Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Учение джона локка. Философия познания джона локка Роль разума в познании локк

Учение джона локка. Философия познания джона локка Роль разума в познании локк

Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - выпустил свои работы в последнее десятилетие ХVII в., т.е. позднее многих работ Лейбница, хотя и был на полтора десятилетия старше последнего. Сын провинциального адвока­та. Учился в университете в период диктатуры Кромвеля . Более всего в молодости увлекался медициной. Он автор трактата "О медицинском искусстве ". Дружил с Бойлем.

Как ученый Локк был сторонником описательного естествознания.

Главное произведение Локка - "Опыт о человеческом разуме ", который создавался им почти двадцать лет. При жизни автора "Опыт " издавался четыре раза. Он также автор сочинений: "Об управлении разумом ", "Письма о веротерпимости ", "Разумность христианства ", "Два трактата о правлении ", "Некоторые мысли о воспитании ", др.

Локк довел до наивысшего выражения линию сенсуализма в филосо­фии. Сенсуализм он выразил в виде целостной доктрины эмпиризма , ко­торую противопоставил позиции рационализма. У него отчетливо преобладает гносеологический подход в философии. Локк настойчивее, чем многие другие
философы-новаторы, указывал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффе­ктивности. Он решительно отстаивал тезис: "никто не обязан знать все" . Отмечал, что в первую очередь надо "знать не все, а то, что важно для нашего поведения". Практические задачи он ставил выше теоретических.

Основная ориентация Локка в философии - ориентация на опыт . Он понимал трудность проведения опытного подхода во всем: "разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и восприни­мать все остальные вещи, не воспринимая самого себя: необходимо ис­кусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом" . Отсюда задача, которую он поставил перед собой - "исследование происхождения достоверности и объема челове­ческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнений и со­гласия". И далее: "знание своих познавательных способностей предохра­нит нас от скептицизма и умственной бездеятельности".

Концепцию знания Локк основывает на главном принципе сенсуализма - "нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении ". Локк обстоятельно и систематически крити­кует представления о врожденности идей, об априорности, внеопытности по крайней мере основных наших знаний. Он выдвигает принцип: "указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для того, что оно не врожденно".

Локк обращается к фактам детской психологии и психологии людей, у которых так или иначе отсутствует психическая норма. Он использу­ет ставшие уже тогда известными факты психологии "диких" на­родов, живших на открытых европейцами землях.

Результатом анализа знания стало отрицание всех принципов, представлявшихся полностью всеобщими: математических, логи­ческих, метафизических. Локк подчеркивает относительность поня­тий "целое" и "часть", с помощью которых формулируется принцип "целое больше части".

Врожденными нельзя считать даже логические законы тождества и противоречия. Ни детям, ни идиотам, а также множест­ву необразованных людей эти законы неведомы. Значит, они не действуют для всех, т.е., автоматически. Их нельзя считать врожденными. Врожденными общие принципы только кажутся . На самомделе за ними стоит опыт, накапливаемый бессознательно.

Локк утверждал, что "идеи и понятия не рождаются вместе с нами, как искусства и науки".

Локк критикует т.н. "практические ", или нравственные, понятия . Они также не врождены людям. Локк считал, что доказать это еще проще, чем доказать неврожденность общих принципов. Он обращал внимание на огромную пестроту, неустойчивость и противоречивость моральных представлений у различных народов, а нередко даже у одного и того же народа в разное время. Эта критика приводит иногда Локка к выводам утилитарного характера. Он говорит: "Добро­детель по большей части одобряют не потому, что она врожденна, а по­тому, что она полезна". Локк считал, что "золотое правило " не врождено людям - поступать с другими так, как желательно, чтобы поступали в отношении тебя: "этот великий принцип нравст­венности... более восхваляется, чем наблюдается". По Локку, даже совестью люди наделены не всегда.

Локк отрицает врожденность идеи Бога . Он указывает на атеистов, а также на целые народы, не имеющие идеи Бога, причем, не только нецивилизо­ванные по европейским меркам. Идея Бога возникает, как и все другие, не из интуитивного источника, а из опыта.

В отношении социальной проблематики, локковское опровержение врожденности знаний вело к выявлению авторитаризма , при кото­ром лица, добившиеся каких-то существенных знаний и внушившие многим другим, что эти знания являются врожденными, получают власть над умами людей. Локковская критика вела к повышению роли личного начала как наиболее эффективного двигателя и носителя знаний. "В науке, - писал Локк, - каждый имеет столько, сколько он действительно знает и понимает, а то, чему он только верит, что принимает на слово, это только обрывки".

Локк сенсуалист, он приходит к мысли о том, что человеческая душа в самом начале своей жизни представляет собой чистое место, ничем не за­полненное. Она есть "белая бумага без всяких знаков и идей" . Жизненный опыт, или внешний опыт (по выражению Локка) заполняет такой "лист" все новыми и новыми письменами. Это происходит путем воздействия внешних по отношению к человеку вещей и обстоятельств на его органы чувств.

Локк учитывает неопровержимый факт существования человеческого мышления, человеческого сознания, с их внутренней спецификой. Он стремится трактовать внутренний, познавательный мир человека как некий глубинный опыт , не просто переживаемый, но познаваемый и понимаемый. Такой опыт он именовал внутренним чувствам , или размыш­лением .

Обе разновидности опыта - внешний и внутренний, - по мнению Локка, объясняют происхождение и функционирование всех наших идей. Идеи внешнего опыта мы получаем посредством зрения, слуха, осязания и других органов чувств. Идеи "о своей собственной деятельности внутри себя", в частности, о радости, печали, гордости и т.п., мы получаем из внутреннего чувства, из размышления, рефлексии. Поэтому называть Локка сенсуалистом надо с оговоркой в отношении признания им внутреннего опыта, что далеко не одно и то же, что и опыт внешний. Ближе к позиции Локка термин эмпиристическийподход . Этот подход, в отличие от бэконовского, ориентированного на внешний опыт, - гносеологический эмпиризм , а не методологическ­ий. Локк исследует такую сложную деятельность человека, как "восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание". В деятельности внутреннего опыта познавательные процессы неотделимы от волевых и эмо­циональных.

Локк исходит из того, что внешний опыт всегда предшествует внутреннему. Без внешнего опыта невозможна жизнь ни одного человека. В частности, в детстве преобладает именно внешний опыт, оказывающий решающее воздействие на формирующуюся психику. У взрослого человека внутренний опыт, требующий большого внимания, также может проявляться довольно поздно. Более того, опыт взрослого человека также возникает в той или иной зависимости от опыта внешнего.

Локк не преувеличивает зависимость внутреннего опыта от внешнего . Он отмечает, что внутренний опыт представляет устойчивую самосущую сферу, которая способна функционировать независимо от внешнего, что часто и происходит.

Особенности внутреннего опыта позволяют объяснить такое свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков , в сущности, независимых от внешнего опыта. Локк различает отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие определенной способности, предрасположен­ности к той или иной деятельности. Он пишет: "Среди людей одинакового воспитания существует большое неравенство способностей". Несмотря на неравенство способностей людей, в деле воспитания как приобретения знаний и навыков решающую роль все же играет практический опыт , который доводит духовные силы человека до их наибольшего совершенства: "Только практика совершенствует наш ум так же, как и тело". Успешное воспитание - это гармоничное сочета­ние внутреннего и внешнего опыта.

Весь материал познания человек черпает из ощущения и рефлексии . Этот материал складывается из т.н. простых идей. Простые идеи - это наиболее ясные элементы нашего знания. Идеи - исключительно гносеологические образования. Идея "обозначает все, что является объектом мыш­ления". Хотя он и сильно сближает идеи с психологическим аспектом. Идеи Локка - это и абстрактные понятия, и ощущения, и даже образы фантазии. Локк был убежден в том, что непосредственно человеку даны только идеи, а не сами вещи, которые стоят за ними и до которых не так-то просто дойти. Как показало дальнейшее развитие философии, это привело, с одной стороны, к натуралистической, а с другой - к идеалистической трак­товке идей.

