Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Если дела идут плохо и денег нет: православные молитвы. Если дела идут плохо и денег нет: православные молитвы Псалом Давида, в воспоминание о субботе

Если дела идут плохо и денег нет: православные молитвы. Если дела идут плохо и денег нет: православные молитвы Псалом Давида, в воспоминание о субботе

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, - и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Перевод Аверинцева:

Псалом Давидов. Ради памяти [ο субботе 14]

Господи! не в ярости Твоей обличай меня,

и не во гневе Твоем карай меня;

ибо стрелы Твои вошли в меня,

и тяжка на мне рука Твоя.

Нет целого места в плоти моей

по причине гнева Твоего,

нет покоя в костях моих

по грехам моим;

ибо беззакония мои превысили главу мою,

как тяжкое бремя гнетут меня;

смердят и гноятся раны мои

по безумию моему;

согбен я и поник весьма,

весь день скорбен хожу,

ибо недугом полны чресла мои,

нет целого места во плоти моей.

Расслаблен я и весь разбит,

вопию от смуты сердца моего.

Господи! пред Тобою все желание мое,

и стенание мое открыто Тебе.

Содрогается сердце мое,

и оставила меня сила моя;

и свет очей моих - всё ушло от меня.

Други мои, сотоварищи мои

отступили от беды моей,

и ближние мои встали вдали;

но ищущие души ставят силки,

умышляющие мне зло рекут смерть,

целодневно готовят ков.

Я же не слышу, как глухой,

как немой, не отверзаю уст моих;

да, я как тот, у кого слуха нет,

и нет ответа в его устах.

Ибо на Тебя, Господи, надежда моя;

Ты услышишь, Господи, Боже мой!

Я сказал: да не порадуются обо мне

враги мои,

да не похвалятся обо мне,

когда оступится стопа моя!

Ибо к ранам я готов,

и скорбь моя предо мною всегда,

я возвещаю беззаконие мое

и печалуюсь о грехе моем.

Меж тем враги мои живут и сильны,

и умножились, кто без вины ненавидят меня,

воздают мне злом за добро,

враждуют за то, что ищу я добра.

Не оставь меня, Господи, Боже мой!

Не отступи от меня!

Поспеши на помощь мне,

Господи, спасение мое!

14 См. оба предыдущие примечания. Что касается еврейской формулы??????????? лехазки?р («ради памяти») ее значение далеко не яснои составляет предмет многих интерпретационных догадок. Нкоторые новейшие переводы даже отказываются от ее перевода ограничиваясь транслитерацией.

Песней страдания и печали можно назвать псалом 37, который является и «воспоминанием о субботе», воспоминанием о покое. На основании содержания православного псалма 37, эта фраза может быть понята как молитва страждущего к Господу о ниспослании покоя. Псалмопевец Давид считает свое физическое и душевное состояние, гонения на него со стороны врагов, как наказание, которое ему послано свыше за совершенный им тягчайший грех. Своими покаянными молитвами, Давид умоляет Бога о сострадании и избавлении от наказания. Он умерить Свой гнев, так как та боль, которую испытывает Давид терзает его и подобна вонзившимся в тело стрелам — нестерпима.

В стихе 3 псалма 37 описывается образ «руки Божьей, тяготеющей над ним», которая поражает Давида тяжелой болезнью. Пророк осознает, что грехи его велики и теперь ему придется нести тяжелое физическое и душевное бремя. В своих молитвенных стихах Давид очень ярко описывает страдания своего тела и души как от потери уважения со стороны людей, так и от личного осознания своей вины.

Упование на Господа в псалме 37

Страдалец Давид в молитвах, описанных псалмом 37, страстно уповает на милость Господа, перед Которым открыты все желания его, Который слышит все воздыхания его. От болезни, посланной Богом, ослабло зрение царя, его сила и здоровье. Все, что было благое в жизни царя — преданность друзей и близких, а главное — , которая сопутствовала ему всю жизнь — всего этого не стало. Близкие отвергли Давида, увидев в том, что с ним произошло, кару Божью. Враги пророка восприняли случившееся как знак своей правоты и усилили козни против него.

