Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Шофар и его история. Шофар и его история Значение шофара в Каббале

Шофар и его история. Шофар и его история Значение шофара в Каббале

ШОФА́Р (שׁוֹפָר ), духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла. В семитских языках слово шофар и название горного барана - однокоренные слова.

Впервые упоминание о звуках шофара встречается при описании Синайского откровения (Исх. 19:16). Звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года (Лев. 25:9, 10). Шофар - непременный атрибут празднования Рош х а-Шана , этот праздник в Торе называется иом тру‘а (`день трубного звука`; Чис. 29:1). По-видимому, в библейскую эпоху было принято сочетать звуки шофара с игрой на других музыкальных инструментах - трубах, флейтах и т. д. (Пс. 95:6). Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан (ИбН. 6:4, 12; II Сам. 15:10), иногда шофар оповещал о начале военных действий (Суд. 3:27) или о приближающемся бедствии (Ам. 3:6).

Согласно Устному Закону , слушать шофар в Рош х а-Шана - это мицва ми-де-орайта (см. ). Таннаи спорили о том, следует ли делать шофар из прямого или витого рога и постановили, что из витого, поскольку, согласно Аггаде , в Рош х а-Шана трубят в шофар , чтобы напомнить о жертвоприношении Авраама (см. акеда), когда вместо Ицхака в жертву был принесен баран, запутавшийся витыми рогами в зарослях кустарника.

В Устном Законе содержатся установления, касающиеся формы шофара, способа его изготовления, материала, а также подробные указания о том, как в него следует трубить. Так, установлены три равных по длительности этапа: тки‘а - протяжный непрерывный звук, длящийся несколько секунд, шварим - три звука, разделенных краткими промежутками, тру‘а - девять протяжных звуков. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош х а-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно.

Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара в день Рош х а-Шана усиливают торжественность, побуждают молящихся к покаянию, кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану , который в этот день суда выступает обвинителем.

В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца элул (см. календарь). В талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа (Шаб. 35б). Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Иом-Киппура, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. Сочетание трубных звуков с мессианским пожеланием (см. Мессия) придало шофару новый символический смысл.

В 1948 г., когда евреи в Иом-Киппур трубили в шофар у Западной стены , арабы сочли это политическим актом и выразили протест. В шофар трубили также во время боев за Храмовую гору в 1967 г. (см. Шестидневная война). В Государстве Израиль принято вводить трубление в шофар в разные, в том числе светские, церемонии. Так, в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля. Иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев).

В различных общинах шофары отличаются друг от друга. Ашкеназский (см. ашкеназы) шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские (см. сефарды) шофары - длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.

Уже в эпоху Второго храма шофар был частью национальной символики. Изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.

Что значат для нас эти звуки, какое действие приготовил Творец? Какой реакции Он ожидает от нашего сердца?

Звуки шофара. Трепет и пророчество. Йом Кипур

Миновал Праздник Воспоминания о Гласе Шофара (другое его название в Торе — Праздник Трубления Шофара (синод. — Праздник Труб)), но звуки шофара продолжают звучать в синагогах в протяжении всех десяти дней до Йом Кипур. В еврейской традиции эти дни имеют специальное название «ЙОМИМ НОРАИМ» (ивр. – дни трепета), время, предваряющее и связывающее Праздник Воспоминания Гласа Шофара с Праздником Йом Кипур, время, когда можем размышлять, что значат для нас эти звуки, и какое действие приготовил Творец? Какой реакции Он ожидает от нашего сердца?

По Сончино звук шофара ассоциируется с глубокими внутренними переживаниями и непосредственным обращением к самой душе человека.

Пророк Амос очень эмоционально, поэтически образно говорит о том неожиданном действии, которое вызывает шофар.

Два совершенно разных действия вызывает шофар :

1. Более точный перевод с иврита слова «испугался» / ХАРАД / — трепетать, содрогаться. Звуки шофара повергают народ в священный трепет. И от Бога исходит всякое дело.

2. Пророк соотносит рев шофара с рыканьем льва. И действие его иное: «Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать ?».

Две интересные вещи мы можем видеть здесь: с одной стороны , пророк Амос сравнивает шофар с рыканьем льва, глас шофара вызывает трепет, но с другой стороны , он (глас шофара) вызывает пророческое действие.

Давайте посмотрим на три вида трубления шофара, которые мы слышали на протяжении праздника, и на то основание, которое имеют названия этих видов трубления в Писании.