Локк различал идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств вещей. Под первичными качествами самими по себе Локк пони­мал неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел, например, протяженность, форму, движение, покой, число. Сюда же Локк относил плотность (непроницаемость). Вторичные качест­ва - это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, доводимые до нашего сознания органами чувств: цвет, звук, запах, вкус. Локк, характеризуя первичные и вторичные качества и идеи о них, писал: "Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных - нет...". "То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах... есть только известный объем, форма, движение не­заметных частиц". Но вторичные качества - отнюдь не иллюзии субъекта. Хотя реальность вторичных качеств субъективна, существует только в человеке, она порождена не просто деятельностью органов чувств, а такой их деятельностью, в основе которой лежат первичные качества в их определенном состоянии и расположении. Это т.н. диспозиционная концепция вторичных качеств, увязывающая субъективный мир с объ­ективным.

Для рационалиста первичные качества могут быть только умопостигаемыми. У Локка первичные качества , в отличие от вторичных как постигаемых одной разновидностью чувств, -те, которые постигают­ся более чем одним чувством . Пространственность, например, пости­гается зрением и осязанием. Это Локк считал даже большей объективно­стью первичных качеств, чем субъективных.

Локковский эмпиризм аналитичен. Локк стремится выявить максима­льно простые идеи , составляющие фундамент дальнейшего процесса по­знания. Такие идеи он обнаруживает как во внешнем, так и во внутрен­нем опыте. Внешний опыт формирует такие идеи как протяженность, конфигу­рация, движение, покой, тепло, холод, цвет и т.п. Простые идеи внут­реннего опыта, рефлексии - это идеи мышления и хотения ("разума " и "воли "). Сложные идеи существуют как комбинации простых: идея "друг" представляет собой совокупность идей чело­века, любви, расположения, действия и др. Степень сложности идей может быть различной. Очевидно соответствие локковских простых идей аналитическому подходу, а сложных - синтетическому.

Говоря о субъекте , его мыслительной активности, Локк решительно отрицал возможность непрерывного субстанциального мышления. Такое мышление он признавал привилегией одного только Бога как "бесконеч­ного творца". Человеческое мышление всегда дискретно, кон­кретно, интенциально, особенно в случае простых идей. Никаких бессо­знательных представлений, неопределенных идей в душе Локк не признавал. Он считал, что "иметь идеи и воспринимать - одно и то же". Ра­зумная душа не может мыслить, не рассуждая, а рассуждать не ощущая. Локк исходит из первенства объекта перед субъектом и из большего богатства первого по отношению ко второму. Он пишет: "Идей, отно­сящихся к большинству чувств, гораздо больше, чем мы имеем о них имен".

Локк допускает существенную пассивность человеческого ума, ког­да прямо сравнивает ум с зеркалом , воспринимающим идеи-образы вещей, простые идеи. Активность ума начинается позднее, когда ум многообразно комбинирует простые идеи в сложные. Но это - активность, исходный материал для которой уже задан. Здесь имеет место, конечно, явное упроще­ние рациональной ступени познания, мышления, характеризующееся чрез­мерной зависимостью мышления от чувственной ступени. Локк считает, что чем больше многообразие соединяемых простых идей, чем сложнее их комбинации, тем выше вероятность ошибок ума. Полу­чается, что простые идеи для познания более важны, чем сложные.

Главный результат деятельности ума над простыми идеями - идея субстанции . При определении этой идеи, как и других сложных идей, Локк подчеркивает значение признаков, свойств вещей, которые мы твердо знаем благодаря постоянному опыту. Локк приходит к заключению, что слово "субстанция" есть "не что иное, как неопре­деленное предположение неизвестно чего". Это своего рода агностицизм.

Существование субстанции несомненно, но оно всегда только объект веры, а не знания.

Относительно другой сложной идеи - идеи состояний , или модусов , Локк приводит идеи пространства, времени и числа. Идея пространства, по Локку, происходит из внешнего опыта. Источник идеи времени - внутренний опыт.

Последняя разновидность сложных идей, по Локку, - идеи отно­шений . Этим идеям не соответствуют никакие особые, самостоятельные объекты. Исходя из идей отношений Локк развивает свою концеп­цию абстракциии обобщения .

Локк - умеренный номиналист, концептуалист: "отвлечен­ные идеи суть продукт разума, но имеют своим основанием сходство вещей". Все объективно существующее, конкретное всегда единично. Понятия - результат деятельности ума, обобщающего идеи благодаря обособлению их "от всего остального сущего и от условий реального существования, как время, место или другие сопутствующие идеи. Это и называется абстрагированием..."

Трактовка простых и сложных идей неотделима от их многообраз­ного выражения в языке . Локк говорит о роли слов в закреплении человеческих мыслей. Он относит деятельность по изобретению слов и их увязыванию с идеями к абстрактному субъекту, мыслимому внеисторически и называемому им Адамом.

Локк говорит о двух основных и взаимосвязанных функциях языка : гражданской и философской. Гражданская функция языка состоит в том, что язык является средством общения в любом человеческом обществе. Философская функция языка заключается в содержательности и точности языка, задающих качество общения людей, прежде всего в аспекте его эффективности. Язык того или иного общества - это язык ученый, философский.

Локк констатирует, что несовершенство, неясность, запутанность языка , употребляемого множеством малограмотных или неграмотных лю­дей, многократно усугубляется, доходя до абсурда, в филосо­фских кругах, претендующих на выспренную ученость. В философских диспутах, лишенных содержания, за словами обычно нет ясных, особенно простых идей, выработка которых требует длительной и труд­ной аналитической работы. Локк обращает внимание на то, что "искус­ное невежество", "ученая галиматья", "тарабарщина", выра­жаемая в различных ученых словечках, удаляет общество от истинного познания. Неслучайно "всем этим ученым спорщикам, всеведущим докто­рам" Локк противопоставляет "необразованных и презираемых ремесленников", на которых держатся действительно полезные искусства. Локк отмечает как крайность то, что происходит при "принятии названий за вещи". Он видел трудность словесного выражения реальных вещей и их соотношений в языке. Различал т.н. номинальные сущности и реальные сущности. Номинальные сущнос­ти - суть различные словесные формы, которым схоластика приписывает полное соответствие в бытии. Это многочисленные "роды" и "виды" , которые при конкретном анализе, опирающемся на опыт, оказыва­ются несостоятельными, надуманными. Тождество номинальных и реальных сущностей в действительности имеет место лишь в простых идеях, относящихся к первичным качествам как самым простым и неиз­менным. Вторичные качества получают свое выражение лишь в номинальных сущностях. Здесь у Локка обнаруживается серьезная сложность, связан­ная с вышеупоминавшимся убеждением в непознаваемости субстанций как подлинных носителей первичных и вторичных качеств.

Локк не обошел молчанием знание, выраженное математическимипонятиями и теориями . И ему Локк стремился дать эмпиристическое истолкование. Декартовскому термину "ясные и отчетливые идеи" Локк противопоставил термин "определенные идеи ". Для Локка истинность заключена не в идеях самих по себе, даже если они пре­дельно ясны, а в их определенном сочетании. Интуитивное познание по Локку имеет место тогда, когда "ум воспринимает соответствие или несоответствие идей непосредственно через них самих, без вме­шательства каких-нибудь других идей". Примеры интуитивно пос­тигаемых истин - "три больше двух", "треугольник не есть круг", "белое не есть черное", и т.п. Интуитивное знание Локк оценивает высоко, ибо благодаря ему, ум, сравнивая идеи, предпочитает ту или иную, переходит с одной идеи на другую.

Что касается демонстративного, выводного знания , то в его трак­товке Локк весьма близок к Декарту. Локк трактует такое знание, исхо­дя из того, что знание о соответствии или несоответствии идей не всегда может быть установлено непосредственно, путем их прямого сравнения. Здесь оказываются необходимыми какие-то посредствую­щие звенья.

