Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Салаўат - благословения на пророка Мухаммада (ﷺ). Салаваты Пророку (с.г.в.): виды и случаи их применения Что говорят когда произносят имя пророка мухаммеда

Салаўат - благословения на пророка Мухаммада (ﷺ). Салаваты Пророку (с.г.в.): виды и случаи их применения Что говорят когда произносят имя пророка мухаммеда

Вопрос: Допустимо ли писать «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка (с.а.с. – мир ему и благословение Аллаха) и не писать салават полностью?

Ответ: Хвала Аллаху

Необходимо писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха) полностью,не сокращая эти слова до «с.а.с» или «с.а.в».

Сказал шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах): «Предписано благословлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы в ташаххуде, во время хутбы, дуа и мольбы о прощении, после азана, при выходе и входе в мечеть и при его упоминании в других случаях. Поэтому еще важнее делать это, когда мы пишем его имя в книге, письме, статье и т.п.

Необходимо писать благословение (салават) полностью, чтобы выполнить повеление Аллаха и напомнить читателю о его произнесении. Нам не следует писать благословение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в сокращенной форме, например, «с.а.с», «с.а.в» и т.д., поскольку это противоречит повелению Аллаха в Его Книге, где Он говорит:

صلُّوا عليهِ وسلِّموا تسْليماً

(Сонмы 33:56)

Сокращенная форма не имеет таких преимуществ, как полная. Читатель может не заметить или не понять ее; более того, ученые не одобряют такое написание и даже предостерегают от него.

Сказал Ибн ас-Саля в своей книге «Улюм аль-Хадис» (Наука о хадисах), известной как «Мукадимат Ибн ас-Саля»:

«Девятое: Человек должен полностью писать салават и таслим, т.е. слова «мир ему и благословение Аллаха», при упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Человек не должен уставать от этого повторения, потому что в этом огромная польза, а изучающие хадисы и писатели могут упустить ее. Кто пренебрегает этим, тот лишается огромной награды. Благое совершают те, кто пишет салават полностью, потому что человек пишет его в форме дуа, а не как часть повествования, зависимую от источника.

Крупнейший ученый, обладающий обширными знаниями, Ас-Сахави (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Фатх аль-Мугис Шарх Альфият аль-Хадис аль-Ираки»: «О пишущий, избегай сокращать эти слова (салават) до двух букв или чего-то подобного, как это делают аль-Катани и другие из числа невежественных арабов и учащихся. Вместо «салаЛлаху алейхи уа салям» они пишут «с.а.в» или «с.а.с», что влечет за собой уменьшение награды, ведь это не соответствует правильной манере.

Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави»: «Порицается писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» в короткой форме в любом месте, где оно требуется, как сказано в комментариях «Шарх Муслим» и других источниках, потому что Аллах говорит:

صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56).

Порицается сокращать это до одной или двух букв, и те, кто пишут «с.а.в», должны писать это в полной форме».

Я советую каждому мусульманину, читающему или пишущему, стремиться к лучшей награде и отдаляться от того, что может свести ее на нет или уменьшить. Просим Аллаха даровать нам успех в том, что приводит к Его довольству, воистину, Он Самый Щедрый. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.

Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Баз, 2/397-399.

Хвала Аллаhу – с такими словами мы обращаемся к Аллаhу Всевышнему, в котором нуждаемся, а Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Мир, почтение и приветствие Его рабам, которых Он избрал. Мы передаем приветствие и читаем молитвы нашему Пророку, мир Ему, а также тем, кто пошел по Его пути, соблюдая Его учение. Просим у Аллаhа Всевышнего, чтобы сохранил и защитил Его общину.

Воспоминание и восхваление Аллаhа Всевышнего (Зикр) – это одно из самых важных действий и поступков, которое приближает нас к тому, что одобрено Им. Мусульмане получают большое вознаграждение за благочестивые деяния, но это принимается именно от верующих.

Когда мусульманин упоминает Аллаhа Всевышнего, то его сердце наполняется спокойствием, радостью, и такой человек получит большое вознаграждение на Весах в Судный День. В этот День многие будут сожалеть о том, что они потеряли возможность в прошедшей жизни упоминать Аллаhа Всевышнего молитвами и соблюдением Его повелений. Если человек не был готов к Судному Дню, то будет очень сожалеть, и ему уже не помогут ни имущество, ни деньги, ни семья. Будет слишком поздно… А человек бывает готовым только в том случае, если имеет чистое сердце и искренне убежден в словах: «Нет божества кроме Алла h а и Мух аммад – Его Пророк» и следует по пути Богобоязненности и благочестия.

Приведем несколько Аятов из К ур`ана, в которых говорится о важности упоминания и восхваления Аллаhа Всевышнего, что это полезно и приятно всем людям, которые упоминают Его. Перечислим ряд преимуществ меджлисов (собраний), где, воспоминая Аллаhа Всевышнего, читают Зикр, в частности, расскажем о пользе собраний, где читаются слова:

  • таhлиль – لا إِلهَ إِلا اللهُ Ля иля h а иллялла h – самый лучший Зикр об Аллаhе Всевышнем,
  • тасбих – это произнесение слов – سُبْحَانَ اللهِ Субха налла h – Аллаh превыше всех недостатков,
  • тах мид الْحَمْد للهِ Аль-х амду лилля h – это восхваление Аллаhа и выражение благодарности Аллаhу Всевышнему за то, что Он даровал нам жизнь, отличил от животных и от всего сущего на этом свете, дал нам мудрость и возможность выбора, а также множество богатств.
  • Ат-такбир – это произнесение слов — اللهُ أكبرُ Алла h у Акбар – Аллаh Всемогущ, но не в смысле объема, размера, потому что Аллаh не объект (каждый объект имеет свои большие или малые габариты, границы, объем, занимает место в пространстве).