Эта часть псалма 37 — упование страдальца, показывающего результат грехов, за которые Господь карает всех, не глядя на чин и положение. Главным мотивом покаяния и надежды на то, что Господь сжалится над грешником, стала вторая часть псалма тридцать семь, звучащая с особой силой. Давид надеется, что Он не отдаст его врагам, которые стремятся показать свое превосходство над царем в момент, когда он близок к падению. Давид всем своим сердцем осознает совершенный им, тяжелый грех и сокрушается о своем поступке с Вирсавией и убийстве Урии. Давид просит Господа в завершении псалма 37 не оставить его, но поспешить на помощь ему, видя в Боге Спасителя своего. Данный псалом 37 как назидание предкам, которые должны помнить о каре Божьей и о том, что она неминуема ни для кого.

Текст на русском языке псалом 37

Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни; а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи,

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их. Живущий на небесах пocмeeтcя, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

3 псалом

Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

26 псалом

Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать кpacoтy Господню и посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: ищите лица Моего; и я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа.

36 псалом

Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их coкpyшaтcя. Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает, ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его. Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его; но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим. Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет. От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

37 псалом

Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, - и того нет у меня. Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей замышляют всякий день козни; а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой. И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною. Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем. А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 37

Этот псалом - песнь печали. В надписи, соответствующей стих 1, помимо указания на автора, читаем: В воспоминание. При более полном переводе с еврейского это звучало бы как "В воспоминание о субботе". Некоторые богословы читают эту надпись как "В воспоминание о покое (субботнем)"; исходя из содержания псалма, фраза может быть понята как лаконичное указание на молитву страждущего к Богу о ниспослании покоя.

Свое мучительное физическое состояние и гонения на него со стороны его врагов псалмопевец сознает как наказание, ниспосланное ему свыше за совершенный им грех. Искренне каясь в нем перед Господом, он умоляет Его о сострадании и избавлении

А. О наказании Господнем (37:2-13)

Пс. 37:2-3 . Давид молит Господа не обличать его столь "яростно" и, наказывая его, умерить Свой гнев, ибо терзающая его боль, подобная боли от вонзившихся в тело стрел, - нестерпима.

Пс. 37:4-9 . Образ "руки Божией, тяготеющей над ним" (стих 3), получает развитие в стихе 4: это гнев Божий, поразивший Давида какой-то столь тяжкой болезнью, что нет места в плоти его, которое не болело бы, и даже в кости его проникла эта боль. Он сознает, что грехи его - велики, и в нынешнем своем состоянии ощущает их как тяжелое физическое и нравственное бремя, которое ему приходится нести. В стихах 6-9 - подробности о "страданиях тела", сопряженных с моральными страданиями, как от сознания своей вины, так и от потери уважения со стороны окружающих (следующие стихи): Я… кричу от терзания сердца моего (стих 9).

Пс. 37:10-13 . В стихе 10 - выражение страстного упования страдальца на Господа, пред Которым открыты все желания его и Который слышит все его стоны и вздохи (воздыхание его). Свет очей Давида оставил его (стих 11); фраза может быть понята как буквально (от болезни ослабло зрение царя), так и в переносном смысле - все, что было благого в жизни Давида: сила, здоровье, преданность друзей и ближних, а главное - милость Божия, сопутствовавшая ему, - всего этого больше нет у него. В этой связи высказывают мысль, что таинственная болезнь, изнурившая Давида, оттолкнула от него даже его близких, которые увидели в ней знак Божией кары. Враги же царя, "искавшие души его", восприняли ее как "свидетельство" собственной правоты и усилили козни против него (стих 13).

Б. Упование страдальца (37:14-23)

Мотив покаяния и надежды на то, что, в конце концов, Господь услышит Давида и сжалится над ним, звучит во второй части псалма с особой силой.