Интуитивное и демонстративное знания образуют умозрительное, или чисто умозрительное знание . Хотя оно обладает максимальной точ­ностью, такое знание незначительно по объему. Невозможно жить, руководствуясь только умозрительным знанием. Важно выделить еще один вид знания - сенситивное знание - знание относительно внешних предметов, непрерывно получаемое через наши ощущения, без и вне которых жизнь просто невозможна.

По своей достоверности сенситивное знание не идет в сравнение ни с демонстративным, ни тем более с интуитивным знанием. Достовер­ность сенситивного знания весьма низка. Но Локк был уверен, что, несмотря на то, что сенситивное знание не обладает достоверностью умозрительного, оно с необходимостью убеждает нас в существовании любого единичного предмета. Не может быть сомнения в сущест­вовании внешнего мира.

Локк не может отказаться от понятия Бога при объяснении материи, и тем более - при объяснении происхождения мышления. Он говорит: "Я не вижу никакого противоречия в том, что первое вечное мыслящее сущест­во при желании могло сообщить известным системам сотворенной, бес­чувственной материи некоторую степень чувств, восприятия и мышления". Отрицаяврожденность идеи Бога, Локк, тем не менее, приходит к сле­дующим соображениям: "наше знание бытия Божия достовернее, нежели познание бытия всякой другой вещи, не открытой нам непосредственно нашими чувствами. Более того... мы знаем бытие Божие достовернее, нежели бытие всякой другой вещи вне нас". Бог Локка обладает абсо­лютным знанием. "Озаряя ум сверхъестественный светом, Бог не гасит естественного света".

Локк стал одним из основоположников либерализма в Анг­лии. Именно он впервые в истории политической мысли выдвинул идею разделения правительственной власти - на законодательную, исполнительную и федеративную (ведающую отношениями с другими государствами). Локк - сторонник самой широкой веротерпимости , которая, правда, не мо­жет распространяться на атеистов, разрушающих всякую религию, без чего общество жить не может.

П.Бейль о познании

Пьер Бейль (1647 - 1706 гг.) - французский философ и публицист. Он автор произведений: "Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны, по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года ", "Философский комментарии на слова Иисуса Христа "Заставь их войти" ", "Исторический и критический словарь " (многотомное издание). Издавал журнал "Новости литературной республики ".

Бейль решительно отстаивал веротерпимость, стоял над узкодогматическими религиями своего времени.

Бейль провозглашал совесть как базу любой человеческой моральнос­ти, совершенно независимую от божественного озарения, от утвержде­ний и положений Священного Писания. Он говорил о "естественном све­те совести", данном людям непосредственно, интуитивно. Поня­тие естественного света как способности различения истинного и ложного у Бейля заключало в себе и гносеологическое содержание.

Бейль говорит об "аксиомах естественного света ". К их числу он причисляет, например, следующие: целое больше части, логический закон противоречия, др. утверждал независимость аксиом от сверхъестественного откровения.

По Бейлю, естественный свет обнаруживает нравственный свет совести, способность различать правое и неправое, хорошее и дурное, справедливое и несправедливое.

Бейль фактически отказывается от концепции "двух истин ". Вера, по Бейлю, всегда антиразумна.

Внешне Бейль стремился к очищению христианства от вымыслов, искажающих его в результате запутанных и неправильных толкований Священного Писания. Параллельно он показывал нелепость ряда библейских сказаний, множество суеверий, не уступающих языческим.

Бейль осуществляет моральную реабилитацию атеистов . Это было следствием его мысли об отсутствии закономерной связи между моральностью и религиозностью. Бейль говорил, что скверные, аморальные люди "не потому плохи, что они атеисты, а потому атеисты, что они плохи".

Бейль был приверженцем скептицизма. Но он сочетал свой скептицизм с рационализмом, критикой догматизма. Бейль нисколько не сом­невался в законах логики и истинах математики. Не сомневался он и в интуитивных убеждениях нравственного сознания. Он, однако, очень ясно и ярко показывал противоречия в умозрительных построениях разного рода, включая рассуждения Декарта и Спинозы.

Джон Локк основные идеи английского педагога и философа кратко изложены в этой статье.

Основные идеи Джона Локка

Политические и государственные идеи Джона Локка кратко

Считал, что государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.

Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Государственное учение Джона Локка основывается на обоснованной им концепции законности: все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.

Форма государства напрямую зависит от того, кто возглавляет его, кому принадлежит законодательная власть. С нее началось создание государства. Но она ограничена законом природы и общественным благом. Самой лучшей формой правления, согласно философу, является ограниченная монархия.

Локк отстаивал принцип гарантированности свободы совести. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, ведь эти две инстанции имеют разные цели и задачи. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти:

  • Законодательная, которая указывает, каким образом должна употребляться сила государства. Она создана народом.
  • Исполнительная, которая следит за исполнением законов. Ее «представителями» являются монарх, министр и судьи.
  • Федеративная

Джон сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав. Короля он наделил правом созывать и распускать парламент, правом вето и законодательной инициативы.

Локка считают основателем либерализма, так как им было сформулировано принципы буржуазной государственности.

Джон Локк открытия в педагогике

Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности.

Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Джон Локк педагогические идеи:

  • Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи.
  • Применение развивающих упражнений и игр.
  • Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам.
  • Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности.
  • Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения.

Джон Локк основные труды – « Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», «Опыты о законе и природе», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Джона Локка.

В любом учебнике по философии можно прочесть, что Джон Локк - выдающийся представитель эпохи Нового Времени. Этот произвел огромное впечатление на позднейших властителей умов эпохи Просвещения. Его письмами зачитывались Вольтер и Руссо. Его политические идеи повлияли на американскую Декларацию независимости. Сенсуализм Локка стал отправным пунктом, от которого отталкивались Кант и Юм. А идеи о том, что человеческое знание напрямую зависит от чувственного восприятия, которое формирует опыт, приобрели чрезвычайную популярность еще при жизни мыслителя.

Краткая характеристика философии Нового Времени

В XVII-XVIII веках в Западной Европе стала быстро развиваться наука и техника. Это было время появления новых основанных на материализме, математическом методе, а также приоритете опыта и эксперимента. Но, как это часто бывает, мыслители разделились на два противоположных лагеря. Это рационалисты и эмпирики. Разница между ними состояла в том, что первые полагали, что мы черпаем свои знания из врожденных идей, а вторые - что мы обрабатываем информацию, которая поступает в наш мозг из опыта и ощущений. Хотя основным «камнем преткновения» философии Нового Времени была теория познания, тем не менее, мыслители, исходя из своих принципов, выдвигали политические, этические и педагогические идеи. Сенсуализм Локка, который мы будем здесь рассматривать, прекрасно вписывается в эту картину. Философ примыкал к лагерю эмпириков.

Биография

Родился будущий гений в 1632 году в английском городе Рингтон, графство Сомерсет. Когда в Англии грянули революционные события, отец Джона Локка, провинциальный адвокат, принял в них активное участие - он воевал в армии Кромвеля. Вначале юноша окончил одно из лучших учебных заведений того времени, Вестминстерскую школу. А затем он поступил в Оксфорд, который еще с эпохи Средневековья был известен своей университетской ученой средой. Локк получил степень магистра и работал учителем греческого языка. Вместе со своим покровителем, лордом Эшли, он много путешествовал. В это же время он стал интересоваться и социальными проблемами. Но в связи с радикализацией политической ситуации в Англии, лорд Эшли эмигрировал во Францию. Вернулся на родину философ только после так называемой «славной революции» 1688 года, когда Вильгельм Оранский был провозглашен королем. Практически всю жизнь мыслитель провел в уединении, почти отшельником, однако занимал разные государственные должности. Его подругой была леди Дэмерис Мэшем, в особняке которой он умер от астмы в 1704 году.