Аллаh Всевышний превыше всех недостатков, потому что все создано Им. А Аллаh не похож на то, что Он создал, так как Он существовал вечно до того, как создал что-либо, и таким и существует. Мы созданы, и все, что можем представить себе, – создано, даже если в жизни не видим этого, а оно есть только в нашем воображении. Аллаhа никто не может представить умом, наш ум и воображение созданы Аллаhом, а Аллаh Всевышний не похож на это – нет ничего, подобного Ему. Например, свет и темнота созданы, их раньше не было. Они были созданы после каких-то других созданий. Разве человек может представить себе время, когда не было ни света, ни тьмы? Тем более, нельзя представить Аллаhа Всевышнего, потому что Он не подобен созданным. Он не объект и не прилагаемое к объекту. Он ни в движении, ни в покое, не разделяется, не соединяется. Нет ничего, подобного Ему.

Мусульмане веруют в Аллаhа Всевышнего, в Его Пророков, начиная с Адама и до последнего Пророка Мух аммада, мир Ему, включая ‘Ису (Иисуса), Мусу (Моисея), так как верующие не отличают одного Пророка от другого по убеждениям, по вере. У всех Пророков одна и та же вера, одни и те же убеждения. Все Пророки призывали людей верить в Одного-Единственного Бога, Единственного Создателя, и никто из Пророков не называл себя Богом или сыном Бога.

Когда мы говорим, что речь идет о верующих, то имеем в виду мусульман. Кто верит в Пророков, как положено в Них верить, и не отрицает их учения, таких людей на арабском языке называют мусульманами, т.е. преклоняющимися Одному-Единственному Богу и признающими Его законы.

Ислам – это покорность Единому Богу, признание Его Законов. Шари‘ат – это Божьи Законы.

Мусульманами являлись и те, кто веровал в законы ‘Исы (Иисуса) и соблюдал Его учение. В то время они говорили:

«Нет божества кроме Аллаhа, ‘Иса – Его Посланник». Сейчас мы говорим: «Нет божества кроме Аллаhа, Мух аммад – Его последний Посланник», но признаем и предыдущих Пророков. А предыдущие, повторяя свидетельства своего времени, верили в последнего Пророка Мух аммада, мир Ему, верили, что наступит Его время, и все верующие пойдут по Его пути. Пророк Мух аммад предупреждал, и в К ур`ане также сказано, что ‘Ису, мир Ему, не распяли и не убили, а Он был вознесен и находится на втором небе. Сказано, что наступит день, когда Он возвратится на землю. Мы верим в это, даже если и не увидим, и убеждены, что это время наступит. Вера у ‘Исы, мир Ему, такая же, как и у нас.

Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане:

(Сура 33 «Аль-Ах заб», Аяты 41,42)

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْراً كَثِيراً وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

Это означает: «О, вы, которые уверовали! Вспоминайте Алла h а много и славьте Его утром и вечером» .

В Суре 2 «Аль-Бак ара», в Аяте 198 сказано:

فَإِذَا أَفَضْتُمْ مِنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللهَ عِنْدَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ وَاذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ

Это означает, чтобы паломники после того, как завершили стояние в местности ‘Арафат, упоминали Алла h а Всевышнего во время совершения ритуалов, так как Он даровал им путь правдивости и спасения .

Также сказано в Священном К ур`ане:

(Сура 2 «Аль-Бак ара», Аят 200)

فَإِذَا قَضَيْتُمْ مَنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُوا اللهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَاءِكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْراً

Это означает: «Когда полностью завершаете все ритуалы паломничества, вспоминайте Алла h а Всевышнего. Аллаh Всевышний даровал жизнь нашим родителям, Аллаh – Единственный, кто дает всем жизнь» .

В Суре 4 «Ан-Ниса`», Аяте 103 сказано:

فَإِذَا قَضَيْتُمْ الصَّلاةَ فَاذْكُرُوا اللهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَى جُنُوبِكُمْ

Это означает: «После завершения Намаза вспоминайте Алла h а в каком бы положении вы не находились: стоя, сидя или лежа» .

В Суре 7 «Аль-А‘раф», Аяте 205 сказано:

وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ وَلا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ

Это означает: «Вспоминайте Господа про себя, выражая свою любовь и Богобоязненность к Алла h у Всевышнему, в полдень и в любое другое время искренне ради Аллаh а. Не будьте в числе тех, кто забывает, отвлекается, а используйте свое время для полезного и нужного (для покорности)» .

В Суре 62 «Аль-Джуму‘а», Аяте 10 сказано:

وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Это означает: «Часто вспоминайте Алла h а, и это поможет вам в успехе» .

