Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Художественное описание храма в селе. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство

Художественное описание храма в селе. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство

29 января 2007 года правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви девять объектов церковной недвижимости, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения.

Ниже приводятся краткие исторические сведения и описание переданных сооружений.

1. Церковь Георгиевская «за верхом» (г. Калуга, ул. Баумана, 14)

Окончание постройки существующего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека привлекает внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Он выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых образуют балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Просторный алтарь сохраняет традиционную трехапсидную форму, но более сглаженную. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже 3 придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, с сохранением древнего канона. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Большинство икон в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: 2 оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт, вновь открыт в том же 1940 г.

В 1950 г. в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранился напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Георгиевский собор в г. Калуге, совершаются богослужения.

2. Церковь Никольская «на козинке» (г. Калуга, ул. Николо-Козинская (бывшая ул. К. Цеткин), 33)

Храм был построен на общественные деньги в 1775-1779 гг. Первоначально он был небольшим однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня.

Храм сооружен в стиле провинциального классицизма. К двухсветному четверику, перекрытому крестовым сводом и увенчанному одной главой, примыкает широкая алтарная апсида с полуциркульным сводом и боковыми разгрузочными арками. От храма алтарь отделен глухой каменной стеной с тремя арочными проходами. Трапеза и колокольня выстроены в стиле эклектики. Храм кубической формы (без трапезы) покрыт на четыре ската полукруглым шатром. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного большой главой в форме луковицы.

Своим благоустройством храм был во многом обязан калужскому мещанину Ф.А.Извекову, церковному старосте, пожертвовавшему в пользу храма из личных средств 600 руб. В 1899-1900 гг. на его деньги была отремонтирована трапезная, заново расписаны стены храма (эти росписи сохранялись до 1983 г.), вызолочены иконостасы, в 1905-1906 гг. полы были покрыты метлахской плиткой. В 1848 г. при храме была открыта церковноприходская школа.

В храме сохранились все иконостасы. Главный — высокий, пятиярусный, выполнен в конце XVIII в. Большинство икон написаны в древнерусской традиции, но в живописи чувствуется западное влияние. Невысокие двухъярусные иконостасы приделов наряду с иконами XIX в. содержат и более ранние. В местном ряду главного иконостаса находится древняя, покрытая поздней живописью храмовая житийная икона святителя Николая, перенесенная еще из прежнего деревянного храма. Эта икона особо почитается прихожанами. Кроме того, в храме находятся иконы в киотах из закрытых калужских храмов. Перед правым клиросом, у солеи, помещена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, первой половины XVIII в., из разрушенного Благовещенского храма.

К чтимым иконам храма также относятся: икона святителя Николая, помещенная в иконостасе Тихвинского придела, Калужская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери; икона Божией Матери «Утоли моя печали»; икона мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; Корсунская икона Божией Матери; икона святых Зосимы и Савватия Соловецких.

В годы советской власти в храме сменилось несколько настоятелей. С 17 июля 1935 г. настоятелем был священномученик Иоанникий (Дмитриев, †10/23 ноября). С 10 октября 1935 г. до 17 октября 1936 г. храм был закрыт и использовался под склад «Заготзерно». Затем в нем до 1939 г. находилась кафедра обновленческого «архиерея» А.И.Расторгуева. В ноябре 1941 г., когда храм был передан Православной Церкви, его настоятелем был назначен священник Георгиевского собора протоиерей Иоанн Сергеевич Соловьев. В середине января 1942 г. Никольский храм был снова закрыт и возвращен Церкви 1 июня 1945 г.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует Местная православная религиозная организация приход в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в г. Калуге, совершаются богослужения.

3. Церковь Иоанна Предтечи (г. Калуга, ул. Московская, 30)

Храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского, другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. В середине 50-х гг. XX в. был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». С 1960 г. храм Иоанна предтечи является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.). До 1995 г. в храме находился колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии по акту приема-передачи. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Калуге, совершаются богослужения.

4. Церковь Жен-Мироносиц (г. Калуга, ул. Кирова, 21)

Храм построен по плану Губернского архитектора Ясныгина, а колокольня по плану Губернского архитектора Соколова. Строительство храма на месте прежнего обветшавшего было начато в 1798 г. и окончено в 1804 г. В 1818 г. началось возведение новой колокольни, строительство которой было завершено в 1833 г. В 1851 г. была сооружена западная паперть, поставлена каменная ограда с железными решетками.