Основные аспекты философии

Взгляды Локка сформировались довольно рано. Одним из первых мыслитель заметил противоречия в философии Декарта. Он много работал над тем, чтобы их выявить и разъяснить. Локк создал собственную систему отчасти для того, чтобы противопоставить ее декартовской. Рационализм знаменитого француза претил ему. Он был сторонником всяческих компромиссов, в том числе и в области философии. Недаром он вернулся на родину во время «славной революции». Ведь это был год, когда между основными борющимися силами в Англии был заключен компромисс. Подобные же взгляды были характерны для мыслителя и в подходе к религии.

Критика Декарта

В своем труде «Опыт о человеческом разуме» мы видим уже практически сформированную концепцию Локка. Он выступил там против теории «врожденных идей», которую пропагандировал и сделал очень популярной Рене Декарт. Французский мыслитель очень повлиял на идеи Локка. Он соглашался с его теориями о достоверной истине. Последняя должна являться интуитивным моментом нашего существования. А вот с теорией о том, что быть - означает мыслить, Локк был не согласен. Все идеи, которые считаются врожденными, по мнению философа, на самом деле, ими не являются. К началам, которые даны нам от природы, относятся только две способности. Это воля и разум.

С точки зрения философа, единственным источником любых человеческих идей является опыт. Он, как полагал мыслитель, состоит из единичных восприятий. А они, в свою очередь, разделяются на внешние, познаваемые нами в ощущениях, и внутренние, то есть, рефлексии. Сам разум представляет собой нечто, своеобразно отражающее и обрабатывающее информацию, поступающую от органов чувств. Для Локка именно ощущения были первичными. Они порождают знание. В этом процессе разум играет второстепенную роль.

Учение о качествах

Именно в этой теории больше всего проявляются материализм и сенсуализм Дж. Локка. Опыт, - утверждал философ, - порождает образы, которые мы называем качествами. Последние бывают первичными и вторичными. Как их различить? Первичные качества - постоянны. Они неотделимы от вещей или предметов. Такими качествами можно назвать фигуру, плотность, протяженность, движение, число, и так далее. А что такое вкус, запах, цвет, звук? Это вторичные качества. Они непостоянны, их можно отделить от вещей, которые их порождают. Они также разнятся в зависимости от субъекта, который их воспринимает. Совокупность качеств создает идеи. Это своего рода образы в мозгу человека. Но они относятся к простым идеям. Как же возникают теории? Дело в том, что, по мнению Локка, в нашем мозгу все же есть некие врожденные способности (в этом состоит его компромисс с Декартом). Это сравнение, сочетание и отвлечение (или же абстрагирование). С их помощью из простых идей возникают сложные. Так происходит процесс познания.

Идеи и метод

Теория сенсуализма Джона Локка не только объясняет происхождение теорий из опыта. Она также разделяет различные идеи по критериям. Первым из них является ценность. Согласно этому критерию идеи делятся на темные и ясные. Они также группируются в трех категориях: реальные (или фантастические), адекватные (или не согласующиеся с образцами), а также истинные и ложные. Последний класс можно отнести к суждениям. Философ также высказался о том, какой наиболее подходящий метод существует для того, чтобы добиваться реальных и адекватных, а также истинных идей. Он назвал его метафизическим. Этот метод состоит из трех этапов:

  • анализа;
  • расчленения;
  • классификации.

Можно сказать, что Локк фактически перенес научный подход на философию. Его идеи в этом плане оказались необычайно успешными. Метод Локка господствовал до XIX столетия, пока его не раскритиковал Гете в своих стихах о том, что если кто-то желает изучить нечто живое, то он его вначале убивает, затем расчленяет на части. Но тайны жизни все равно нет - в руках один лишь прах…

О языке

Сенсуализм Локка стал обоснованием появления человеческой речи. Философ счел, что язык возник в результате наличия у людей абстрактного мышления. Слова являются, по сути своей, знаками. Большинство из них представляют собой общие термины. Они возникают тогда, когда человек пытается выделить сходные признаки различных предметов или явлений. Например, люди заметили, что черная и рыжая корова на самом деле - это один и тот же вид животных. Поэтому появился общий термин для его обозначения. Локк обосновывал наличие языка и общения так называемой теорией здравого смысла. Интересно, что в буквальном переводе с английского эта фраза звучит немножко иначе. Она произносится как «общий смысл». Это и натолкнуло философа на то, что люди пытались отвлекаться от индивидуального, чтобы создать абстрактный термин, со значением которого все были согласны.

Политические идеи

Несмотря на уединенную жизнь философа, ему не был чужд интерес к стремлениям окружающего общества. Он является автором «Двух трактатов о государстве». Идеи Локка о политике сводятся к теории «естественного права». Его можно назвать классическим представителем этой концепции, которая в Новое время была очень модной. Мыслитель полагал, что все люди имеют три основных права - на жизнь, свободу и собственность. Чтобы иметь возможность охранять эти принципы, человек вышел из естественного состояния и создал государство. Поэтому последнее имеет соответствующие функции, которые состоят в защите этих главных прав. Государство должно гарантировать соблюдение законов, которые стоят на страже свобод граждан, и наказывать нарушителей. Джон Локк полагал, что в связи с этим власть должна быть разделена на три части. Это законодательная, исполнительная и федеративная функции (под последней философ понимал право ведения войны и установления мира). Они должны управляться отдельными, не зависящими друг от друга органами. Локк также отстаивал право народа на восстание против тирании и известен тем, что разработал принципы демократической революции. Тем не менее, он является одним из защитников работорговли, а также автором политического обоснования политики североамериканских колонистов, которые отбирали землю у индейцев.

Правовое государство

Принципы сенсуализма Д. Локка выражаются и в его учении об общественном договоре. Государство, с его точки зрения, это механизм, который должен основываться на опыте и здравом смысле. Граждане отказываются от своего права защищать собственную жизнь, свободу и имущество, предоставляя делать это специальной службе. Она должна следить за порядком и исполнением законов. Для этого со всеобщего согласия избирается правительство. Государство должно делать все, чтобы были защищены свобода и благосостояние человека. Тогда и он будет подчиняться законам. Для этого и заключается общественный договор. Произволу деспота подчиняться нет причины. Если власть неограниченна, то она является большим злом, чем отсутствие государства. Потому что в последнем случае человек может рассчитывать хотя бы на себя. А при деспотизме он вообще беззащитен. И если государство нарушает договор, народ может потребовать обратно свои права и выйти из соглашения. Идеалом мыслителя была конституционная монархия.

О человеке

Сенсуализм - философия Дж. Локка - повлиял и на его педагогические принципы. Поскольку мыслитель счел, что все идеи происходят из опыта, то сделал вывод о том, что люди рождаются с абсолютно равными способностями. Они подобны чистому листу. Именно Локк сделал популярной латинскую фразу tabula rasa, то есть, доска, на которой еще ничего не написано. Так он представлял себе и мозг новорожденного человека, ребенка, в отличие от Декарта, полагавшего, что у нас есть определенные знания от природы. Поэтому, с точки зрения Локка, педагог, посредством «вкладывания в голову» правильных идей, в определенном порядке может сформировать разум. Воспитание должно быть физическим, умственным, религиозным, нравственным и трудовым. Государство должно всячески стремиться к тому, чтобы образование находилось на достаточном уровне. Если же оно препятствует просвещению, то оно, как полагал Локк, перестает исполнять свои функции и утрачивает легитимность. Такое государство следует изменить. Эти идеи впоследствии были подхвачены деятелями французского Просвещения.

Гоббс и Локк: в чем сходство и различие в теориях философов?

Не только Декарт повлиял на теорию сенсуализма. известный английский философ, живший несколькими десятилетиями раньше, тоже был очень значимой фигурой для Локка. Даже главный труд своей жизни - «Опыт о человеческом разуме» - он составил по тому же алгоритму, по какому написан «Левиафан» Гоббса. Он развивает мысли своего предшественника в учении о языке. Он заимствует его теорию релятивистской этики, соглашаясь с Гоббсом, что понятия добра и зла у многих людей не совпадают, и только стремление получать удовольствие является самым сильным внутренним двигателем психики. Тем не менее, Локк является прагматиком. Он не ставит задачу создать общую политическую теорию, как это делает Гоббс. К тому же Локк не считает естественное (безгосударственное) состояние человека войной всех против всех. Ведь именно этим положением Гоббс оправдывал абсолютную власть монарха. Для Локка свободные люди могут жить и спонтанно. А государство они образовывают, только договариваясь между собой.