В Суре 33 «Аль-Ах заб», Аяте 35 сказано:

وَالذََّاكِرِينَ اللهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْراً عَظِيماً

Это означает, что Алла h Всевышний обещал и мужчинам, и женщинам, которые часто Его вспоминают, прощение и большое вознаграждение .

Также есть и другие доказательства из К ур`ана, где говорится о преимуществах упоминания Аллаhа Всевышнего. Доказательством этому служат и слова Пророка Мух аммада – наипрекраснейшего среди созданных. Аллаh Всевышний дал Ему богатство – Он говорил кратко, но Его слова имели великое значение.

Есть Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему, переданный имамом Муслимом, в котором сказано, что Абу hурайра – один из приближенных сподвижников Пророка, говорил о важности частого упоминания Аллаhа Всевышнего и мужчинами, и женщинами:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: سَبَقَ الْمُفَرِّدُونَ «

قَالُوا وَمَنِ الْمُفَرِّدُونَ يَا رَسُولَ اللهِ. قَالَ : الذَّاكِرُونَ اللهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتُ «

Имам Ат-Тирмиз ий, объясняя слова Пророка, мир Ему, говорил, что у тех людей, которые очень часто упоминают Имя Аллаhа Всевышнего, их упоминание постоянно в их сердцах, и они так привыкли, что уже не могут обходиться без него. Такие люди будут в числе благочестивых и будут радоваться в Судный День.

Один благочестивый человек – халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, вечером, во время паломничества в местности ‘Арафат, сказал:

قَالَ سَيِّدُنَا عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ: لَيْسَ السَّابِقُ الْيَوْمَ مَنْ سَبَقَ بَعِيرُهُ

وَلَكِنِ السَّابِقُ مَنْ غُفِرَ لَهُ

Это означает: «Здесь мы не смотрим, чей верблюд быстрее бегает, опережая других, а говорим о преимуществах того, у кого приняты молитвы, ритуалы, которые он совершал, и Аллаh даровал ему прощение».

Здесь речь идет не о тех, кто торопится в этой жизни и хочет опередить другого, а о благочестивых, которые лучше используют свое время и лучше соблюдают повеления Аллаhа Всевышнего.

Люди бывают разные. Многие читают молитвы, но не все одинаково совершают ритуалы, даже если внешне делают одни и те же движения. Будет счастлив тот, у кого Аллаh Всевышний примет его благочестивые деяния.

Есть важный Х адис , в котором говорится о семи категориях лиц, которые в Судный День будут под тенью Аль-‘Арша, – которая будет служить для них защитой в то очень тяжелое время.

Одна из категорий людей – это те, которые упоминали Аллаhа Всевышнего искренне, без каких-либо корыстных целей, с чистой душой и со слезами на глазах, как сказано об этом нашим Пророком Мух аммадом, мир Ему:

وَرَجُلٌ ذَكَرَ اللهَ خَالِيًا فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ

Быть в числе радостных в Судный День – большое богатство и высокое почтение для человека.

В «Достоверном сборнике изречений Пророка», который составил имам Муслим, сказано, что Пророк Мух аммад, мир Ему, очень часто упоминал Аллаhа Всевышнего в разных ситуациях: это не зависело от того, был у Него Т аhарат или нет, стоял Он или же сидел, ходил или же лежал, путешествовал или же находился дома. Это было независимо от времени суток и состояния Его здоровья – Он читал Зикр перед всеми и наедине.

Отсюда становится ясно, что в религии разрешается повторять слова Зикра даже тем, кто не находится в состоянии Т аhарат.

Ар-Раби‘, сын Анаса, говорил:

قَالَ الرَّبِيعُ بْنُ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: عَلامَةُ حُبِّ اللهِ كَثْرَةُ ذِكْرِهِ فَإِنِّكَ لَنْ تُحِبَّ شَيْئاً إِلا أَكْثَرْتَ ذِكْرَهُ

Это означает: «Признаком любви к Алла h у Всевышнему является частое Его упоминание. Это следует из принципа: кого человек любит больше, того чаще и упоминает» .

Имам З ун-Нун аль-Мис рий сказал:

قَالَ ذُو النُّونِ الْمِصْرِيُّ رَحِمَهُ اللهُ: مَنِ اشْتَغَلَ قَلْبُهُ وَلِسَانُهُ بِالذِّكْرِ قَذَفَ اللهُ فِي قَلْبِهِ نُورَ الاشْتِيَاقِ إِلَيْهِ

Это означает: «Кто выражал свою любовь к Аллаhу Всевышнему, используя свой язык и свое сердце, упоминая Аллаhа, тот будет ощущать особую радость и будет среди благочестивых. Кто часто упоминает Аллаhа Всевышнего, тому Он дарует особый свет, который поможет человеку идти правдивым путем».

Кто пошел по пути Богобоязненности, тот больше старается выразить свою любовь к Аллаhу Всевышнему не только соблюдением повелений Аллаhа, но и воспоминаниями о Нем. Есть люди, которые даже когда разговаривают, слушают или отвечают на вопросы, все время языком повторяют «Ля иляhа илляллаh», тем самым выражая любовь к Аллаhу Всевышнему. Они живут с этой любовью, даже когда общаются с другими. В мыслях они не с окружающим миром – эти люди думают только об Аллаhе Всевышнем.

Один из благочестивых людей сказал о Пророке Юсуфе: «Он был Пророком, но были люди, которые обвинили Его в том, чего Он не совершал. В результате Его посадили в тюрьму, хотя Он был невиновен. Пророк Юсуф не переставал упоминать Аллаhа Всевышнего и читал молитвы».

Абу hурайра, который передал множество Х адис ов, использовал нитку с 2000 узелков для чтения Зикра, используя ее шесть раз. Его спрашивали, почему он так часто читает Зикр. «Я читаю тасбих столько, сколько у меня грехов», – ответил он .

Человек любит Аллаhа Всевышнего и надеется на Его прощение. Это будет отличать его на Том Свете от других. Эта история является доказательством неверности убеждений ваhhабитов. Они говорят, что нельзя использовать субх а-тасбих , утверждают, что это новшество, и что каждое новшество ведет к заблуждению. Они избрали для себя новый путь, новую религию, этим они отличаются от мусульман всего мира. Ваhhабиты – это сектанты, и они не принадлежат к мусульманскому обществу. Они отрицают субх а, а мы знаем, что сподвижники Пророка Мух аммада, мир Ему, пользовались субх ой, хотя она тогда не имела привычного для нас вида, но она служила показателем количества повторяемого Зикра.

Кроме чтения Сур и Аятов К ур`ана, Халид ибн Ма‘дан – один благочестивый человек, по сорок тысяч раз в день читал Зикр. Когда он умер и его положили на кровать, чтобы обмыть, увидели, что его палец находится в движении, как будто бы он читает тасбих .

‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Рауад, пусть будет ему милость Аллаhа, сказал: «У нас в Мекке была женщина, которая ежедневно повторяла двенадцать тысяч раз Зикр, а когда она умерла, и мужчины повезли ее на кладбище – мгновенно исчезла с их рук».

Один из самых благочестивых последователей сах аба – Х асан аль-Бас рий, когда был свободен и не общался с людьми, часто повторял Зикр «Субха налла hиль-‘Аз ы м». Об этом говорили некоторые известные теологи города Мекки. В ответ было сказано, что Х асан аль-Бас рий – знаток Ислама.

Об Ибн Сирине, пусть будет ему милость Аллаhа, сказано, что его основными словами были:

  • سُبْحَانَ اللهِ الْعَظِيمِ Субха налла hиль-‘Аз ы м, а также:
  • سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ Субха налла hи уа бих амдиhи.

Некоторые теологи первых времен после ниспослания Шари‘ата Пророка Мух аммада, мир Ему, – саляфиты , приходили на рынок для того, чтобы повторять Зикр в том месте, где многие из людей забывают о чтении Зикра.

Саляфиты – мусульмане, жившие в первые 300 лет после hиджры (переселение Пророка Мух аммада, мир Ему, из Мекки в Медину).

Вам может понравится

Что следует говорить, когда видишь человека, страдающего от какой-то болезни.

قَالَ رَسُولُ اللهِ سَيِّدُنَا مُحَمَّدٍ: مَنْ رَأَى مُبْتَلَى فَقَالَ الْحَمْدُ للهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّا ابْتَلَى هَذَا بِهِ وَفَضَّلَنِي عَلَيْهِِ وَعَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً

Это означает: «Кто увидел страдающего, пусть скажет: Хвала Алла hу, Который спас меня от этой болезни и дал мне здоровье и дал мне преимущество над многими созданными» .

Что следует говорить из дуа при расставании

Аль-Байhак ый передал от Анаса, пусть благословит его Аллаh, что однажды мужчина подошел к Посланнику Аллаhа, мир Ему, и сказал:

رَوَى الْبَيْهَقِيُّ عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: جَاءَ رَجَلٌ إِلَى النَّبِيِّ عَلَيْهِ الصَّلاةُ وَالسَّلامُ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي أُرِيدُ سَفَرًا فَزَوِّدْنِي قَالَ: زَوَّدَكَ اللهُ التَّقْوَى قَالَ: زِدْنِي قَالَ: وَغَفَرَ لَكَ ذَنْبَكَ قَالَ: زِدْنِي بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي « قَالَ: وَيَسَّرَ لَكَ الْخَيْرَ حَيْثُ مَا كُنْتَ

Это означает: «О, Посланник Алла h а, я собираюсь путешествовать. Что Ты посоветуешь мне?» Пророк, мир Ему, прочитал Ду‘а, чтобы Аллаh даровал ему быть более Богобоязненным. Тогда человек спросил: «А что еще?» В ответ Пророк Мух аммад, мир Ему, прочитал Ду‘а, чтобы Аллаh простил грехи этого человека. Он снова сказал: «А еще что?» Пророк, мир Ему, попросил Аллаh а, чтобы Он даровал добро этому человеку, где бы тот ни находился» .

Имамы Ан-Наса`ий, Ах мад и Ат Т абараний передали от Абу hурайры, да благословит его Аллаh, что он сказал одному человеку при расставании с ним: «О, мой родной, хочешь, я и научу тебя тому, чему учил меня Пророк Мух аммад, мир Ему. И сказал:

وَرَوَى النَّسَائِيُّ وَأَحْمَدُ وَالطَّبَرَانِيُّ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَرَادَ أَنْ يُوَدِّعَ رَجُلاً فَقَالَ: أَلا أُعَلِّمُكَ يَا ابْنَ أَخِي مَا عَلَّمَنِيهِ رَسُولُ اللهِ . قَالَ: قُلْ أَسْتَوْدِعُكَ اللهَ الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

Это означает: «Прошу у Алла h а, чтобы ты был под Его сохранностью. Воистину, не пропадет то, что находится под Его сохранностью» .

رَوَى الْبُخَارِيُّ فِي الأَدَبِ الْمُفْرَدِ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمنِ بْنِ سَعْدٍ قَالَ: خَدَرَتْ رِجْلُ ابْنِ عُمَرَ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: اذْكُرْ أَحَبَّ النَّاسِ إِلَيْكَ فَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ « ومَعْنَى (يَا مُحَمَّدُ) أَدْرِكْنِي يَا مُحَمَّدُ بِدُعَائِكَ إِلَى اللهِ لِيُذْهِبَ عَنِّي هَذَا الشَّلَلَ

Аль-Бухарий в своей книге «Аль-адаб аль-муфрад» передал от Абдур-рах мана ибн Са‘да, который сказал, что однажды у сына Х алифа ‘Умара парализовало ногу. Тогда один мужчина сказал ему: «Вспомни самого любимого для тебя человека» . Тогда он произнес: «О, Мух аммад!» Когда мы говорим: «О, Мух аммад!», то просим Пророка, мир Ему, чтобы обратился к Аллаhу Всевышнему с молитвами, чтобы Он избавил нас от постигшей беды. Случай, который произошел с этим благочестивым сподвижником, доказательство того, что разрешается обращаться с призывом о помощи к Пророкам, мир Им, и к святым людям, чтобы они просили для нас помощи у Аллаhа. О благочестивости Ибн ‘Умара сказал сам Пророк, мир Ему. Воистину его слова: «О, Мух аммад!» – это зов о помощи, то есть Тау ассуль.

Ас-Самирий и другие сказали: «Разрешается обращаться к Аллаhу и просить дождь ради благочестивых теологов». Если это разрешено, то нет никаких сомнений, что разрешается обращаться и просить у Аллаhа ради Пророка, мир Ему. Один из известнейших теологов мазhаба Х анбали – Аль-Мардауий сказал: «Разрешено просить помощи через благочестивого человека. Это считается правильным и даже желательным».

Имам Ах мад ибн Х анбаль, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда будут упоминать Сафу ана ибн Салима Аль-Маданий (Абу ‘Абдуллаhе), то ожидается дождь.

Ас-Субкий, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что лучше взывать о помощи ради Пророка, мир Ему. Никто из саляфитов и халяфитов не отрицал этого. Один Ибн Таймии, который ввел плохое новшество, ведущее к заблуждению, отрицал это.

Призываем каждого из вас следовать путем ‘Абдуллаhа ибн ‘Умара, Ас-Субкия, Ах мада ибн Х анбаля. Обращайтесь к Аллаhу Всевышнему ради Пророка Мух аммада, мир Ему, надеясь на спасение на Том Свете.

Каждый мусульманин должен благодарить Аллаhа за оказанную ему честь быть среди общины досточтимого пророка Мухаммада ﷺ.

Рабам Аллаhа, которые любят Его, Всевышний приказал следовать за посланником Аллаhа ﷺ . В наши дни следование за Мухаммадом ﷺ означает необходимость придерживаться его благословенной сунны. Аллаh сообщает, что тех, кто будет поступать подобным образом, Он возлюбит и простит их грехи. Аллаh говорит в Кур`ане:

«Скажи: «Если вы любите Аллаhа, то следуйте за мной, и тогда Аллаh возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллаh – Прощающий, Милосердный».

(3:31)

Всевышний Аллаh любит нашего досточтимого пророка ﷺ , и Он сообщает нам об этом в Кур`ане:

«Воистину, Аллаh и Его ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром».

(33:56)

Этот аят говорит не только о том, что Аллаh оказывает милость Своему пророку ﷺ , благословляет и возвышает его, но и приказывает всем мусульманам при упоминании имени посланника Аллаhа ﷺ произносить благословение (салят) в его адрес и приветствовать его с миром (салям).

Слово «салят» (во множественном числе салаўат) имеет множество значений – это обязательная молитва мусульманина – намаз, мольба – ду`а, благословение, просьба о прощении грехов, восхваление, прощение, возвеличивание. Учёные разъяснили, что это слово приобретает различные значения в зависимости от того, кто воздаёт салят. Если Аллаh воздаёт салят, то это означает оказание милости Своему рабу, вознаграждение и восхваление его, возвышение на более высокую степень. Если ангелы воздают салят, то это значит, что они просят Аллаhа о прощении, просят Аллаhа, чтобы раб поднялся на более высокую степень, по воле Аллаhа спешат помочь рабу Аллаhа. Если верующие воздают салят, то это значит, что они делают ду`а за пророка ﷺ , восхваляют его.

Слово «Салям» также имеет множество значений: мир, спокойствие, безопасность от гнева Аллаhа, благополучие, приветствие, здоровье. Салям является лучшим приветствием, и поэтому мусульмане при встрече и расставании говорят друг другу: «АсСаляму `алейкум!» - «Мир Вам!». И потому при упоминании имени пророков мы приветствуем их Салямом.

Ученые разошлись во мнениях по вопросу о необходимости произносить салят после упоминания имени пророка Мухаммада ﷺ . Одни говорят, что является обязательным – фард, после каждого упоминания имени пророка ﷺ произносить салят, причем это обязательно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто слушает. Другие говорят, что это необходимо (ўаджиб). Третьи говорят, что если в каком-то собрании кто-то один раз скажет салят, то этого достаточно. Но при всём разнообразии мнений все утверждают, что нужно произносить благословения в адрес пророка ﷺ .

Тем мусульманам, которые произносят благословение на нашего пророка ﷺ Аллаh обещает большие награды: Он прощает их грехи, возвышает на более высокую степень и увеличивает воздаяние за добрые дела в десять раз.

«Приводится со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Того, кто произнесёт на меня благословение, Аллаh благословит его десять раз».

Приводят Муслим, Ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ан-Насаи

Однажды посланник Аллаhа ﷺ вышел к своим сподвижникам с радостным лицом и сообщил, что Джибриль (Мир ему!) принёс ему такую хорошую весть: «О посланник Аллаhа! Не обрадует ли тебя весть, что для человека из твоей общины, который воздаст тебе одно благословение, я десять раз попрошу прощение, а если он поприветствует тебя один раз, я поприветствую его десять раз?»

Хадис приводит Ан-Насаи

Эти сообщения указывают на высокое положение пророка Мухаммада ﷺ перед Аллаhом и Его ангелами.

Благословения, которые мы произносим на пророка ﷺ , приносят пользу, прежде всего, нам самим. Мы удостаиваемся за это милости и благословения Аллаhа, прощаются наши грехи, увеличивается награда за добрые дела, происходит обогащение нашего духовного мира. И что очень важно, в Судный день мы окажемся близкими к любимцу Аллаhа – пророку Мухаммаду ﷺ . А насколько ценна эта награда можно полностью понять только после наступления Судного дня.

«Приводится со слов `АбдуЛлаhа ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Самыми близкими из людей ко мне в Судный день окажутся те, которые чаще других произносили на меня благословения».

Приводит Ат-Тирмизи

Одним из условий обретения совершенства веры является утверждение в душе любви к посланнику Аллаhа ﷺ . Мы должны любить посланника Аллаhа ﷺ больше, чем всех остальных людей, и даже больше, чем самого себя.

В следующем хадисе приводятся слова наилучшего салаўата, который мы произносим во время каждой молитвы.

«Сообщается, что Абу Мухаммад Ка`б бин `Уджра, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Однажды пророк ﷺ , вышел к нам и мы сказали: «О посланник Аллаhа, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к Аллаhу с мольбами за тебя?» На это пророк ﷺ сказал: «Говорите: «O Аллаh, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибраhима и семейство Ибраhима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! О Аллаh, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибраhиму и семейству Ибраhима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный!» (Аллаhумма, салли `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кямa салляйта `аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, иннакя Хамидун Маджид! Аллаhумма, барик `аля Мухаммадин ўа `аля али Мухаммадин кяма баракта "аля Ибраhима ўа `аля али Ибраhима, инна-кя Хамидун, Маджид!)

Приводят Аль-Бухари и Муслим

У некоторых невежественных людей вызывает удивление повеление произносить благословения на пророка ﷺ и на его семью. Шайтан увеличивает им их сомнения, говоря, что это такие же люди, как и мы, зачем нам их возвеличивать? Но, прежде всего, отбрасывая все сомнения по этому поводу, мы говорим, что мы возносим благословения потому, что так повелели нам Аллаh и Его посланник ﷺ . Так поступали сподвижники посланника Аллаhа ﷺ и другие праведные предшественники. К этому призывает нас наша благодарность перед пророком ﷺ , который донёс до людей божественное откровение, испытывая при этом невероятные трудности и испытания. Посредством его мы стали мусульманами, получили надежду на милость Аллаhа и Его прощение. И мы надеемся на обретение наград за наши салаўаты и на заступничество пророка ﷺ в Судный день.