Храм построен ротондой, увенчанной круглым византийским куполом, над которым возвышается глава на сквозном трибуне. Боковые входы в храм украшены портиками с колоннами дорического ордера. Такой же портик имеется над главным окном алтарной апсиды. Трапезная часть храма с обеих сторон окружена колоннадами из четырех раздельных колонн с парапетами, в центре которых вделаны полукруглые ниши.

Трехъярусная колокольня присоединена к храму. Первый ярус четырехугольный, с портиками с каждой стороны; колонны смешанного ордера — ионического, в капителях переходящего в коринфский. Второй ярус круглый, по краям сквозных арок параллельно нижним поставлены ионические колонны. Третий ярус такой же, как второй. Высота колокольни вместе с крестом составляет 87 м. Главный престол храма освящен в честь святых Жен Мироносиц, приделы — во имя Казанской иконы Божией Матери (1800 г.) и во имя Сретения Господня (1809 г.).

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых Жен-Мироносиц в г. Калуге, совершаются богослужения.

5. Церковь Параскевы Пятницы (г. Калуга, ул. Труда, 1А, Пятницкое кладбище)

В 1780 г. в северной части г. Калуги было устроено общее кладбище. Сейчас здесь сохранилось много надгробных памятников XVIII-XIX вв., имеющих историческую и архитектурную ценность. К Пятницкому некрополю территориально примыкает Мемориальное воинское кладбище, где похоронено более 4000 человек, погибших в Великой Отечественной войне.

На центральной аллее Пятницкого кладбища стоит храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Он был перенесен сюда в 1780 г. на общественные деньги и именовался тогда в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Это название дало имя и всему некрополю.
Храм сооружен в «итальянском стиле»: одноглавый четверик, фасады которого украшены аркадами и пилястрами, с трапезной и колокольней по одной продольной оси. Во второй половине XIX в. с северной и южной сторон колокольни были сделаны небольшие одноэтажные пристройки с плоскими перекрытиями. Главный престол храма освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а придел — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, икона которой была перенесена из прежнего храма. В 1877 г. на деньги надворного советника Ивана Иосифовича Жураковского был построен и освящен придел во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
При храме находилась Пятницкая богадельня, основанная в 1793 г. Здесь же рядом была открыта бесплатная столовая и организован бесплатный амбулаторный прием больных. В 1900 г. на воинском кладбище был построен храм в честь святителя Николая. Сейчас на месте этого храма находится памятник Воину-освободителю.

В 1929 г. храм был закрыт и приспособлен под складские помещения. С 1960 г. в нем расположилась мастерская Горупкоопхоза по производству гробов, венков и сушке древесины. 25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. Сейчас храм полностью восстановлен. С 1995 г. Пятницкий храм охраняется государством как памятник архитектуры и градостроительства (Указ Президента РФ № 176 от 20.02.1995г.). В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в г. Калуге, совершаются богослужения.

6. Церковь Бориса и Глеба (г. Боровск, ул. Коммунистическая, 102)

Борисо-Глебский храм с трапезной и приделом в честь преподобного Пафнутия Боровского построен прихожанами в 1704 г. Колокольня возведена в 1819 г.

Каменный пятиглавый храм имеет богатые кирпичные детали внешней отделки: четверик храма декорирован двумя поясами многорядных карнизов, углы акцентированы колоннами-дудочками, оконные проемы украшены нарядными наличниками, а входы — перспективными порталами. Надстройка основной части храма увенчана карнизом с четырьмя ложными кокошниками и фризом с глубоким рельефом и узором уложенных по-разному кирпичей, отчего кажется значительно выше. Изящная четырехъярусная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем ярусах венчается маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким барабане. В ночь под 21 июня 1889 г. в результате пожара сгорели главы, купол и крыша храма. Поэтому очень широко расставленные главы на высоких барабанах датируются уже концом XVIII в.

Храм был закрыт в 1929 г. С 1960 г. он был принят на охрану государством как памятник архитектуры федерального значения. В ходе проводившихся государством реставрационных работ храм был перекрыт медью и побелен изнутри.

Постановлением администрации Калужской области № 144 от 5 июня 1992 г. храм был передан Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация-учреждение Архиерейское Подворье — храм в честь Святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба в г. Боровске Калужской епархии, совершаются богослужения.