Пс. 37:14-19 . Видя, как сети клеветы и заговора все более стягиваются вокруг него, Давид реагирует на это, как глухой… и немой, вероятно, потому, что и в этом видит часть Божиего наказания. В сложившейся ситуации он целиком уповает на Господа, а в устах своих ответа… не имеет (стихи 14-15). Он лишь надеется, что Господь не даст его врагам, которые стремятся показать, что они выше его - теперь, когда "нога его поколебалась", восторжествовать над ним, хотя он и близок к падению (стихи 16-18). Ибо он всем сердцем сознает грех свой и сокрушается о беззаконии своем (стих 19). Полагают, что более всего преследовало Давида "сокрушение" о его грехе с Вирсавией, о гибели Урии, и что Пс. 37 был, следовательно, написан в дни заговора, который готовил против отца Авессалом.

Пс. 37:20-23 . Жалоба на врагов, которые живут и укрепляются, и воздают ему злом за добро (для государства в целом, как и для многих своих подданных в отдельности, Давид действительно был добрым царем). Не оставь же меня, Господи, молит он в завершение псалма, но поспеши на помощь мне… Спаситель мой.

Наверное, каждый из нас в детстве мечтал о палочке-выручалочке. Как бы это было здорово: взмахнул, и сразу подоспела помощь. О выручалочке мечтали и наши предки, жизнь которых была наполнена опасностями, болезнями и скорбями, притеснениями и страданиями, пожалуй, намного большими, чем встречаются в жизни наших современников.

Сейчас все гораздо проще, но не в жизни истинных христиан. Люди Божии терпят нападки от людей, от нечистой силы, ведя войну с дьяволом и его приспешниками. Каждый верующий ясно видит, что, особенно если он явно исповедует свою веру, ему приходится за нее много страдать: в бытовой жизни, в личной, в путешествиях, на работе, в обществе и проч. Если же он тайно исповедует свою веру, то препятствия чинят бесы другими способами.

Но Христос в день своего вознесения на небо обещал ученикам, которые волновались, что остаются одни: «Я с вами во все дни». И каждый истинно верующий знает , что Он не оставляет ни одного верующего в Него и призывающего на помощь. Одна из главных «палочек-выручалочек» любого христианина буквально на любой случай - это сокровище для его духовной жизни, сборник молитвословий и псалмов - Псалтирь.

Что такое Псалтирь и псалмы

Псалтирь - это одна из главных христианских книг, хотя написана она была еще задолго до Рождества Христова несколькими авторами.

Традиционно создателем Псалтири считают ветхозаветного пророка и царя Давида. Хотя сам же он в своих псалмах упоминает «пальцы мои составили Псалтирь» - то есть он, будучи и автором, признает себя и составителем. Впрочем, в некоторых псалмах в тексте самой книги конкретно указаны иные авторы: первый псалмопевец самого Давида Асаф, храмовые привратники сыновья Кореевы (Кораха), и др. Лучший еврейский комментатор Раши насчитывает к Псалмам десять авторов, в их числе Идифун, Авраам, Еман, Мелхиседек, Адам, Асаф, Моисей, сыны Кореевы.

В некоторых редакциях Псалтири к псалмам п одписывают и автора. Во многих псалмах явно видны следы намного более позднего времени, чем-то, в котором проживал Давид: это времена пленения евреев вавилонянами и даже позже.

Псалтирь - коллективный духовный труд

Скорее всего, Псалтирь формировалась постепенно, как любой плод коллективного творчества. Однако авторов объединяет одно: все они - люди, которые имели полноценное общение с Богом, были праведны в Его глазах и имели в себе постоянное присутствие Божие - Духа Святого. Именно потому каждый псалом - это совместное творчество человека и Бога. Псалтирь совмещает в себе отражение трудностей, проблем и чувств верующего человека с присутствием Бога.

Души святых людей, авторов псалмов, были приятны Богу и он освящал их Своим присутствием, сопровождал и оказывал так необходимую им в то время помощь. Каждый псалом - симбиоз человеческих чувств и Божественного освящения. Поскольку каждому из них Бог открывал свои судьбы, показывал Свои дела. Именно потому все, что описывается в них, и то, как каждый автор воспринимал происходящее вокруг, - это истина.