Некоторые ученые-богословы утверждают, что при упоминании имени Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) обязательно благословлять (прочитать салават)его тем, кто произнес его святое имя, и тем, кто услышал его. В подтверждение они приводят повеление Пророка (саллялаху аляйхи ва саллям) о необходимости благословения его. В хадисе сказано: «Если мое имя упомянут рядом с кем-либо, пусть он благословит меня!». (Насаи). Тому, кто не благословил Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), услышав, как произносят его святое имя, грозит большая опасность.
В хадисах говорится, что человек, который не бла гословил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), когда услышал, что упомянули его имя, отдаляется от милости Всевышнего Аллаха. «Да от далится он от милости Всевышнего!» — сказано в хадисе.
Также есть много предостережений о том, что ан гел Джибриль (мир ему), совершая мольбу, назвал того, кто в та ких случаях не благословляет Пророка (салляллаху алйхи ва саллям), порочным, несчастным и самым жадным, проявившим грубость по отношению к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), заблудшим на пути в Рай и впавшим в погибель, а Посланник Аллаха (‘алай хи-ссаляту ва-ссалям) говорил при этом «Аминь!».
Шейх Абдуллах Сиражуддин аль-Хусайни, коммен тируя хадис о том, кто не благословил Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), ус лышав его имя, пишет так: «Описание такого человека словами «он является самым скупым» указывает на то, что он обязан благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Потому что ску пость является самым порицаемым качеством, это самая плохая, опасная болезнь. Хадис гласит: «Какая болезнь может быть больше, чем скупость!» В священном Ко ране скупость и высокомерие упоминаются вместе в од ном аяте, и оба эти качества порицаются в нем».
Скупой человек – это тот, кто не выполняет свою обя занность перед другим, не исполняет долг. Если кто-либо полностью не выполнил свой долг перед другим, то он также является скупым. Каким же скупым должен быть тот, кто не исполняет свой долг перед Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), перед которым в долгу все творения Всевышнего Аллаха! Ведь наш Господин Пророк Мухаммад 9салляллаху аляйхи ва саллям) является причиной обретения нами счастья в обоих мирах, он был послан как милость для всех миров, наставляющим уверовавших на прямой путь, спасающим человечество от зла, вреда и порочности дольнего мира, защищающим людей от му чений и бед потустороннего мира, избавляющим народ от невежества и незнания, мрака и заблуждения.
Разве такой великий, милостивый, милосердный и самый полезный для людей Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не достоин того, чтобы его всячески возвеличивали, восхваляли и выра жали ему благодарность?! Разве будет прилично не бла гословлять такого Пророка (салляллаху аялйхи ва саллям) при упоминании его свято го имени?!
Разве может быть большей грубости, чем не благо словлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) при упоминании его имени, тогда как мы обязаны любить его больше себя, своих родите лей, детей, имущества и всех людей?! Всевышний Ал лах запретил проявлять грубость по отношению к любо му, обычному человеку, так что же получится, если мы проявим грубость по отношению к избранному Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям), любить и возвеличивать которого Творец обязал все Свои творения?!Поэтому, дорогие братья и сестры, некоторые уче ные мужи нашей общины пишут, что благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) при произнесении его святого имени является обязательным, даже если на одном собрании его имя упомянут тысячу раз. Другие ученые-богословы говорят, что на одном собрании бла гословить его один раз является обязательным, а более этого – сунна. Тот, кто желает точности и ясности, пусть благословляет его при каждом упоминании его имени.
Ибн Салах говорит: «Нельзя лениться благословлять Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) каждый раз, когда слышите его имя». (См. «Ас- Саляту ‘аля ан-Набиййи». С. 57 – 58).

Салават – это определенная ду‘а-мольба с возвеличиванием пророка Мухаммада (его положения пред Богом и людьми).

Имам аль-Куртуби говорил: «Салават пророку Мухаммаду от Бога – милость Его, довольство и возвеличивание его пред ангелами. Салават от ангелов – мольба за пророка Мухаммада и прошение прощения. Салават от последователей (от уммы) – мольба за него, прошение прощения и возвеличивание его положения» .

Салават - испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада, например, говоря

اللَّهُم صَلِّ عَلَى سيِّدِنَا مُحَمَّد وَ سَلِّم («аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим») либо при упоминании его имени говоря

صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم

(«соллял-лаху ‘алейхи ва саллям») [да благословит его Всевышний и приветствует].

В Коране сказано:

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) благословляет Пророка [Мухаммада, окружает его Своей милостью], и ангелы молятся за него [подчеркивая и подтверждая величие его миссии, его значение для истории человечества]. [А потому и вы] верующие, молитесь за него [прося у Бога] Божественного благословения и приветствия [говоря, например, «аллаахумма солли ва саллим ‘аля сайидина мухаммад»]» ().

Однажды сподвижники спросили пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Божий, мы знаем, как приветствовать тебя миром (салямом) [читая в молитве-намазе ташаххуд ], но как нам проговаривать ас-соля (салават) в твой адрес?» Он ответил: «Говорите: «Аллаахумма солли ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад, кяма солляйте ‘аля эли ибрахим, иннакя хамиидун маджиид. Аллахумма барик ‘аля мухаммад ва ‘аля эли мухаммад кяма барактэ ‘аля эли ибрахим, иннякя хамиидун маджиид » . Эта форма касается салавата в молитве-намазе, хотя может применяться и в других случаях.

У этого салавата есть более полная форма.

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Транскрипция:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад. Кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад, кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Перевод:

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его. И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах. Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Одной из кратких и распространенных форм салавата является, например:

اللَّهُمَّ صَلِّ و سَلِّمْ عَلَى مُحَمَّد

(«Аллаахумма, солли ва саллим ‘аля мухаммад») или

اللَّهُمَّ صَلِّ وَ سَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аллаахумма, солли ва саллим ‘аля сайидинаа мухаммад»).

Я предпочитаю вторую, она звучит более уважительно, не «на равных», как некоторые любят, а словом «сайидинаа» подчеркивая уважение и почтение к Пророку. Сайид – то есть уважаемый, почитаемый; главенствующий. К примеру, в современном арабском речевом этикете, когда обращаются к аудитории, говорят «ас-сайидаат вас-садат» (дамы и господа).

Когда желательно проговаривать салават?