7. Церковь Троицы (г. Кондрово, ул. Красный Октябрь)

Каменный храм с колокольней в с. Троицкое на Вздыне (ныне г. Кондрово) был построен в 1818 г. помещицей Верой Ивановной Хлюстиной на средства владельца с. Троицкого секунд-майора А.С.Xлюстина. Храм имел 3 престола: главный — в честь Живоначальной Троицы, южный — во имя святителя Николая Чудотворца, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход состоял из с. Троицкого, деревни при Троицкой фабрике, д. Дробышево, д. Макарово, д. Косякино, д. Толкачево, д. Слободы, д. Калюковки и д. Дубинино. Неподалеку от храма, в его ограде, была построена церковноприходская школа. В приходе было также еще четыре школы: две при Троицкой фабрике (двухклассная Министерства Народного Просвещения и земская двухкомплектная), в д. Слободе земская двухкомплектная и в д. Макарово земская однокомплектная.

В 30-е гг. XX в. храм был закрыт. В 1945 г., во время проведения водопровода, была разрушена ограда вокруг храма и разобраны верхние ярусы колокольни, в которой был открыт продуктовый магазин. Тогда же пострадало церковное кладбище, — были сломаны надгробные плиты, снесены кресты, захоронения разорены. В годы советской власти в храме в разное время располагались: школа, инкубатор, склад, пивцех, магазины.

25 сентября 1991 г. Калужский областной совет народных депутатов принял решение № 380 о передаче храма (в числе нескольких других) Калужской епархии. В настоящее время при храме действует местная православная религиозная организация приход в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Кондрово Калужской епархии, совершаются богослужения. При храме построено здание, в котором разместилась библиотека с читальным залом. В 1994 г. была открыта воскресная школа для детей, в работе которой принимают участие преподаватели Кондровского педагогического колледжа. Настоятель храма духовно окормляет воспитанников Кондровского детского дома.

8. Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря: собор Спасо-Преображения, трапезная, церковь Введения (г. Калуга, с. Спас)

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы — редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора — кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже — одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Монастырь является подворьем местной православной религиозной организации-учреждения Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге, самостоятельного юридического статуса не имеет.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.
4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря».

9. Ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря (г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2)

Монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь.

По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной в монастырь перешли 7 человек: один иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей — выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни — на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего».

Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В него входили 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор был заложен в 1812 г. настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым), строительство завершено в 1843 г. в настоятельство преподобного Антония Оптинского, и 26 августа 1843 г. был освящен его главный придел. На хорах собор имеет придел в честь Преображения Господня. Предположительно, автором проекта собора является архитектор А.Витберг. Высота храма — 47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека.

К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых. Этот храм служил монастырской усыпальницей. Каменный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен двухэтажным, на хорах имел придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплекс входили: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные каменные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса (в одном из них размещались трапезная и кухня), странноприимница и каменная ограда с башнями. На внешней территории монастырь имел 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконную фабрику, кирпичный завод, хлебопекарню и пруды. У монастыря было подворье в Москве рядом с храмом святителя Николая Чудотворца в Пыжах. На могилах защитников Отечества, павших в 1812 г., была выстроена часовня, при которой читалась Неусыпаемая псалтирь с поминовением. 12/25 октября к часовне совершался Крестный ход из всех храмов города.

В 1918 г. монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор.

С 1930 г. в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 г. в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 г. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нем в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.

29 июля 1991 г. решением исполнительного комитета Калужского областного совета народных депутатов № 288 монастырь был возвращен Церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским. В настоящее время в монастыре действует местная православная религиозная организация-учреждение Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославец, совершаются богослужения, дела милосердия и благотворительности, ведется воспитательская, миссионерская и просветительская деятельность.

Восстановлены все жилые здания монастыря, построен комплекс детского приюта на 80 человек. Во всех храмах совершаются богослужения. Полностью восстановлены храм в честь Всех Святых (освящен в 1996 г.) и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. В главном приделе Никольского собора установлен временный иконостас и ведутся восстановительные работы. Благоустроен источник в честь святителя Николая. В 1996 г. над источником была установлена и освящена купальня. Монастырь имеет скотный двор, огороды, теплицы, 44 га сенокосных и пахотных земель. Многие сестры монастыря проходили послушания в Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

В монастыре установлен общежительный устав: общая трапеза, послушания, обязательное посещение богослужения, откровение помыслов. Каждый день сестры присутствуют на уставных службах в храме; читается Неусыпаемая псалтирь. Также ведется работа по духовному образованию сестер: проводятся занятия по изучению Священного Писания, творений Святых отцов, Богослужебного устава. Ежедневно в монастыре совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила. В обители возобновлен ежегодный Крестный ход к братской могиле защитников Отечества 1812 г. Он совершается 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, в память заступничества Богородицы в войне 1812 г. Монастырь имеет библиотеку. Образовано 2 монастырских скита — в с. Карижа и в с. Боболи Малоярославецкого района.

В Никольском монастыре имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 г. в дар из г. Бари; стопа преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского; частица мощей преподобномученика Космы Протатского; 2 креста-мощевика. Также имеются иконы с мощами Киево-Печерских святых, преподобных старцев Оптинских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы.

Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993 г. при монастыре действует приют-пансион «Отрада» для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью.

1 января 2000 г. был заключен двухсторонний договор № 2/2000 о сохранности и использовании памятника истории и культуры религиозного назначения.

Пресс-служба Московской Патриархии

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого - спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она - лечебница, где происходит от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм - это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать - царица Елена Константинопольская - была инициатором воздвижения в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм - образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.
  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата - особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм - это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

Абсида - выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

Барабан - верхняя часть, которая завершается крестом.

Световой барабан - барабан с прорезанными проемами.

Глава - увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

Закомара - русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

Луковица - глава церкви луковичной формы.

Паперть - возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

Пилястра - плоский декоративный выступ на поверхности стены.

Портал - вход.

Трапезная - пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

Шатер - имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

Фронтон - завершает фасад здания.

Яблоко - купольный шар, на котором установлен крест.

Ярус - убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня - это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища - у Будды, его учения и у общины. Правильное место - то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм - замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота - главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм - для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения - это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде - это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет - сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри .

Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.

Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь» ). Здесь обычно располагается свечной ящик , где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.


Пройдя дальше, мы окажемся в с редней части храма , ее еще называют «корабль» . Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.

В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня , это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.


Между средней частью храма и его главной частью - алтарем - находится иконостас . Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон» . В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.

Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери , они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.

Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.

Третий ряд : (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.

Четвертый ряд : библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.

Пятый ряд : ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева , Ной, Авраам, Моисей и другие.

Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя .


Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.

Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее , центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон . Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие .


Теперь надо сказать о главной части храма - об алтаре . Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник» . Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).

В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.

Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе - северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.

В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма ), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.

За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол , происходит таинство Евхаристии .

Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник - небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.

За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.

Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов .


В завершении хочется сказать, что храм - это святыня, и вести себя в храме нужно благочестиво и смиренно. Хорошо бы купить свечи и подать записки ещё до начала службы, чтобы не разговаривать и по возможности не ходить во время богослужения. Будем помнить, что мы находимся здесь как в Божьем Доме.

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл . Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм - это освященное здание, в котором служатся Божественные службы , а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе - там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть - алтарь - всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом . Это символ крестной смерти Спасителя , Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов .
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор - это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные - люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части - это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение - возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов - верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа , а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны - икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю , вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса - представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами . Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря - святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно - каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Видео о внутреннем устройстве храма

Самые необычные храмы в России.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов . Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее.

В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды.
Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Архызские церкви


Архызские храмы – самые древние или одни из самых древних на территории России. Их датируют концом IX - началом Х в. Ученые полагают, что именно здесь, в районе древнего городища Магас, была столица патриаршества древней Алании. Алане окончательно приобщились к христианству в первой четверти X в., но его проникновение сюда началось гораздо раньше. Письменные источники упоминают об этом ещё со второй половины VII в.
На территории городища сохранились три средневековых храма – Северный, Средний и Южный. Во время раскопок археологом В.А. Кузнецовым была найдена даже единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, сооруженная из плоских каменных плит. Стены храма покрывали искусно выполненные византийскими мастерами фрески – об этом свидетельствуют рисунки художника и археолога Д.М. Струкова, сделанные в конце XIX века.
В Среднем храме продумана даже акустика: в нем существует система голосников – сквозных и глухих отверстий в стенах храма.
Южный храм этого городища является сейчас древнейшим действующим православным храмом России. В скальном гроте недалеко от этого храма обнаружен лик Христа, проявленный на камне.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца на Синих камнях в Екатеринбурге