Авторами псалмов были люди разного происхождения - знатные, имеющие отличное образование, соответствующее его времени, и люди простые. Если Давид был царем и умел обращатьс я со словом, что видно по его прекрасным псалмам, то с другим его автором, Моисеем, все немного иначе.

Вклад Моисея

Как известно, Моисей был «гугнивым», то есть он не умел красиво и складно говорить (несмотря на то, что был воспитан при дворе, не имея царского происхождения). Именно поэтому, когда Бог призвал Его на служение, он несколько раз настойчиво просил Всевышнего, чтобы Тот выбрал для этого другого, кто умел бы красиво и понятно сказать людям, что требуется от них. На что Бог даже рассердился на Моисея, ясно дав понять, что Ему угоден именно он, а не другой. И дал Моисею в помощь Аарона, его брата, который был красноречив, чтобы тот «переводил» людям то, что нужно.

Выше мы упомянули, что автором некоторых псалмов - а это поэтическое духовное произведение, которое исполнялось под музыкальный струнный инструмент - являлся именно Моисей. Тот самый, косноязычный, не умеющий связать и нескольких слов . Его псалом 89 - образец духовного и поэтического творчества, в котором упомянуты и исторические события. Без вдохновения свыше невозможно передать так кратко, четко и точно все свои чаяния и хвалы Всевышнему, представить Его дела, воспеть Его силу и славу.

Псалом 89 за авторством Моисея

«Господи, - восклицает пророк, - прибежище был нам из рода в род». Пророк свидетельствует о том, что видит дела Божии, они открыты для него Святым Духом. «Все наши дни прошли в Твоем гневе; мы утрачиваем годы наши, они исчезают как звук». Пророк говорит о том, что люди очень оскорбили своего Небесного Отца тем, что поверили не Ему, а лукавому змию, который соблазнил Еву вкусить от запрещенного древа. Поэтому люди на земле в те времена, пока не пришел Спаситель, жили в гневе Божьем.

Далее пророк говорит: «Дней наших - семьдесят лет, а при особой крепости - восемьдесят, и при этом наиболее лучшая их пора - в трудах и переживаниях, в болезнях, и проходят эти лучшие годы быстро». И далее человек Божий делает вывод, который перерастает в молитвенную просьбу: «Научи нас так проводить наши дни, чтобы суметь приобрести сердце мудрое».

Вот так Господь из косноязычного человека прикосновением Духа Своего делает поэта и молитвенника. Те, кто читал и пел эти слова, понимал и чувствовал особую, сверхчеловеческую пользу для своей души и замечал, что Господь, когда к Нему обращались словами из псалма, особенно скоро откликался на них. Ведь Он сам участвовал в их появлении.

Люди святые заметили этот факт и стали прибегать к Псалтири, к словам праведных людей все чаще.

Когда читается Псалтирь

Без преувеличения можно сказать, что читать ее можно всегда. В этом сборнике заключена такая глубина и мудрость наших предшественников, такой колоссальный опыт жизни на земле с Богом, что нет буквально ни одной темы, к которой бы не подошли слова псалмов. Кратко можно обозначить некоторые ситуации, когда люди прибегали к Псалтири:

Словом - всегда. Некоторые святые делали к псалмам пометки, когда и в какой ситуации Господь помог благодаря молитве тем или иным псалмом, например «да отворится засов», «да найдется потерянный ключ».

Господь спешит на помощь даже тогда, когда человек взывает ему хотя бы строчкой из псалма. Это проверенный факт: разъяренное начальство смягчается или не исполняет своих грозных обещаний, если христианин молится Богу словами «Помяни, Боже, Давида и всю кротость его». Несмотря на то, что имя Давид может и не быть именем молящегося, да и кротостью он, к стыду своему, не обладает, тем не менее Господь помнит о Своем человеке - царе Давиде - и помогает тому, кто его словами просит помощи, защиты и милости к себе или близким.

Какие псалмы читать при различных обстоятельствах

Для каждой ситуации подходит свой псалом (или несколько), который святыми людьми был осознан как наиболее полно отражающий ситуацию или, согласно их опыту, особенно помогающий при тех или иных обстоятельствах, даже если внешне псалом не отражает возникшей проблемы.

К примеру, читают:

Псалтирь на всякую потребу

Существует такая служебная книга в православной Церкви, которая называется «Требник». Это сборник, в котором записаны последовательность молитв, которые необходимо прочесть, и действий, которые необходимо сделать, чтобы достойно перед Богом помолиться или попросить Его действия или постоянного присутствия. Туда входят:

Однако очень многое не учитывается «Требником», да он и не создан для того, чтобы все предвидеть. При этом никто в современном мире не дерзает дополнять его, дописывая своими молитвами, ставя себя тем самым в один ряд со святыми людьми, которые составляли ход богослужения и молитвы ко Господу. Впрочем, острой проблемы в этом нет, поскольку именно Псалтирь стала тем самым дополнением.

Арсений Каппадокийский, «Псалмы на разные случаи»

Преподобный Арсений обращался к псалмам для благословения, когда не имелось специально составленного церковного чинопоследования на особую нужду. Святой Арсений рассортировал все псалмы на несколько весьма обширных разделов:

В каждом разделе помещены псалмы , которые более детально подходят к каким-либо конкретным случаям.

Псалом 139

Этот псалом написано ветхозаветным праведником Давидом в момент большой скорби из-за бед, которые его постигли. Он был гоним своим сыном Авессаломом, который желал убить отца. Юноша был чрезвычайно настойчив в своем намерении, что доставляло отцу ужасную скорбь. Содержание псалма посвящено практически полностью врагам, нисколько не ущемляющим себя в средствах, чтобы достичь законного престола Давида.

Этот псалом - одновременно и молитва, и сетование Всевышнему. В нем автор передает Богу на суд то, какие козни против него строят вчерашние единомышленники и друзья и, и ужасается разнообразию их хитростей. Истолкование псалма 139 говорит о том, что больше всего Давида подавляла настойчивость, с которой неприятели преследовали его: он сообщает о том, что буквально ежедневно они не давали ему отдыха.

Псалмопевец просит Создателя сотворить таким образом, чтобы ложь из уст нечестивых пала на их же головы, а имя праведника было бы оправдано.

Псалом 22: для чего читают

Вспомним современные американские фильмы. Острый момент, жизнь героя на волоске, и он начинает взывать: «Господь - пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться».

Красота и поэтичность слога, образность языка, а также краткость изложения сделали этот библейский текст истинным хитом среди создателей фильмов. Несколько стихов из него звучало во многих блокбастерах, сериалах:

  • «Терминатор»,
  • «Титаник»,
  • «Город грехов»
  • «Люди Икс»,
  • «Ван Хельсинг»,
  • «Книга Илая»,
  • «Менталист» и мн. др.

«Господь - пастырь мой…» и т. д. - это более современный и менее точный перевод произведения. В более точном переводе его начало звучит как «Господь пасет меня, и ничего меня не лишит».

Главная мысль 22 псалма, вне зависимости от его перевода и от того, на каком языке его слушать, остается следующим - Отец Небесный оберегает и защищает своих детей, устремляет их помыслы и жизнь к духовному развитию. Затем эта мысль раскрывается. Вседержитель предоставляет всем Своим чадам все необходимое для жизни. Несчастье лишь в том, что они зачастую этого не замечают, воспринимают как должное способность жить, познавать Бога, радовать своих близких.

Присутствует в тексте также и образ опасности, а также смерти, что и толкает героев блокбастеров молиться в самые опасные моменты своей жизни именно этим словами. Автор молитвы непоколебимо убежден в том, что Всевышний предоставит ему надежную защиту, ведь Тот обладает всеми силами и возможностями для этого. Потому верующий человек переживает чувства радости, надежды, уповая на Того, Кто держит в Своих руках все.