Проговаривать его можно в любое время, но желательнее (мустахаб):

В пятницу и в ночь с четверга на пятницу ,

Утром и вечером;

Входя в мечеть и выходя из нее,

Находясь рядом с могилой Пророка в Медине,

Отвечая на призыв муаззина (когда он говорит «ашхаду анна мухаммадан расуулюл-ла»);

В начале мольбы-ду‘а (говоря, например, الحَمدُ لِله والصَّلاةُ و السَّلامُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد («аль-хамду лиль-ля вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад»)) и завершая мольбу-ду‘а (говоря, например,

و صَلِّ اللَّهُم عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّد و الْحَمْدُ لِله رَبِّ العَالَمِين («ва солли, аллаахумма, ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лиль-ляяхи раббиль-‘аалямиин»));

Собираясь в одном обществе, кругу людей и расходясь;

При упоминании имени пророка Мухаммада;

Во время обхода вокруг Сафы и Марвы в Мекке, целуя черный камень во время хаджа или ‘умры;

Просыпаясь ото сна;

Завершая чтение полного Корана;

В периоды трудностей и сложностей;

Прося у Бога прощения, раскаиваясь;

В начале наставления, обращения к людям или предваряя урок;

Во время бракосочетания .

Награда за салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто просит [у Аллаха (Бога, Господа)] для меня благословения один раз [проговаривая салават] , тому возвращается в ответ десять Божественных благословений [для него лично]» .

Мольба, обращенная к Богу о помиловании в Судный День, - это очень много! Мольба, обращенная к Богу о возможности воспользоваться заступничеством пророка Мухаммада в Судный День - это очень много! Если сосредоточить чуточку внимания на данной мольбе словом и делом, но каждый день(!), это даст огромный эффект как в земной, так и в вечной перспективах.

Шейхи, устазы и другие уважаемые люди

Что касается уважения к ученым и праведникам в Исламе, то оно приветствуется, но должно иметь меру и быть благоразумным в свете Корана и Сунны.

Салават проговаривается только в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) .

Считаю, что устремленность к Божьей милости и прощению молитвами и делами, а также надежда на заступничество пророка Мухаммада, реализуемая через практикование оставленного им наследия и проговаривание салаватов при упоминании его имени - огромный вклад в возможность каждого из нас воспользоваться его заступничеством в Судный День. Нужно ли что-то еще, нужно ли еще у кого-то просить заступничества? Я лично не вижу в этом необходимости, но и не называю верующих, практикующих посещение святых мест и гробниц, просящих у шейхов и устазов, мушриками (язычниками). Жизнь быстротечна и коротка, а потому лучше делать то, в чем ты уверен, но каждый день, хотя бы по чуть-чуть.

Хадисы про салават

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если услышите муаззина , то повторяйте произносимое им [тихо, про себя] . Затем просите [у Всевышнего] благословения для меня [проговорите салават]. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Аллах (Бог, Господь) одаривает десятью. После этого просите для меня аль-васийля - степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Божьих. Я желаю быть им. Кто просит для меня [у Бога] аль-васийля , тот обретет мое заступничество [в Судный День]» .

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят салават и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Транскрипция:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссоляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы[-намаза]! Дай пророку Мухаммаду аль-васийля и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение . И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават , а после скажет: اللَّهُم إِفتَحْ لِى أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ («Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь») (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: اللَّهُم أَسْئَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ («Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей))» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас намерен помолиться (обратиться к Богу с мольбой-ду‘а), тогда пусть начнет с благодарности Всевышнему и восхваления, после проговорит салават , а затем уже молит Бога, о чем пожелает» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 234.

Отмечу, что в аяте, и при упоминании Аллаха (Бога, Господа), и при упоминании ангелов, говорится именно про салават («юсоллююна ‘алян-наби», то есть «проговаривают салават Пророку»). Переводя аят, я дал смысловой перевод с учетом комментариев и пояснений ученых.

Подробнее о ташаххуде читайте, например, в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Если вы читаете намаз, то должны знать, что в нем после последнего ракяата читается салават. Этот салават также применим и в иных случаях, когда вы дополнительно намерены проговорить благословение-салават в адрес пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1511, хадис № 4797; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 682–685, хадис № 4797 и пояснение к нему.

Подчеркну, что это желательно, а не обязательно.

Начинается с заходом солнца в четверг.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 237.

Например, говоря «аллахумма солли ‘аля сайидина мухаммад ва саллим» либо при упоминании его имени - говоря «соллял-лаху ‘алейхи ва саллям» (да благословит его Всевышний и приветствует).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 175, хадис № 70–(408); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 181, хадис № 1530, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 532, хадис № 8809, «сахих».

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 685; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 27. С. 239.

Муаззин (муэдзин) - призывающий на молитву-намаз, читающий азан.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 611; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 165, хадис № 10–(383).

Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 165, хадис № 11–(384); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 27, хадис № 5/1037; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 56, хадис № 506.

Аль-васийля - одна из степеней в Раю.

Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 199, хадис № 614; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 120, хадис № 614 и пояснение к нему.

Например, сказав «аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммад».

Хадис от Абу Хумейда; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 41, хадис № 582, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадисы № 772 и 773, оба «сахих».

Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».

Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».