Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Сообщение ли у красоты законы. Есть ли у красоты свои законы

Сообщение ли у красоты законы. Есть ли у красоты свои законы


8.28. Есть ли у красоты свои законы
На чем основаны главные законы красоты? (на гармонии)

2. Почему именно на гармонии? (потому что она издавна свойственна миру, и его составляющим; её надо лишь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый)
3. Кто открыл понятие гармонии? (древние греки)
4. Что такое гармония? (это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого)
5. С чем древние греки связывали гармонию? (с мерой; «меру во всем соблюдай» - говорили древние греки)
6. Какие базовые понятия применяли древние греки, учитывая меру? (выявляли внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм)
7. С какой наукой связаны законы красоты? (с математикой)
8. Что утверждал древнегреческий философ и математик Пифагор? (что всё прекрасно благодаря числу)
9. Какое учение создал Пифагор и его последователи? (учение о гармонии сфер)
10. Что утверждал Пифагор в учении о гармонии космических сфер? (расстояние между планетами соответствует числовым отношениям музыкальной гаммы)
11. Что такое симметрия? (признак живого организма; организующее начало мира; выражается в композиции произведения)
12. Что такое композиция? (мощное средство выразительности; передает пафос художественного произведения)
13. Что такое «золотая пропорция», и какую роль в искусстве оно играет? (пропорция золотого сечения)
14. Каким образом возникает золотое сечение? (оно получается при делении отрезка на две неравные части, при которой меньшая часть так относится к большей, как большая – ко всей длине отрезка) 15. Почему признак золотого сечения влияет на искусство? (если отрезок разделить пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным; если место деления слишком приближено к одному из его концов, то создается впечатление неуравновешенности, беспокойства)
16. Почему золотое сечение воспринимается как прекрасное? (потому что только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное)
17. Каковы особенности музыкальной гаммы? (она разбита ан пропорциональные части)

18. Можно ли считать музыкальную гамму красивой? И почему? (да; потому что она пронизана пропорциями, а пропорциональность – признак красоты)
19. Что такое ритм? (характер композиции; мера времени; закономерность процессов; повторяемость явлений, форм, элементов)
20. Что является характерным свойством любого живого организма? (биоритмы)
21. В чем проявляется ритм? (ритм существует во всем, что зависит от времени; в природе все подчинено ритму – смена дня и ночи, времен года, фаза луны)
22. Благодаря чему мы можем улавливать характер произведения? (ритм вдыхает жизнь в произведение искусства; благодаря ритму частей, составляющих целое – спокойный или тревожный, величественный или суетливый)
23. Что передает ритм? (движение)
24. Что такое музыкальный ритм? (последовательность звуков разной длительности; смена композиционных разделов)
25. Какие особенности имеет музыкальный ритм? (в музыке ритм определяет композицию музыкального произведения; эмоции в музыке могут стремительно и мгновенно меняться (при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, как писатель или кинорежиссер переносит читателя, зрителя на несколько лет вперед или назад, от истории одного персонажа к истории другого); логика эмоциональных переходов отражается в форме произведения, пропорциях его частей)
26. Одинаковы ли ритмы каждой эпохи? (нет; каждая эпоха рождает свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека)

27. Что в переводе означает слово «композиция»? (сочинение, составление, соединение, примирение)
28. Рассмотрите произведения изобразительного искусства и фотографии на страницах учебника. Какую роль в композиционном решении играет в них гармония, пропорции, симметрия, ритм? (……………..) 29. Послушайте несколько музыкальных произведений, проследите за развитием музыки, контрастностью её частей, определите место кульминации, используя графические изображения (фразировочные лиги, обозначения динамики, ритмические рисунки)
30. Послушайте Симфонию № 40 (I часть) В.А.Моцарта или «Неоконченную симфонию» Ф.Шуберта. Определите изменения эмоционального состояния, логику музыкального развития музыкальной мысли. (…………………..)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполил: учитель Митько Анастася Игоревна Есть ли у красоты свои законы?

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии. Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. « Меру во всем соблюдай », - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.