Религиозные идеи

Философия Дж. Локка - сенсуализм - отразилась и в его взглядах на богословие. Мыслитель полагал, что вечный и благой творец создал наш ограниченный во времени и пространстве мир. Но все, что нас окружает, обладает бесконечным разнообразием, отражая свойства Бога. Вся вселенная устроена так, что каждое существо в ней имеет свое предназначение и соответствующую ему природу. Что касается концепции христианства, то сенсуализм Локка проявился здесь в том, что философ счел, что наш естественный разум открыл в Евангелии волю Бога, и потому она должна стать законом. А требования Творца очень просты - нужно делать добро как себе, так и ближним. Порок же заключается в том, чтобы приносить вред и собственному существованию, и другим. Причем преступления против общества важнее, чем против частных лиц. Евангельские требования самоограничения Локк объясняет тем, что, поскольку в ином мире нас ждут постоянные наслаждения, то ради них можно отказаться от приходящих. Кто этого не понимает, тот враг собственного счастья.

РЕФЕРАТ

Характеристика познания в работах Локка


Введение


Джон Локк (1632-1704) - английский философ, психолог, педагог и политический деятель. Главный представитель эмпиризма, теорию познания строил на основе психологической теории сознания (чем проложил путь психологии в современном смысле, т.е. психологии как анализу эмпирического сознания), создав тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. Исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии, ввиду ограниченности познания, вещами, которые выше его способности понимания. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Он отрицал врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или этическими. Напротив, сознание, по Локку, сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал «идеями». Опыт не является ни внешним восприятием (ощущением), ни внутренним самонаблюдением (рефлексией). Опыт различен у всех индивидов и народов, а потому так же безусловно само различие высших принципов. Согласованность между ними существует в крайнем случае от природы или по привычке. Для Канта, например, большую роль сыграло учение Локка о «первичных» и «вторичных» качествах. Телам свойственны и в любом состоянии неотделимы от них величина, форма, число, положение, движение или покой. Это «первичные» качества тел, которые мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. Напротив, цвета, запахи, вкусовые свойства и прочее - «вторичные» качества, которые возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. Сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование, по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах); однако при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума» (dispositions of the mind).

Локк был убежденным сторонником либерализма. В своем учении о государстве он ограничивает его деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех, а также разделение власти. В этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное - как беду. Высший закон - всеобщее благо. Как философ религии, Локк учил: то, что Бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет - может судить только разум, но не церковная догма; Локк близко стоит к естественной религии. В своих философских трудах он критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей. Итогом его размышлений стало следующее: Если идея Бога не врожденна, никакая другая не может считаться врожденной. Из сказанного выше, очевидно, что, хотя познание Бога - наиболее естественное открытие человеческого мышления, идея о Нем тем не менее не является врожденной.

Оригинальные воззрения Локка во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы. Цель данной работы: выделить и проанализировать основные идеи теории познания Джона Локка.


1. Гносеология и сенсуализм Локка


Локк дает системное изложение своих гносеологических и онтологических воззрений в своем главном трактате по теоретической философии - «Опыт о человеческом разумении» (был закончена в 1687, опубликован в 1690 году).

Локк - представитель эмпирической линии в английской философии, которая начинается с Ф. Бэкона, к которой можно причислить и Т. Гоббса. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том, что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т.е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно получает знания о внешнем мире.

И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, проецировались на его работы, посвященные общественной проблематике, между этими двумя тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например, в творчестве Гоббса, где она образует как содержательную, так и, в конце концов, формальную единую систему. Социально-политические воззрения Локка находятся под влиянием его способа мышления, т.е. метода ведения заключений, который рассматривается им в «Опыте о человеческом разуме».

Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель (который, естественно, такой способ философствования оценивал не слишком высоко) подчеркивал, что «Локк указал на то, что общее, и мышление вообще, покоится на чувственно воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта». В признании приоритета чувственного познания Локк близок эмпиризму Бэкона.

Сенсуализм в области теории познания у него весьма тесно связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума (как иногда упрощенно представляется), но признает за ним в «достижении истины» еще меньше простора, чем Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает лишь, говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями. В этом отражается тот факт, что индуктивный метод Бэкона имел на него более сильное влияние, чем на Гоббса.

Философию Локка можно характеризовать как учение, которое прямо направлено против рационализма Декарта (и не только против Декарта, но и во многом против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает существование «врожденных идей», которые играли такую важную роль в теории познания Декарта, и концепцию «врожденных принципов» Лейбница, которые представляли собственно некую естественную потенцию понимания идей.

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденны, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся факты и наблюдения за детьми, душевнобольными людьми свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, идеи добра, зла и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.

Особенно показательно Локк иллюстрирует несостоятельность теории врожденных идей на примере сновидений. Сновидения, по Локку, составлены из идей (мыслей) бодрствующего человека, соединенных между собой причудливым образом. Сами же идеи не могут возникнуть раньше, чем органы чувств не снабдят их ими. Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сгодиться.

Но есть другой способ, и он более убедителен. Надо отбросить теорию врожденных идей как в корне ложную.

«Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» - главный принцип сенсуализма.

Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных идей, являются, как отмечает Гегель, эмпирическими. Это, однако, ничего не меняет относительно того, что именно критика Локком «врожденных идей» сыграла положительную роль в критике гносеологических корней идеализма.

Локк понимает опыт, прежде всего, как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания.


2. Два вида опыта Локка


В соответствии с одним из своих основных тезисов о необходимости изучения способностей и границ человеческого познания Локк обращает внимание и на исследование собственно процесса познания, на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем при этом, он определяет как «внутренний» в отличие от опыта, обретенного при посредстве восприятия чувственного мира. Идеи, возникшие на основе внешнего опыта (т.е. опосредованные чувственными восприятиями), он называет чувственными; идеи, которые берут свое происхождение из внутреннего опыта, он определяет как «рефлексия». Однако опыт - как внешний, так и внутренний - непосредственно ведет лишь к возникновению простых идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако, сущностью души (мысли), но лишь ее свойством.

Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором из простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и внутреннего опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия, как пространство, время и т.д. (представление о пространстве, например, мы получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров отдельных тел; представление о времени мы выводим из последовательности событий и т.д.).

Весьма важный элемент воззрений Локка представляют его идеи о первичных и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства, массу, движение. Он считает их, говоря нынешними терминами, объективно существующими. Возникновение вторичных качеств в определяющей степени связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и т.д. Эти свойства являются тем, что существует лишь «для нашего сознания». Это тоже один из тех моментов учения Локка, которые допускают в определенной степени субъективно-идеалистическую интерпретацию. В этих рассуждениях Локка отражается уровень тогдашнего научного знания. Тогда уже было известно, что звуки возникают благодаря колебаниям воздуха, были выработаны волновая и корпускулярная теории света. Из этого вытекает, что цвет, запах и вкус присущи лишь человеческому чувственному восприятию.

Теория первичных и вторичных качеств проецируется и на проблему «номинальных» и «реальных» сущностей. Наше понятие золота, а именно желтый цвет, блеск, твердость, вес, ковкость, является лишь номинальной сущностью золота, т.е. перечислением признаков, которых достаточно, чтобы отличить золото от других металлов и других веществ вообще. Люди, однако, как правило, это понятие проецируют на сами вещи и придают им значение видовой сущности, внутреннего характера или определенного «вида» вещей или существ. «Номинальным» сущностям противостоят «реальные» сущности, т.е. действительная структура вещей, состоящая из частичек, недоступных нашему восприятию. Эти «реальные» сущности вещей мы не знаем, однако наивно за них принимаем «номинальные» сущности. Скептицизм, который проявляется в этой теории Локка, также соответствует состоянию тогдашнего познания.