На обычной екатеринбургской хрущевке детской рукой нарисована колокольня и мальчик на ней. Вдоль стены тянется написанный славянской вязью «Гимн любви» апостола Павла. 13 глава, Послание к Коринфянам… Вы подойдете ближе, ведомые словами любви, и прочтете надпись: «Небо на земле». Вот так просто даже дети могут начать постигать христианскую мудрость. В этом храме нет высоких потолков с ротондами и куполов, внутрь ведет узенький коридор, а стеллажи с книгами стоят прямо вдоль церковных стен. Зато здесь всегда полно детей и существует множество своих традиций: например, проводить ролевые игры, пить чай всем приходом после воскресной литургии, петь вместе с хором или рисовать «добрые граффити». А крещенскую воду здесь иногда «продают» за знание первой заповеди или немедленное ее изучение. Приход выпускает газету «Ожившие камни», а сайт храма живет наполненной творчеством жизнью.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Таинственная церковь с загадочной историей, единственный в России храм, венчает который не купол, а золотая корона. Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. К слову, сам Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этого храма. Эта церковь не похожа на русскую, она выстроена в редком для наших земель стиле рококо и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной. Говорят, особенно эффектно она смотрится зимой, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский.
В 1812 году храм заняли наполеоновские войска, не причинив, однако, ему никакого ущерба. Но в ХХ веке и этот храм закрыли
В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.
Интересна история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже, по требованию митрополита Филарета (Дроздова) их заменили церковнославянскими. А в 2004 году при реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Храм-вагон в Нижнем Новгороде

Почти противоположный по своей идее православный храм возник в Нижнем Новгороде в 2005 году. Храм удивляет, не пытаясь удивить, потому что располагается он в… железнодорожном вагоне. Это временное сооружение: прихожане ждут постройки каменной церкви. А началось все с подарка: нижегородской епархии железнодорожники подарили вагон. И епархия решила оборудовать его под церковь: вагон зафиксировали, сделали ступеньки с крыльцом, установили купол, крест и 19 декабря 2005 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, освятили. В народе необычный храм называют и «голубым вагоном» по одноименной детской песне, и «Soul train» на английский манер. Символика поезда, вагона, а значит пути, издревле присуща христианской церкви. С ранних времен храмы строились по образу кораблей – в этом смысле нижегородский храм продолжает византийские традиции! Стоит отметить, что это не единственный, но самый известный храм-вагон в России.

Костомаровский Спасский женский монастырь

Старейший пещерный монастырь России с «дивами» - меловыми столбами, внутри которых выстроены монастырские обители. Колокольня Спасского храма сооружена между двумя такими дивами и буквально парит в воздухе. Внутри, в толще меловой горы, храм так велик, что вмещает две тысячи человек. Именно здесь находится знаменитая на всю Россию «пещера покаяния» - коридор, тянущийся под землей 220 метров и постепенно сужающийся. Известно, что до революции сюда направляли на «исправление ума» самых закостенелых грешников. Само движение по пещере настраивает на исповедь: кающийся проделывает долгий путь в темноте, держа зажженную свечу, свод пещеры становится все ниже, и человек сгибается в поклоне. Паломники говорят, что чувствуют, как будто чья-то рука постепенно преклоняет их голову, смиряя человеческую гордыню. Даже в наши дни посещающих «пещеру покаяния» не сопровождают до конца: человека оставляют пройти в одиночестве часть пути.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге

Это прозвище церкви придумали не остроумные петербуржцы – сам заказчик строительства генерал-прокурор А.А. Вяземский попросил архитектора выстроить храм в форме традиционных пасхальных блюд. Оба здания венчают «яблоки» с крестом. Благодаря тому, что на куполе «кулича» нет барабана, в алтарной части церкви становится темно. Игра света и голубой «небесный» купол изменяют ощущение объемов, поэтому изнутри храм кажется намного просторнее, чем снаружи.
В нижней части колокольни-«пасхи» находится баптистерий, имеющий всего два маленьких окошка вверху на стенах. Зато прямо над крещаемым – колокола, звучание которых распространяется через прорезанные в стене арки. Толщина стен увеличивается книзу, по мере наклона стены. На внешней стороне звонницы, выше колоколов, нарисованы циферблаты, каждый из которых «показывает» разное время. К слову, в этом храме крестился А.В. Колчак, будущий адмирал.