимания Адорно - регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и тому подобное), связанные со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе» и развитием массовой культуры. В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («The Authoritarian personality», 1950 год).

Критикуя неопозитивистский идеал «научной» философии как нейтрального описания сущего (в 1961 году Адорно выступил оппонентом К. Поппера в так называемом споре о позитивизме в немецкой социологии), а также реставрацию онтологии в феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализме («Zur Metakritik der Erkenntnistheorie», 1956 год), Адорно развивает идеи антисистематической «отрицательной диалектики» («Negative Dialektik», 1966 год), в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы.

У Адорно, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, отрицание перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу - оно выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели. Неотъемлемая от критической рефлексии «устремлённость к иному», сопровождающая представление о мировой истории как перманентной катастрофе, восходит к традиции иудейского мессианизма, воспринятого Адорно в его секуляризованной форме через Э. Блоха и В. Беньямина.

В противостоянии абстрактной систематике «идентифицирующего мышления» Адорно вслед за В. Беньямином видит цель философии в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного, выявлении с помощью свободной «констелляции» понятий («ансамбля моделей») «непонятийного», «нетождественности» предмета самому себе в перспективе его возможного бытия «иным». Однако наиболее адекватно опыт «нетождественного» может передать, согласно Адорно, искусство - «наместник» природы в её неподавленной индивидуальности, «социальная антитеза обществу, непосредственно не выводимая из него» («Asthetische Theorie», 1990 год, S. 19). «Опосредованная непосредственность» искусства, определяемая конфигурацией его полярных начал - миметически-выразительного и конструктивно-рационального, «являет» истину, не высказывая её: в силу непонятийного языка искусства явленное им требует интерпретации, никогда ею не исчерпываясь.

В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветлённого страдания» - в противоположность гармоническому преображению страстей, свойственному классической музыке («Философия новой музыки», «Philosophie der neuen Musik», 1949 год; русский перевод 2001 год), Адорно исходит из опыта композиторов новой венской школы А. Шёнберга (его монодрама «Ожидание» - «сейсмограмма травматического шока»), А. Берга, А. Веберна. Считая необратимой тенденцию имманентного развития музыкального материала к интеграции всех его отдельных параметров, достигающую кульминации в двенадцатитоновой технике Шёнберга (возврат к «свободной атональности» предшествующего периода был бы, согласно Адорно, регрессом), Адорно отвергает реставрацию отживших музыкальных форм, характерную, например, для неоклассицизма, и выступает с критикой формирующегося в лоне массовой музыкальной культуры «регрессивного слышания», диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы и не способного к восприятию художественной формы как целого («Диссонансы. Музыка в управляемом мире», «Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt», 1956 год). Проблематичной предстаёт у Адорно выдвинутая им идея «неформальной музыки» («Vers une musique informelle», 1961 год), преодолевающая контроверзу «тотального детерминизма» додекафонии и серийной музыки и «абсолютной случайности» алеаторики.

Автор ряда музыкальных произведений (песни на слова С. Георге, Г. Тракля, О. Кокошки, Г. Хайма, Б. Брехта, камерная музыка, сочинения для оркестра и хора). Был музыкальным консультантом Т. Манна в его работе над романом «Доктор Фаустус». Свойственные Адорно стремление к максимальной концентрации изложения и афористическая лаконичность стиля сложились под влиянием австрийского писателя и публициста К. Крауса.

Соч.: Gesammelte Schriften. Fr./М., 1970-1986. Bd 1-20; Kompositionen / Hrsg. von Н.-К. Metzger, R. Riehn. Miinch., 1980. Bd 1-2; Избранное: Социология музыки. М.; СПб., 1999; Проблемы философии морали. М., 2000; Исследование авторитарной личности. М., 2001 (соавт.); Эстетическая теория. М., 2001; Негативная диалектика. М., 2003.

Лит.: Grenz Fr. Adornos Philosophie in Grundbegriffen. Fr./М., 1975; Rose G. The melancholy science. An introduction to the thought of Th. W. Adorno. L. е. а., 1978; Adorno und die Musik. Graz, 1979; Materialien zur asthetischen Theorie Th. W. Adornos. Konstruktion der Moderne. Fr. / М., 1980 (библ.); Friedenburg L. von, Habermas J. AdomoKonferenz 1983. Fr./М., 1983 (библ.); Mul ler U. Erkenntniskritik und Negative Metaphysik bei Adorno. Fr./М., 1987; Kager R. Herrschaft und Versohnung. Einfuhrung in das Denken Th.W. Adornos. Fr./М.; N.Y., 1988; Th. W. Adorno. Der Komponist. Munch., 1989; Scholze В. Kunst als Kritik: Adornos Weg aus der Dialektik. Wurzburg, 2000.

Смотри также литературу при статье Франкфуртская школа.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германия - 6 августа 1969, Висп, Швейцария) - немецкий философ еврейского происхождения, радикальный левый социолог. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 - в США. С 1949 года - вновь во Франкфурте-на Майне.

Философские взгляды

Критика культуры и общества, развитая Адорно совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле гегелевской диалектики, отчасти - психоанализа Фрейда, социологической критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания Адорно - рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность», 1950).

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Развил идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-дибо позитивной модели.

Адорно и музыка

Адорно - автор музыкальных сочинений, в том числе нескольких опер, написанных в близкой экспрессионизму манере. Непосредственным учителем Адорно в области музыкальной композиции был Альбан Берг. Основной исполнитель и публикатор произведений Адорно для фортепиано - Мария Луиза Лопес Вито.

Адорно представляет собой удивительный случай в истории философии, когда философ является тому же и талантливым композитором. Как правило, выдающиеся (и не очень) философы мнят себя поэтами, но не музыкантами. Следуя традиции Фридриха Ницше (тоже неплохого композитора), Адорно написал довольно много романсов. Адорно является автором музыки для фортепиано, весьма разноплановой в стилевом отношении. Страстность и романитизм последних сонат Л.В. Бетховена уживаются в его творческом воображении с музыкой А. Шенберга и А. Берга, с простотой и изяществом народных песен. Ноты его произведений хорошо изданы и легко доступны. В ФРГ вышло несколько CD дисков с произведениями Адорно. Его фортепианные пьесы, оперы и романсы изредка исполняются в Германии.

Памятник Адорно во Франкфурте-на-Майне

В 2003 г. к юбилею Теодора Адорно недалеко от университета во Франкфурте-на-Майне, где многие годы проходила его преподавательская и научная деятельность философа, на площади его имени был установлен памятник - авторская работа русского скульптора Вадима Захарова, выигравшего перед этим международный конкурс на сооружение мемориала Теодора Адорно.

Памятник представляет собой стеклянный куб правильной формы, внутри которого находятся рабочий стол и кресло философа. Все это - на куске паркета, который, как говорят, тоже взят из рабочего кабинета Адорно. На столе - безмолвно стучащий метроном, подпирающий первое издание «Негативной диалектики». А ещё три странички, две рукописные и одна официальная, напоминающая какой-то документ, возможно, связанный, с вынужденным бегством Адорно из фашистской Германии. Две другие страницы - рукописи: фрагменты музыкального произведения Адорно-композитора и корректура философского текста. А ещё на столе стоит старого образца лампа светлого стекла, которая зажигается по вечерам. Когда совсем темнеет, звучит музыка… На фундаменте вокруг памятника, на уровне земли, названия основных трактатов Адорно («Minima Moralia», «Философия новой музыки», «Негативная диалектика», «Эстетическая теория»), а дальше, по странной спирали, почти по ленте Мебиуса, знаменитые афоризмы философа. Одна из стеклянных поверхностей памятника, как раз та, которая обращена к Франкфуртскому университету, уже в дни сентябрьского юбилея 2003 г. разбита камнем, и по прозрачной плоскости прошла трещина. Впечатление такое, что кто-то из разочаровавшихся поклонников 60-х сознательно совершил это возмездие. Но - «нам сочувствие дается, как нам дается благодать» (Ф.И. Тютчев). Видимо, любовь и ненависть всегда будут преследовать Адорно.

Работы Адорно

  • Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. - М.: Медиум, 1997. - 310 с. -
  • Адорно Теодор В. Избранное: Социология музыки. - М.: Университетская книга, 1999. - 445 с. - (Культурология. XX век). -
  • Адорно Теодор В. Проблемы философии морали: Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика, 2000. - 238 с - (Библиотека этической мысли). - rar
  • Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. - М.: Ad Marginem, 2000. - 320 с - (Философия по краям.)
  • Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем. = Ästhetische Theorie / Пер. с нем.. - М.: Республика, 2001. - 526 с. - (Философия искусства). -
  • Теодор Адорно Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - 416 с.
  • Адорно Теодор В. Философия новой музыки: пер. с нем. - М. : Логос, 2001. - 343 с - (Сигма). -
  • Теодор Адорно Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 2003.
  • Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм / Перевод с нем. и прим. И. Болдырева // Синий диван. - 2006. - Выпуск VIII.
  • Что значит «проработка прошлого»
  • К логике социальных наук
  • Хрестоматия по эстетике