Учение о «номинальных» и «реальных» сущностях обращено также и против того, чтобы классификации вещей, животных и растений по видовым и родовым понятиям считать отражением реальных различий между ними. По Локку, реально существует лишь индивидуальное. Понятие видов и родов возникает потому, что индивидуальные вещи могут быть сходными, в какой-то мере подобными, и, когда мы подводим их под определенное понятие, оно приобретает тем самым общее значение. Смысл этой операции состоит в потребности классифицировать и обобщать, а не в том, чтобы познавать общую сущность.

Из того, что было сказано, видно, что Локк - приверженец эмпиризма и сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное знание. Бесспорное знание является продуктом мышления (размышления). Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта, Напротив, правдоподобное знание является продуктом непосредственного (эмпирического) опыта. Такое познание (Локк обозначает его также термином «мнение») еще не прошло через сито мыслительной деятельности - размышления.

В бесспорном знании он различает три ступени. Первую он определяет как спекулятивную, или непосредственную (интуитивную), опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого - в обобщении внутреннего опыта. Вторую он определяет как демонстративное (доказательное) знание, опирающееся на мышление, основой которого является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. Третью ступень он определяет как чувственное, опирающееся на идеи, прямо постигаемые чувствами. Последняя ступень имеет, по Локку, наиболее низкую ценность. Его концепция познания направлена против схоластики, в ней проявляется тенденция объяснения мира на основе естественных процессов. В этой связи Локк признает возможность постижения внешнего мира при помощи этой третьей ступени познания, но отвергает принятие ее в качестве основы достоверного знания. Следует напомнить, что основой демонстративного и спекулятивного познания, в сущности, выступает опирающийся на чувства, или рефлексию, опыт. И в этом положении можно усмотреть реакцию на рациональную философию Европейского континента, в частности на учение Декарта и Лейбница, с которыми он прямо или косвенно полемизирует в своем «Опыте».

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи навязываются со стороны и не могут быть изменены ни в числе, ни в свойствах, как не могут быть изменены в числе или свойствах, например, частицы материи. Простые идеи - это не разложимые элементы сознания. Разум в восприятии этих идей совершенно пассивен, так как и число, и свойства их зависят от природы наших способностей и случайностей опыта.

Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей, они даются нам:

Одним каким-нибудь чувством - «идеи» цвета (зрение), звука (слух) и т.д.;

Деятельностью нескольких чувств вместе - «идеи» протяженности, движения (осязание и зрение);

. «рефлексией» - «идеи» мышления и хотения;

Чувством и «рефлексией» - «идеи» силы, единства, преемственности.

Сложные идеи, по учению Локка, есть собрание, сумма простых идей, каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи.

Как только душа приобрела простые идеи, она переходит от пассивного созерцания к активному преобразованию и переработке простых идей в сложные. Образование сложных идей Локк представлял как простое механическое комбинирование исходных элементов опыта. Комбинирование простых идей осуществляется различными способами. Ими являются ассоциации, соединение, отношение и обособление.

Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей: Под именем МОДУСОВ Локк понимает не идеи чего-либо самостоятельного, а идеи видоизменений пространства, времени, числа и мышления. Сама идея пространства получается из ощущений зрения и осязания. Видоизменения ее дают модусы: протяжения, расстояния, величины, фигуры, места. Идея времени происходит из рефлексии последовательной смены идей, причем Локк время вообще понимает как продолжительность. Видоизменения продолжительности дают модусы: единства или единицы, множества, бесконечности. Идея мышления проистекает из рефлексии. Видоизменения мышления дают модусы: восприятия идеи, удержания ее, различения, сочетания, сравнения, называния и отвлечения. Это семь умственных способностей, допускаемые Локком.

Другой род сложных идей - идеи СУБСТАНЦИИ , под которыми Локк разумеет идеи чего-либо самостоятельного. Эти идеи происходят от соединений нескольких, почерпнутых в опыте простых идей в качестве свойств одной и той же вещи. Есть субстанции телесные, главные свойства которых состоят в сцеплении частиц и силе сообщать движение, и духовные, главные свойства которых - мысль и воля…

Третий род сложных идей составляют идеи ОТНОШЕНИЙ , проистекающие из наблюдения относящихся друг к другу предметов. Идеи отношений бесчисленны; главнейшие между ними: тождества, различия, причинности.

Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека - знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно. По Локку: «познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание: где его нет, там мы можем, правда, воображать, догадываться или полагать, но никогда не имеем знания».

Познания, как уж было сказано, бывают двух видов: достоверные и недостоверные. Достоверные познания те, которые соответствуют действительности; недостоверными же должны быть те, которые при своем происхождении были видоизменены через размышления, вследствие чего в них вошел субъективный элемент, который нарушил их первоначальное соответствие своему объекту. Получается, что достоверными познаниями «могут быть только те, которые воспринимаются нами страдательно во внешнем или внутреннем наблюдении, каковы все простые идеи.

Все же, что образовано деятельностью нашего ума, должно быть недостоверным.

Локк выделил две степени познания.

1.Интуитивное, приобретенное непосредственно или наглядно, которое разум получает от оценки соответствия или несоответствия идей друг другу.

2.Демонстративное, приобретенное путем доказательств, например, через сравнение и отношение понятий.

Демонстративное познание необходимо предполагает существование интуитивного, так как умозаключение требует, чтобы были известны те суждения, которые служат посылками. Однако «разница между интуитивным и демонстративным познанием заключается не в том, что первое более достоверно, чем последнее, а в том, что первое (напр., три есть один и два, белое не есть черное) тотчас вызывает согласие, тогда как последнее часто только путем тяжелого исследования вынуждает это согласие.

Локк выделяет еще чувственное познание существования отдельных вещей, оно направленно на единичные факты или на определенную сумму единичных фактов, «простираясь дальше простой вероятности, но не достигая вполне указанных степеней достоверности, оно слывет за познание.

Самый достоверный род познания, по Локку, - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение. «Что касается до нашего собственного существования, то оно настолько очевидно, что не имеет нужды в каких-либо доказательствах. Если я даже сомневаюсь во всем, то это самое сомнение убеждает меня в моем существовании и не позволяет в нем сомневаться. Это убеждение совершенно непосредственно». Здесь Локк стоит вполне на точке зрения декартовского Cogito ergo sum (я мыслю, следовательно существую).

На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

В области познания Локк различает два рода общих суждений: суждения, образованные путем простого разложения понятия, которые не содержат ничего нового в сравнении с этим понятием; и суждения, которые, хотя и образованы на основании какого-нибудь понятия и с необходимостью следуют из него, но несут в себе то, что в самом понятии еще не содержится.

Истина или познание как согласие идей между собой проявляется в четырех различных способах отношения идей:

1.в тождестве или различии их

2.в отношении между ними

.в сосуществовании (или необходимой связи)

.в действительности их существования.

По Локку, познание о существовании чего-либо возможно только в отношении двух идей - идеи «Я» и идеи «Бога». Существование идеи «Я» получается интуитивным путем, а существование идеи «Бога» - демонстративным.

«Доказательство бытия Бога исходит из интуитивного познания существования «Я» и состоит в следующем умозаключении: все, что имеет начало, вызвано другим существом, и потому должно быть безначальное творящее существо и, при том, оно должно быть существом с высшею интеллигенциею, так как я - сотворенное мыслящее существо». На таком же демонстративном познании основывается наша уверенность в бытии внешнего мира: «Бог дал мне достаточно уверенности в существовании вещей вне меня: посредством различного обращения с ними я могу вызывать у себя и удовольствие, и страдание, что единственно важно для меня в моем настоящем положении».

Познавательные силы не исчерпывают всего богатства душевной жизни человека. Наряду с ними в душе имеется другой ряд психических явлений, тесно связанных с познавательными силами и названных Локком силами желания или стремления. В рамках побудительных сил он выделял волю и эмоциональное состояние - удовольствие и страдание. Таким образом, побудительные силы являются активной стороной всей познавательной и практической деятельности человека.

Особую роль в формировании идей внешнего и внутреннего опыта, и в преобразовании простых идей в сложные, Локк отводил речи. Философ приписывает речи две функции: функцию выражения и функцию обозначения. Но слова и речь - это не только орудия мышления, но и средство обмена идеями и мыслями. Главная цель всякого сообщения - быть понятым. С помощью слов обозначаются как конкретные, так и общие идеи, и поскольку люди не всегда дают одинаковые обозначения различным идеям, им часто не удается достигнуть взаимопонимания. Локк указывает, что основные злоупотребления, допускаемые людьми, выражаются в использовании слов без всяких идей, в употреблении одного и того же слова для выражения разных идей, в применении старых слов в новом значении, в обозначении словами того, чего люди сами не понимают. Избавление от возможных недостатков и злоупотреблений в речи, пробуждение идей, адекватных их речевым формам, - вот те главные пути, с помощью которых можно овладеть искусством общения.


Заключение


Джон Локк был одним из главных теоретиков материалистического сенсуализма XVII-XVIII вв. Его заслуги состояли, прежде всего, в том, что он углубил и развил это учение, намеченное в своей основе ещё Бэконом. Можно без преувеличения сказать, что его воззрения преобладали в Англии в первой половине XVIII в. Критика врождённых идей, обоснование учения о чувственном происхождении знания и об опытных основах морали, углубленная разработка вопроса теории познания в целом составили новый шаг в историко-философском развитии. У Локка нашлось немало сторонников и последователей, и не только в Англии. Но развитие высказанных им идей пошло в различных, подчас диаметрально противоположных направлениях. Ленин отмечал: «И Бэркли и Дидро вышли из Локка». Компромиссность взглядов Локка во многих вопросах способствовала расколу среди интерпретаторов и критиков его учения. Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, - писал он, - здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Главная разграничительная линия между ними совпадала с делением философов на два основных лагеря - материалистов и идеалистов.

В теории познания и отчасти в политических идеях из Локка исходили защитник «свободомыслия» Толанд и материалист Пристли. Они продолжили линию эмпиризма Локка, разрушили его «теологические рамки», подвергли критике идеалистические слабости. Указанный Гоббсом и описанный Локком в 33 главе II книги «Опыта» процесс возникновения идей через ассоциации, который, кстати говоря, сам автор считал лишь отклонением от нормального, привлёк внимание многих философов и учёных. Идея Локка оказалась плодотворной и положила начало ассоциативной психологии в трудах Гартли и Пристли.

Философия Локка была горячо воспринята во Франции Вольтером, Кондильяком, Ламатри и Гельвецием. Вольтер впервые открыл Локка для французского материализма, он продолжил критику врожденных идей, подкрепив её галльским остроумием, и придал более материалистическую «редакцию» деизму. О Ламетрии Маркс писал, что в его трудах английский материализм соединился с картезианской физикой. Правда, Кондильяк и Гельвеций довели сенсуалистический принцип Локка до крайности: первый пришёл к серьёзным агностическим ошибкам, второй превратил мышление из оператора ощущениями в разновидность самого опущения. Локкова теория государства и педагогика оказали значительное воздействие на французского демократического идеолога Жан-Жака Русо, а также на польского просветителя Гуго Коллонтфя.

Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение.

Философия Джона Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.

Редко бывало, чтобы философ одним произведением составил себе такую славу и такое имя, и достиг такого влияния в истории мысли, как Локк своим «Опытом». Все новейшие историки философии считают Локка первоклассным мыслителем, наряду с Декартом, Бэконом, Спинозой, Лейбницем, и признают его истинным предшественником Канта, основателем новейшей критической теории познания, а также психологии.

Список литературы

локк психолог эмпиризм гносеология

1.Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2000

2.Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960

.Фролов И.Т. Введение в философию. М., 2002

.Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2009

.Блинов Е.Н. Учение Локка о тождестве личности. М., 2007

.Невлева И.М. Философия: учебное пособие для вузов. М.: Русская Деловая Литература, 2009

.Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2001

.Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии. М.: «Рассвет», 1894


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Теория познания Локка

иерей Сергий Завьялов

«Опыт о человеческом разумении» Джона Локка – один из самых важных памятников философии XVII века. Он делится на четыре части или книги. «В первой он исследует вопрос о прирожденных идеях разума и старается доказать, что их не существует. Во второй исследуется вопрос, откуда разум получает свои представления. В третьей говорится о значении языка в познании и, наконец, в четвертой разбираются разные виды познания наряду с верою и мнением» 1 . Для Локка теория познания не есть второстепенный, а главный и даже исключительный предмет исследования. Поэтому его называют: «основателем теории познания, как самостоятельной дисциплины» 2 . Вот как он начинает свое сочинение: «Так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, что бы ни держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей» 3 .

Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Главным препятствием на пути к знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания, созданную еще Платоном, а после развитую Декартом. Согласно этой теории, наш мир есть лишь пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний.

Оказавшись в земной оболочке душа должна вспомнить все знания – в этом задача познания. Из индуктивного наблюдения над более «натуральными» типами ума, которые представляют люди в детском и диком состоянии, Локк выводит заключение, что присутствие в уме таких понятий не осознается. Он говорит, что «Существовать в разуме» значит то же самое, что «быть сознанным». Поэтому теория врожденных идей впадает в совершенное противоречие, когда утверждает, что идеи присущи разуму, и в то же время, что – разум не знает о них и приходит к их осознанию уже после долгого упражнения и значительного развития» 4 .

Отрицая врожденность знаний, Локк выступил против идеалистического учения о нематериальном происхождении и сущности души и разума человека. «По Локку, нет врожденных знаний, правил и принципов; в уме нет ничего, что не существовало бы раньше в чувствах» 5 .

Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Без основания в практической деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия? Многие люди и целые народы не знают бога, пребывают в состоянии атеизма, а среди религиозно настроенных людей и народов нет одинаковой идеи бога. Одни люди с полным спокойствием делают то, чего другие избегают. Идея бога – дело человека. «Во всех делах творения так ясно видны признаки необычайной мудрости и силы, что всякое разумное существо, которое серьезно подумает о них, не может не открыть Бога» 6 . Далее Локк подводит итоги своим размышлениям: «Если идея Бога не врожденна, никакая другая не может считаться врожденной. Из сказанного выше, надеюсь, очевидно, что, хотя познание Бога – наиболее естественное открытие человеческого мышления, идея о Нем тем не менее не является врожденной» 7 .

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знания: «внешний, который он называет «чувственностью» (sensation ), и внутренний, который он называет «рефлексией» (reflexion ). Первый возникает вследствие воздействия внешнего мира на душу, последний – вследствие действия души самой на себя» 8 . Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас.

Внутренний опыт - «рефлексия» - совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Отвергая врожденные идеи, он говорит: «Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага (tabula rasa ) без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их? Откуда приобретает тот их обширный запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает он весь материал рассуждений и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит» 9 .

Локк доказывал, что опытом мы постигаем не бытие предметов, а только их чувственные качества: «Присутствие идеи о какой-нибудь вещи в нашем уме, говорит он, так же не доказывает существования этой вещи, как портрет какого- нибудь человека не доказывает его бытия в мире, и как мечты сонные не доказывают истинных происшествий» 10 .

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи «даны нам из вне, навязываются со стороны и не могут быть изменены ни в числе, ни в свойствах, как не могут быть изменены в числе или свойствах, например, частицы материи» 11 . Разум в восприятии этих идей совершенно пассивен, так как и число, и свойства их зависят от природы наших способностей и случайностей опыта.

Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей, они даются нам:

а) одним каким-нибудь чувством – «идеи» цвета (зрение), звука (слух) и т.д.;

б) деятельностью нескольких чувств вместе – «идеи» протяженности, движения (осязание и зрение);

в) «рефлексией» - «идеи» мышления и хотения;

г) чувством и «рефлексией» - «идеи» силы, единства, преемственности.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственной деятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма простых идей, каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи.