СИММЕ́ТРИЯ (греч. symmetria - "соразмерность", от syn - "вместе" и metreo - "измеряю") - основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси. Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Композиция (от лат. composito - сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей. Композиция - мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.

Василий Кандинский Композиция № 7

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

“золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей и наоборот. А В М а а-в А в

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

Ритм - чередование соизмеримых между собой элементов. Отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы - условие его существования.

Парфенон в Афинском Акрополе

Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

Домашнее задание Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию? Принести на следующий урок лист А4, карандаши.

Примеры для домашнего задания

Предварительный просмотр:

Есть ли у красоты свои законы?

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Композиция - мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры.

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. (0,618). Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.

Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность - признак красоты.

В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения.

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.

Биоритмы - условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

Музыкальный ритм имеет свои особенности. В музыке ритм в широком смысле слова определяет композицию - форму музыкального произведения. Отраженные в музыке эмоции способны к стремительным и даже мгновенным переходам. Например, при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, подобно тому как писатель или кинорежиссер свободно переносит читателя, зрителя на несколько лет вперед или назад, от истории одного персонажа к приключениям другого.

Вместе с тем при постепенном, психологически мотивированном переходе композитор часто использует знания временных законов связи жизненных эмоций. Одни эмоции подвижны, изменчивы, другие отличаются постоянством. Эта глубина погружения в эмоциональное состояние и находит отражение в музыке. Логика эмоциональных переходов часто отражается в форме произведения, пропорциях его частей.

В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок - последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей - для колыбельной песни.

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

Рассмотрите произведения изобразительного искусства на страницах учебника. Какую роль в композиционном решении каждого из них играет гармония, пропорции, симметрия, ритм?

Художественно-творческое задание

Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию?

Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого.

СИММЕ́ТРИЯ (греч. symmetria - "соразмерность", от syn - "вместе" и metreo - "измеряю") - основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси. Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.

Композиция (от лат. composito - сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его

целостность и соразмерность составляющих частей.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.

Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

Ритм - чередование соизмеримых между собой элементов. Отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Есть ли у красоты свои законы? Урок Искусства в 8 классе по программе Сергеевой и Критской. Презентация составлена по материалам учебника авторов Милевской Н. Г.

2 слайд

Описание слайда:

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Айвазовский «Девятый вал» Крамской «Прекрасная незнакомка»

3 слайд

Описание слайда:

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии. Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого.

4 слайд

Описание слайда:

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

5 слайд

Описание слайда:

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.

6 слайд

Описание слайда:

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое.

7 слайд

Описание слайда:

В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений. Композиция (от лат. composito - сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

8 слайд

Описание слайда:

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция -применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

9 слайд

Описание слайда:

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность - признак красоты.

12 слайд

Описание слайда:

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы - условие существования организма. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова

14 слайд

Описание слайда:

В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок - последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей - для колыбельной песни. Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Композиция - мощное средство выразительности в любом виде искусства.

Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры.

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.



Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность - признак красоты.

В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения.

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.

Биоритмы - условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

Музыкальный ритм имеет свои особенности. В музыке ритм в широком смысле слова определяет композицию - форму музыкального произведения. Отраженные в музыке эмоции способны к стремительным и даже мгновенным переходам. Например, при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, подобно тому как писатель или кинорежиссер свободно переносит читателя, зрителя на несколько лет вперед или назад, от истории одного персонажа к приключениям другого.
Вместе с тем при постепенном, психологически мотивированном переходе композитор часто использует знания временных законов связи жизненных эмоций. Одни эмоции подвижны, изменчивы, другие отличаются постоянством. Эта глубина погружения в эмоциональное состояние и находит отражение в музыке. Логика эмоциональных переходов часто отражается в форме произведения, пропорциях его частей.



В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок - последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей - для колыбельной песни.

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

Рассмотрите произведения изобразительного искусства на страницах учебника. Какую роль в композиционном решении каждого из них играет гармония, пропорции, симметрия, ритм?

Послушайте несколько музыкальных произведений, проследите за развитием музыки, контрастностью ее частей, определите место кульминации, используя графические изображения (фразировочные лиги, обозначения динамики, ритмические рисунки).