ТКИА – ПРОНЗАЯ ДО ГЛУБИНЫ

Для размышления о трублении ТКИА, в качестве вступления обратимся к тексту из Н.Завета — Посланию к Евреям /4:12/: «Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ». Слово Божье сравнивается с пронзающим мечом, который способен проникнуть в глубины. Я не случайно избрал именно это место. Автор послания к евреям, думаю, как образ, имел действие шофара.

Итак, мы говорим о первом трублении шофара – ТКИА. Вообще, когда на иврите говорят «трубить в шофар», употребляют именно это слово «литкоа бэшофар».

Если сделать поиск по , введя одновременно номер 07782 шофара и номер 08628 трубления ТКИА, нами рассматриваемого, получим целый список. Имеет смысл посмотреть все эти случаи — о том, как Иисус Навин разрушает стены Иерихона, там используется вот это слово «ТКИА». Гидеон спасает Израиля, там написано, что он исполняется духа, для того чтобы трубить в шофар. Тоже это слово «ТКИА». «Великая труба вострубит на Сионе », — это уже пророк Исаия. «И возвратит избранных на Сион ». Это тоже действие шофара ТКИА.

Здесь я бы хотел посмотреть пророка Иоиля гл. 2:1

«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок ». Я избрал вот это место, потому что в преддверии праздника Йом Кипур, Судного дня; в преддверии великих ожиданий, дней трепета, я думаю, что эти стихи созвучны для этого времени. И вот здесь написано «трубите трубою», понятно, что на иврите употреблены другие слова «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН».

Значение «ТКИА» — вонзать, втыкать. Смысл этого глагола – «проходить насквозь, пронзать». Суть в том, что это не просто нечто проходящее сквозь что-то другое, но это преодоление, как меч преодолевает сопротивление плоти.

«ТАК-У ШОФАР» — о великих опустошениях говорит здесь Господь, о великих бедах и воинах. И вот смысл «ЛИТКОА БЭ-ШОФАР» (трубления в шофар) – то, что требует преодоления, усилий, радикального изменения. В этом же тексте, в 15-й стихе, вновь Бог обращается этими же словами «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН»:

«15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание ». Пост здесь как параллельное действие этому трублению шофара. Пост как преодоление, пост как смирение своей плоти.

И еще одно место я хотел бы посмотреть из пророка Захарии (9:14): «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных ».

Вы уже догадались, здесь, конечно, Бог будет греметь не трубой, а шофаром: «БЭ-ШОФАР ИТКА». Интересно, что здесь трубление шофара самим Богом сравнивается с Его же стрелой, подобной молнии «как молния стрела Его ». То есть нечто, что подобно стреле пронзает, подобным будет и гром шофара, которым возгремит Господь.

Что же скажем? ТКИА – значит пронзать насквозь, преодолевая, как Слово Божье, которое проникает до составов и мозгов, до разделения души и духа, и судит намерения и помышления сердечные.

—————————————————————————

О других видах трубления шофара читайте в следующих постах.

More from my site

Шофа р (שׁוֹפָר) - древний духовой музыкальный инструмент, бараний рог, в который трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, или День искупления).

В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание.

(Лев.23:23-25)

Смысл трубления в шофар

Шофар - атрибут празднования Рош Ха-Шана

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона («иерихонская труба»). Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Из шофара можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Различают следующие виды звуков шофара:

«тки’а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.

«тки’агдола» («большоетрубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).

Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.

«тру’а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней.

Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.

«шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты.

Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара также символизируют:

Коронование Творца Мира

Пробуждение трепета перед Творцом

Напоминание о Жертвоприношении Исаака

Напоминание о Даровании Торы на горе Синай

Напоминание о приходе Машиаха

Кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатана, который в этот день суда выступает обвинителем.

Традиции трубления в шофар

Йеменский шофар

Согласно Галахе, в шофар трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год) и Йом-Кипур (Судный день, или День искупления). Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца, предшествующего Новому году.

В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Эта делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.

Еврейские источники о шофаре

Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля.

Пророк Исайя пророчествовал:

…и будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться на горе святой в Иерусалиме.

В Талмуде разрешается изготовлять шофар из рогов баранов, диких и домашних козлов, антилоп и газелей, но всё же рекомендуется использовать именно рог барана, который ассоциируется с жертвоприношением Исаака; в эти дни в синагогах читается соответствующая глава Торы.

Согласно Торе, когда ангел задержал руку Авраама, занесённую с ножом над Исааком, Бог повелел Аврааму принести в жертву вместо сына барана. Тем самым, баран стал символом покаяния.

Вместе с тем, запрещается применять рога коров, поскольку Сатана может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца и, тем самым, отвратить Бога от прощения нынешних грехов.

В Средние века сложилась легенда о том, что перед приходом Мессии пророк Илия (Элияу) будет трубить в шофар три дня. Шофар также должен возвестить в конце дней о воскресении из мёртвых.

Из Устной Торы мы узнаем, что в Рош Ха-Шана звуки шофара в правильном исполнении влияют на душу еврея, помогая ей ощутить беспокойство и желание улучшить поведение.

Значение шофара в Каббале

В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления. Цитата из статьи БаальСулама «ШофарМашиаха»:

«Распространение этой мудрости (Каббалы) в массах называется „Шофа р“, подобно шофару - бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля. »

Интересные факты

В шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля.

Иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев).

Уже в эпоху Второго Храма шофар был частью национальной символики.

Изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.

И в ряде других случаев.

«В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». (Лев.23:23-25) «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях».

История изготовления

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога.

Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на ) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными.

Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена.

В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять.

Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Трубление в шофар

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны.

Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи.

Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба»), по , откуда пошло выражение «иерихонская труба».

Шофар -натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту. Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера.

Короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Звуки шафара

Различают следующие виды звуков шофара:

  • «тки’а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
  • «тки’а гдола» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).
  • Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
  • «тру’а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
  • «шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты. Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.

Звуки шофара на Рош Ха-Шана толкуются как призыв к покаянию. Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара также символизируют:

  • Коронование Творца Мира
  • Пробуждение трепета перед Творцом
  • Напоминание о Жертвоприношении Исаака
  • Напоминание о Даровании Торы на горе Синай
  • Напоминание о приходе Машиаха
  • Кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану, который в этот день суда выступает обвинителем.

Сегодня, когда мы пребываем внутри праздника Нового 5775 года., а в соответствии с Библией — Праздника Труб. Так он называется в синодальн. переводе Библии. Вместе со всеми сомневающимися я бы хотел выяснить кое-что!

Все больше христианских общин и отдельных верующих интересуются одним из самых еврейских символов — шофаром. Надо сказать, это и самый (на ряду с менрой) древний из еврейских символов. Но неувязочка начинается в случае, если вы не верите на слово и решаете таки открыть вашу Библию, чтобы прояснить себе — отчего столько шума? Недоумение начинается в момент, когда начнутся ваши поиски этого самого шофара в любом из русских переводов (не то, чтобы в переводах на другие языки дело обстояло иначе..) Вы не найдете ни единого упоминания шофара!

И правда, если набрать в поиске симфонии Стронга слово ШОФАР, то ничего подобного в русском переводе мы не найдем. Конечно, возникает вопрос о правомерности еврейской традиции, придающей шофару столь великое значение. Может быть это только традиция? Фольклор, с которым Св. Писания не знакомы?

номер Стронга серебряной трубы — 02689

номер Стронга шофара — 07782

Если мы предпримем иную попытку — найти в тексте Писания слово «ТРУБА», то конечно, наши поиски будут вознаграждены, и мы обнаружим множество мест, это слово содержащих. Ну и понятно, даже без поиска все (почти) мы помним такое название библейского праздника — Праздник Труб, — это один из Праздников Господних, на который все взрослое население Израиля совершало алию (восхождение) в Иерусалим на поклонение Всевышнему.

Но, если мы взглянем на номер Стронга этого самого слова «ТРУБА»и сделаем поиск не по слову, а по номеру (подробнее см. видео выше), то выяснится, что все не так просто. На деле окажется, что «чистокровных» труб, тех самых, о которых Бог повелел Моше сделать их из серебра, чтобы созывать народ и т.д., — всего 27 во всем тексте Библии. А большей части в тексте под словом перевода «ТРУБА» скрывается самый настоящий ШОФАР. Что и требовалось доказать.

Более чем в два раза шофаров в Писании больше, чем труб. Уже не говорю о том, что символика ШОФАРА И ТРУБЫ различается существенно (об этом подробно см. в статье ««, а также в фильме «Голос Шофара»).

Итак, что же скажем? Все таки полезно заглядывать в оригинальный текст. И тогда можно таки начать анализировать и осмысливать смысл употребления того или иного слова.

Подробно о символике ШОФАРА и его отличии от серебряной трубы см. фильм