Джон Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1. «Под именем МОДУСОВ Локк разумеет не идеи чего-либо самостоятельного, а идеи видоизменений пространства, времени, числа и мышления. Сама идея пространства получается из ощущений зрения и осязания. Видоизменения ее дают модусы: протяжения, расстояния, величины, фигуры, места. Идея времени происходит из рефлексии последовательной смены идей, причем Локк время вообще понимает как продолжительность. Видоизменения продолжительности дают модусы: единства или единицы, множества, бесконечности. Идея мышления проистекает из рефлексии. Видоизменения мышления дают модусы: восприятия идеи, удержания ее, различения, сочетания, сравнения, называния и отвлечения. Это семь умственных способностей, допускаемые Локком.

2. Другой род сложных идей – идеи СУБСТАНЦИИ , под которыми Локк разумеет идеи чего-либо самостоятельного. Эти идеи происходят от соединений нескольких, почерпнутых в опыте простых идей в качестве свойств одной и той же вещи. Есть субстанции телесные, главные свойства которых состоят в сцеплении частиц и силе сообщать движение, и духовные, главные свойства которых – мысль и воля…

3. Третий род сложных идей составляют идеи ОТНОШЕНИЙ , проистекающие из наблюдения относящихся друг к другу предметов. Идеи отношений бесчисленны; главнейшие между ними: тождества, различия, причинности» 12 .

Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно. По Локку: «познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей… Где есть это восприятие, там есть и познание: где его нет, там мы можем, правда, воображать, догадываться или полагать, но никогда не имеем знания» 13 .

Познания бывают двух видов: достоверные и недостоверные. Достоверные познания те, которые соответствуют действительности; недостоверными же должны быть те, которые при своем происхождении были видоизменены через размышления, вследствие чего в них вошел субъективный элемент, который нарушил их первоначальное соответствие своему объекту. Получается, что достоверными познаниями «могут быть только те, которые воспринимаются нами страдательно во внешнем или внутреннем наблюдении, каковы все простые идеи.

Все же, что образовано деятельностью нашего ума, должно быть недостоверным» 14 .

Локк выделил две степени познания. 1) Интуитивное, приобретенное непосредственно или наглядно, которое разум получает от оценки соответствия или несоответствия идей друг другу. 2) Демонстративное, приобретенное путем доказательств, например, через сравнение и отношение понятий. Демонстративное познание необходимо предполагает существование интуитивного, так как умозаключение требует, чтобы были известны те суждения, которые служат посылками.

Однако «разница между интуитивным и демонстративным познанием заключается не в том, что первое более достоверно, чем последнее, а в том, что первое (напр., три есть один и два, белое не есть черное) тотчас вызывает согласие, тогда как последнее часто только путем тяжелого исследования вынуждает это согласие» 15 .

Локк выделяет еще чувственное познание существования отдельных вещей, оно направленно на единичные факты или на определенную сумму единичных фактов, «простираясь дальше простой вероятности, но не достигая вполне указанных степеней достоверности, оно слывет за познание» 16 .

Самый достоверный род познания, по Локку, - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение. «Что касается до нашего собственного существования, то оно настолько очевидно, что не имеет нужды в каких-либо доказательствах. Если я даже сомневаюсь во всем, то это самое сомнение убеждает меня в моем существовании и не позволяет в нем сомневаться. Это убеждение совершенно непосредственно (intuition ) 17 ». Здесь Локк стоит вполне на точке зрения декартовского Cogito ergo sum .

На втором месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

В области познания Локк различает два рода общих суждений: суждения, образованные путем простого разложения понятия, которые не содержат ничего нового в сравнении с этим понятием; и суждения, которые, хотя и образованы на основании какого-нибудь понятия и с необходимостью следуют из него, но несут в себе то, что в самом понятии еще не содержится.

Истина или познание как согласие идей между собой проявляется в четырех различных способах отношения идей: 1) в тождестве или различии их, 2) в отношении между ними, 3) в сосуществовании (или необходимой связи) и 4) в действительности их существования.

По Локку, познание о существовании чего-либо возможно только в отношении двух идей – идеи «Я» и идеи «Бога». Существование идеи «Я» получается интуитивным путем, а существование идеи «Бога» - демонстративным.

«Доказательство бытия Бога исходит из интуитивного познания существования «Я» и состоит в следующем умозаключении: все, что имеет начало, вызвано другим существом, и потому должно быть безначальное творящее существо и, при том, оно должно быть существом с высшею интеллигенциею, так как я – сотворенное мыслящее существо» 18 . На таком же демонстративном познании основывается наша уверенность в бытии внешнего мира: «Бог дал мне достаточно уверенности в существовании вещей вне меня: посредством различного обращения с ними я могу вызывать у себя и удовольствие, и страдание, что единственно важно для меня в моем настоящем положении» 19 .

Итак, существование внешних предметов, бытие Божие и наше собственное бытие не подлежат, по Локку, никакому сомнению. Хотя ни душа, ни Бог, ни мир сам в себе, не даны нам в чувственном восприятии. Наши познания об этих предметах, несмотря на свое несовершенство, «вполне достаточны для здешней жизни» 20 .

«Редко бывало, чтобы философ одним произведением составил себе такую славу и такое имя, и достиг такого влияния в истории мысли, как Локк своим «Опытом». Все новейшие историки философии считают Локка первоклассным мыслителем, наряду с Декартом, Бэконом, Спинозой, Лейбницем, и признают его истинным предшественником Канта, основателем новейшей критической теории познания, а также психологии» 21 .

Примечания

1 Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии. М. 1894. – С. 115.

2 Кюльпе О. Введение в философию. СПб. 1901. – С. 37.

3 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М. 1985. – С. 91.

4 Марков Н., свящ . Обзор философских учений. М. 1880. – С. 59.

5 Фуллье А. История философии. СПб. 1901. – С. 243.

6 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М. 1985. – С. 139.

7 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М. 1985. – С. 145.

8 Ремке И. Очерк истории философии. СПб. 1898. – С. 172.

9 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М. 1985. – С. 154.

10 Гавриил, архим . История философии. Ч. 4. – Казань. 1839. – С. 29.

11 Остроумов М. Обзор философских учений. Тамбов. 1877. – С. 77.

12 Остроумов М. Обзор философских учений. Тамбов. 1877. – С. 78-79.

13 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М. 1985. – С. 3.

14 Остроумов М. Обзор философских учений. Тамбов. 1877. – С. 81.

15 Ремке И. Очерк истории философии. СПб. 1898. – С. 178.

16 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М. 1985. – С. 14.

17 Марков Н., свящ . Обзор философских учений. М. 1880. – С. 61.

18 Ремке И. Очерк истории философии. СПб. 1898. – С. 180.

19 Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М. 1985. – С. 14.

20 Остроумов М. Обзор философских учений. Тамбов. 1877. – С. 86.

21 Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии. М. 1894. – С.106.

Источники и использованная литература

1. Гавриил, архим . История философии. Ч. 4. – Казань: Универ . Тип. 1839. – 192 с.

2. Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии. М.: Тип. «Рассвет». 1894. – 256 с.

3. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия XV – XIX вв./ Под ред. Мотрошиловой Н.В. М. 1996. – 557 с.

4. Кюльпе О. Введение в философию. СПб.: Книгоизд . Поповой. 1901. – 343 с.

5. Лега В.П. Лекции по истории философии. Ч. 2. М. 1999. – 164 с.

6. Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М.: Мысль. 1985. – 621 с.

7. Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М.: Мысль. 1985. – 560 с.

8. Марков Н., свящ . Обзор философских учений. М.: Тип. Лаврова. 1880. – 228 с.

9. Остроумов М. Обзор философских учений. Тамбов.: Губернско Земская тип. 1877. – 259 с.

10. Ремке И. Очерк истории философии. СПб.: Тип. Гольдберга. 1898. – 344 с.

11. Фуллье А. История философии. СПб.: Электропечатня . 1901. – 360 с.