Послушайте 1-ю часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта (или «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта). Проследите за изменениями эмоционального состояния, за логикой развития музыкальной мысли, выраженной композитором.


Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию?

Урок 31. Всегда ли люди одинаково понимали красоту

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Важной составляющей внешнего вида человека является одежда. Не случайно говорят: «По одежке встречают…». Действительно, костюм служит визитной карточкой эпохи. В нем, как в зеркале, отражаются представления людей о прекрасном человеке, его мировоззрении и вкусах.


Посмотрите на произведения искусства, расположенные на этих страницах.
Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? в разных слоях общества?
Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи.
Послушайте фрагменты произведений инструментальной музыки. С образом человека какой эпохи они соотносятся? Как костюм передает мировоззрение людей?

Художественно-творческое задание
Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки - нравятся архитектура и одежда, музыка и живопись, привлекателен образ жизни? Пофантазируйте и представьте, что вы живете в то время. Подумайте, кем бы вы хотели быть. Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи. (Материалы: перо, тушь; аппликация; акварель; линогравюра и др.) Подберите музыкальные произведения, соответствующие тому времени.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Есть ли у красоты свои законыИскусство8 классЛебедь Светлана Григорьевна, учитель ИЗО, МХКМАОУ Ильинская СОШ,с. Ильинское,гор.округ Домодедово, Московская область, 2011 год Есть ли у красоты свои законы? У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба) Дмитриевский собор во Владимире
Кинкаку (Золотой павильон) . XIV в. (восстановлен в 1955) Киото, Япония Тадж – Махал. Индия. Миланский собор,1386 - XVв., достр. в XIXв.Собор Нотр-Дам в Париже,1163 - нач.XIV векаГлостерский собор. Великобритания Голубая мечеть Скульптура Агесандр, III-II вв. до н. э.Афродита МилосскаяАгесандр, Полидор и Атенодор. Гибель Лаокона и его сыновей
Микеланджело. Пьета, 1497-1499, Собор св.Петра, РимОгюст Роден.Вечная весна. 1900, Эрмитаж, Санкт-ПетербургОгюст Роден. Мыслитель. 1904. Музей современного искусства, Страсбург Изделия народных умельцев

style.rotation
Живописная картина и произведение графики Джотто. Оплакивание ХристаКазанский собор. Мстислав Добужинский. 1905
Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны СамариИ.Грабарь. Февральская лазурь, 1904 Поль Синьяк. Папский дворец в Авиньоне. 1909 Жорж Сёра. Канал в Гравелине. Вечер.1890. Николай Рерих. Кулута. Горы перед рассветом. Диего Веласкес. Менины.1657 Мосты. Владимир Сердюков. 1980 И.Айвазовский. Девятый вал. 1850 Спектакль, старинное песнопение или народная песня, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестравсе они созданы по законам красоты
Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.Гармония Гармония (греч. harmonia) - это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого.
Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», - советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм - базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.Меру во всем соблюдай Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователиутверждали, что все прекрасно благодаря числу Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса Пифагорейцы искали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический закон красоты, по которому скульптор Поликлет создал трактат «Канон». В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.Поликлет «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.)
Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Мирон. ДискоболПарфенон. Вид с запада. Колонны дорического ордера Все классическое искусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения и Нового времени вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученый Августин назвал красоту «числовым равенством».
Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция - пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства - архитектуры, музыки, живописи, литературы - построены по правилам золотого сечения.
Четырёхугольник храма, окружённый дорической колоннадой, достаточно велик и в то же время соразмерен человеку, благодаря чему связь с наблюдателем не теряется. Подобный эффект – результат строгого расчёта. Отношение длины к ширине, ширины к высоте, сторон фронтона и далее, вплоть до мельчайших деталей, подчиняется принципу золотого сечения.
Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.
Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность - признак красоты.В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения. Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала.Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведенийСимметрия Композиция - мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.Композиция (от лат. composito - сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве - построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частейКомпозиция
Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.Биоритмы - условие его существования. Ритм в искусстве определяет характер композицииРитм Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д.
Типичный признак ритма - определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. Дамы в голубом. Город-дворец на Крите Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.
Д/З Художественно-творческое заданиеСоздайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию?