Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Древнегреческая мифология: Аполлон – Бог наук и искусств. Мифы и Легенды * Аполлон Аполлон мифология

Древнегреческая мифология: Аполлон – Бог наук и искусств. Мифы и Легенды * Аполлон Аполлон мифология

Аполлон греческий бог солнца - сын Зевса и титаниды Лето, был в древней Греции богом искусств, врачевания и предсказаний.

Появился на свет на острове Делос, и все, вокруг этого острова сразу же залилось солнечными лучами. Бог был рожден на седьмой день месяца семимесячным, именно поэтому цифра семь в древней Греции считалась священной. У Апполона есть сестра-близнец прекрасная Артемида, богиня охоты. Как раз она и научила своего брата стрельбе. И Апполон и Артемида прекрасно владели луком и стрелами, они всегда поражали свою цель, попадая с первого раза. Также брат и сестра обладали еще одной общей способностью: могли исчезнуть без следа, словно растворяясь в воздухе.

Апполон уже в детстве совершал поступки, которые прославили его. Будучи ребенком, он убил змея Пифона, которого Гера наслала на Лето, желая отомстить. За это он был сослан Зевсом на служение людям. Какое-то время он был обычным пастухом у царя Адмета во Фессалии.

Апполона греческого бога знают не только, как отличного стрелка, но и как прекрасного музыканта. Играя на своей кифаре, он извлекал по истине великолепные чистые звуки. Нередко к Апполону присоединялись музы, девушки пели и танцевали, а юноша подыгрывал им. И в такие благодатные минуты даже сам Зевс прекращал метать гневные молнии.

Апполона изображают как невероятно красивого златокудрого юношу с луком и лирой в руках. И, несмотря на свое божественное происхождение и прекрасный облик, ему не везло в сердечных делах. Отчасти в этом есть и его вина. Первая любовь настигла его благодаря богу Эроту. Апполон позволил себе посмеяться над меткостью его стрел, и, желая отомстить, бог любви поразил стрелой сердце юноши, попутно пустив другую стрелу, ту, что способнв оттолкнуть любовь,вызвать отвращение, в сердце юной Дафны.

Апполон, не в силах справится со своими чувствами побежал за своей возлюбленной, а та пришла в ужас, и обратилась за помощью к своему отцу. Тот откликнулся на зов своей дочери, и превратил ее в прекрасный лавр, и когда Апполон нагнал ее, вместо нимфы застал лишь дерево. С тех пор его голову украшает лавровый венок. Второй любовный опыт с Кассандрой, дочерью царя Трои, тоже закончился печально. Юноша подарил ей дар прорицания, а взамен ему нужна была лишь ее любовь. Та обманула Апполона, и тогда он сделал так, что никто из людей больше не верил ее предсказаниям.

Местом, где более всего воспевали величие Апполона, является Дельфиский храм с оракулом. Хотя в целом бога солнца любили во всей древней Греции и неустанно восхищались им.

Его отвергли? Охранитель света, наук и искусств, бог-врачеватель, покровитель муз, путников и мореходов, предсказатель будущего служил обычным пастухом…и побеждал титанов.

Аполлон, Феб («лучезарный») - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей , совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса ; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм . Весной и летом жил в Дельфах , осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва. Наряду с губительными действиями, Аполлону присущи и целительные; он врач и целитель, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон - Фоебус - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Дионисия, хотя это и божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться - в Дельфах , им обоим устраивали оргии на Парнасе , сам Аполлон нередко почитался как Дионисий и носил отличительный знак Дионисия - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

В честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас , месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе . Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом.

Артемида была влюблена в Ориона. Однажды он плавал в море, а ревнивый Аполлон указал на «точку» далеко в волнах и сказал, что сестра не попадет в нее стрелой. Артемида выстрелила, а когда поняла, что наделала, - было поздно. Она оплакала возлюбленного и вознесла на небо, сделав созвездием.

Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки , которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх , ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон.

Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали почести не только греки , но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.

Аполлóн, или Феб, был сыном Зевса и Лето, брат Артемиды. Гомер называет Феба любимым сыном Зевса.

Аполлон необычно для эллинских богов верен семье - матери и сестре. Они выступают на одной стороне в Троянской войне, близнецы убивают детей Ниобы, оскорбившей их мать, расстреливают Тития, пытавшегося овладеть ею. Аполлон, опасаясь, что Артемида не устоит перед красотой Ориона, устраивает его смерть и т.д.

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами - эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба - длинные волосы и отсутствие бороды.

:: Подробнее

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: "Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза" (И1)

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки.

Скульптуры изображают его либо стройным, либо - полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица..

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода - он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: "Познай себя", "Ничего сверх меры").

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты - кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Атрибутика и эпитеты, культ

Эпитеты: Пеан и Пеон ("Разрешитель болезней"), Мусагет (водитель муз), Мойрагет ("водитель судьбы"), Феб ("Лучезарный" - указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос ("Отвратитель зла"), Апотропей ("Отвратитель"), Простат ("Заступник"), Акесий ("Целитель"), Номий ("Пастух"), Дафний ("Лавровый"), Дримас ("Дубовый"), Ликейский ("Волчий"), Летоид (от имени матери), Эпикурий ("Попечитель")

Связанные с ним растения и животные: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; волк, ворон, лебедь, ястреб, змея, мышь, баран и кузнечик.

Города: Дельфы, Делос, Тенедос и др. Культ Аполлона был распространен повсеместно. Центром почитания был Дельфийский Храм с оракулом Аполлона. Двусмысленный характер предсказаний, допускавший самое широкое толкование, позволял коллегии дельфийских жрецов влиять на всю греческую политику. Храм Аполлона на о. Делос был религиозно-политическим центром союза греческих полисов; здесь находилась казна союза и происходили собрания его членов.

Празднества и фестивали: Делии, Теофании, Теоксении, Пифийские игры (уступали только Олимпийским играм)

Противоречие функций

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки.

:: Подробнее: музыка

У Аполлона были сыновья-музыканты. Некоторые говорят, что вместе с Каллиопой он стал отцом Орфея (хотя тут сложно сказать, кто точно был отцом Орфея: на выбор есть еще фракийский царь Эагр), и Орфей, как известно, также играл на кифаре. Другой сын Аполлона, Лин - тоже великий музыкант, безвременно погибший от рук нерадивого ученика Геракла.

Пару раз смертные и более низкие божетсва вызывали его на состязания, в которых Аполлон неизменно брал вверх. В итоге смельчак, осмелившийся выступить против него, получал наказание. Например, с сатира Марсия, игравшего на изобретенной, а потом проклятой Афиной флейте, Аполлон содрал кожу. В другой раз Аполлон состязался против Пана; решение о том, кто победил, принимали трое: 2 признали победу Аполлона, а третий, Мидас, - Пана. Своему оппоненту Аполлон ничего не сделал, зато у незадачливого судьи Мидаса отросли ослиные уши, и он был вынужден прятать их под шапочкой.

Он - отец бога врачевания Асклепия (мать которого - Коронида), и сам связан с врачеванием как тела, подобно сыну, так и духа (как бог искусств).

Но вместе с этим, своими стрелами он несет чуму (вспомним начало Илиады). Между прочим, существуют упомянания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой.

Аполлон бог прорицания и провидения, способен наделять этим даром смертных (Кассандру, например).

Позднее, Аполлон отождествляется с Гелиосом, богом солнца и света (Феб - "лучезарный"). Аполлон пастух и охранитель стад. Основатель и строитель городов, и родоначальник племен.

Детство

Говорят, Лето, мать Аполлона, родила его семимесячным после девяти дней схваток на плавучем острове Астерия (или Делос - "являю"), который после рождения мальчика закрепился на дне, еще рассказывают, что матери при родах помогала Артемида, родившаяся незадолго до этого в Ортигии, однако, вероятнее всего Артемида родилась в то же время, что и ее брат.

Фемида кормила Аполлона нектаром и амброзией, и к концу четвертого дня он потребовал лук и стрелы. Получив оружие, Аполлон отправился на поиски змея Пифона, который по приказу Геры гнался за Лето. Отыскав чудовище на горе Парнас, он стал преследовать его и не остановился даже тогда, когда Пифон попытался скрыться в святилище матери-земли в Дельфах.

Убийство змея в храме было возмутительно. Отец потребовал, чтобы Аполлон получил очищение в Темпейской долине, а также, чтобы учредил Пифийские игры в честь застреленного змея, но Аполлон приказа слушать не стал, хотя и прошел обряд очищения, правда, совсем не там, где велел отец.

О детстве Аполлона есть еще, по крайней мере, две легенды. Но они идут врозь с классическим преставлением о том, что на 7-ой день Аполлон стал способен твердо держать оружие.

Согласно одной из легенд, Аполлон, когда ему было всего 4 года, построил на острове Делос роговой жертвенник, сложив рога только с одного бока коз, застреленных Артемидой.

Другая же легенда повествует о том, что, когда Лето несла близнецов на руках в поисках воды, чтобы напиться, у чистого пруда ей повстречались захмелевшие смертные. Они стали осыпать ее оскорблениями и мутить воду, и в гневе Лето превратила их в лягушек. (И2)

Любовь и дружба

Аполлон, как и другие молодые боги, решил не связывать себя узами брака. Тем не менее у него было много детей, матерями которых были и богини, и смертные. Так, Аполлон тайно возлег на ложе с дочерью Эрехтея Креусой, женой Ксуфа, и впоследствии стал отцом Иона. В другой раз Аполлон возлег с Хионой, которую в тот же день позже посетил Гермес; и так получилось, что отцом одного из детей, Автолика (великий вор), был Гермес, а другого, Филаммона (певец), - Аполлон. Муза Талия родили от него корибантов. А Кирена, знаменитая охотница, стала матерью Аристея. Однако наиболее известны мифы о неудачах Аполлона в любви.

Дафна . "В другой раз он "погнался за горной нимфой Дафной, которая была жрицей Геи-земли и дочерью бога реки Пенея в Фессалии. Однако, когда он настиг ее, она взмолилась о помощи к Гее-земле, и та в мгновение ока перенесла ее на Крит, где Дафна стала известна под именем Пасифаи. На ее месте мать-Земля оставила лавровое дерево, из листьев которого Аполлон в поисках утешений сделал венок. Нужно добавить, что чувство Аполлона к Дафне не было случайным. Он давно любил ее и стал причиной гибели своего соперника Левкиппа, сына Эномая, который, переодевшись девушкой, присоединился к веселой компании Дафны в горах. Аполлон, узнав об этом из гадания, посоветовал горным нимфам искупаться обнаженными и тем самым убедиться, что среди них нет мужчин. Обман Левкиппа был тут же раскрыт, и нимфы разорвали его на куски". [И4]

Кассандра . "Однажды Кассандра уснула в храме, ей явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе. Кассандра, приняв от него дар, в остальном отказала. Аполлон уговорил ее на один поцелуй, и, когда она поцеловала его, он плюнул ей в рот и тем самым сделал так, что никто никогда не верил ее пророчествам" [И4]

Марпесса . "Сын Ареса Эвен женился на Алкиппе, и та родила ему дочь Марпессу. Желая сохранить девственность своей дочери, он приглашал всех ее женихов помериться с ним силой в гонках колесниц, причем победителю обещал Марпессу, а проигравшим отрубал голову. Скоро к стенам дома Эвена было прибито множество голов, однако влюбившийся в Марпессу Аполлон выразил свое неудовольствие таким варварским обычаем и сказал, что скоро покончит с ним, вызвав Эвена на состязание. Но сердце Идаса тоже было неравнодушно к Марпессе, и он выпросил у своего отца Посейдона крылатую колесницу. Прежде чем Аполлон успел что-либо предпринять, он отправился в Этолию и увез Марпессу, похитив ее, когда та плясала в хороводе. Эвен бросился в погоню, но не смог догнать Идаса, и им одолела такая кручина, что он сначала перебил всех своих лошадей, а потом бросился в реку Ликорман и утонул, а река с тех пор называется Эвен. Когда Идас достиг Мессении, Аполлон попытался отнять у него Марпессу. Они сошлись в поединке, но их разнял Зевс и распорядился, чтобы Марпесса сама решила, за кого ей лучше выйти замуж. Боясь, что Аполлон бросит ее, когда она состарится, как он бросал многих других своих возлюбленных, Марпесса выбрала себе в мужья Идаса." [И4]

Коронида . Коронида - дочь царя лапифов Флегия. "Ее возлюбленным стал Аполлон, который, отправившись однажды в Дельфы, оставил ее под присмотром белой вороны. Однако в душе Коронида уже давно хранила тайную страсть к Исхию, сыну аркадца Элата, и в отсутствие Аполлона пригласила его разделить с ней ложе, хотя к тому времени она уже зачала от Аполлона. Не успела еще возмущенная ворона отправиться в Дельфы, чтобы сообщить Аполлону о таком скандальном поведении его возлюбленной и получить награду за бдительность, а Аполлон уже знал из гадания, что Коронида ему неверна. Он проклял ворону за то, что та не выклевала глаза Исхию, когда тот приблизился к Корониде; и стала ворона от того проклятия черной, и потомки ее с тех пор рождаются черными. Когда Аполлон пожаловался своей сестре Артемиде на нанесенное ему оскорбление, Артемида, в отместку, выпустила в Корониду целый колчан стрел. Жалость охватила Аполлона при виде трупа Корониды, но оживить ее он уже не мог. Тогда Аполлон обратился к Гермесу, и тот при свете костра изъял еще живое дитя из чрева Корониды. Это был мальчик, которого Аполлон назвал Асклепием и отнес в пещеру кентавра Хирона. Там мальчик научился искусствам медицины и охоты. Что касается Исхия, которого также зовут Хилом, то некоторые говорят, что его Зевс поразил молнией, другие же утверждают, что его убил сам Аполлон" [И4]

Дриопа . "Он также соблазнил нимфу Дриопу, пасшую отцовские стада на склоне горы Эты в обществе своих подруг гамадриад. Аполлон превратился в черепаху, которой все они забавлялись, но как только Дриопа положила ее за пазуху, Аполлон превратился в шипящего змея, испугавшего гамадриад, и познал Дриопу. Она родила ему Амфиса, основавшего город Эта и построившего храм в честь своего отца, в котором Дриопа оставалась жрицей, пока гамадриады не выкрали ее, оставив вместо нее тополь." [И4]

Гиакинф . "В этого спартанского принца влюбился не только певец Фамирид - первый из людей, воспылавший страстью к представителю одного с ним пола, но и сам Аполлон, оказавшийся первым из богов, обуянным такой же страстью. В лице Фамирида Аполлон не встретил серьезного соперника. Подслушав, как тот хвастается, что в песнопениях может превзойти муз, Аполлон не без умысла сообщил им об этом, и музы в тот же час лишили Фамирида зрения, голоса и умения играть на кифаре. Однако влечение к Гиакинфу вдруг почувствовал Зефир, и в нем возникла такая ревность к Аполлону, обучавшему юношу метанию диска, что он перехватил диск в полете и направил его в голову Гиакинфа, отчего тот упал замертво. Из его крови вырос цветок гиацинт, на котором до сих пор различимы его инициалы" [И4]

Кипарис . Сын царя, юноша с острова Кеос. Нечаянно убив на охоте ручного оленя, Кипарис, любимец Аполлона, не смог позабыть горя, и Аполлон превратил его в дерево.

Взаимоотношения с отцом

Независимый Аполлон, вероятно, был одним из любимых сыновей Зевса, но было время, когда Громовержец едва не сослал сына навечно в Тартар. Известны два случая, когда Аполлон шел против отца.

Как известно, Зевс был капризен, неверен, высокомерен, - словом, у его многочисленного семейства были причины недолюбливать царя богов. Как-то раз Зевс стал так невыносим, что Гера, Посейдон и Аполлон (по Гомеру - вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина) вместе с другими богами, кроме Гестии, вступили в заговор и, когда Зевс спал, привязали его сотней узлов к трону, а сами, удалившись пировать, стали решать, кому быть преемником Зевса. В это время Фетида (та самая, которой в будущем было суждено стать матерью Ахилла) призвала на помощь сторукого Бриарея, и тот освободил Зевса. Конечно, междоусобица на Олимпе была предотвращена, но ряд профилактических мер Зевс незамедлительно провел. Геру, главу заговора, Зевс распял, приковав ее руки к небу, а к ногам привязав наковальни. Гера так жалобно кричала, что в конце концов Зевс все же смилостивился и обещал отпустить жену, если все боги дадут клятву никогда не оспаривать его власти. После надлежащей церемонии, он действительно отпустил Геру, но на этом "репрессии" не закончились: Посейдон и Аполлон были сосланы рабами к царю Трои Лаомедонту, которому боги отстроили городские стены (некоторые утверждают, что целый город). Вообще говоря, Лаомедонт обещал богам в награду богатые дары, так что у них был стимул и стены строить, и стада пасти, но после окончания работ Лаомедонт прогнал богов, обещав отрезать наглецам уши, если они не уберутся восвояси. Справедливо вознегодовавшие боги не оставили этого дела: Посейдон натравил на город морское чудовище, а Аполлон наслал мор.

В другой раз в отместку за то, что Зевс убил его сына Асклепия, Аполлон заявился в кузницу, где киклопы ковали молнии Зевсу, и ослепил их (или убил).

Гнев громовержца был настолько велик, что он едва не сослал сына в Тартар, однако Лето вовремя вмешалась, и Зевс смягчил наказание. Теперь Аполлон должен был прослужить год у царя города Фер Адмета. Послушавшись совета матери, Аполлон не только снес наказание, но и во многом помог Адмету.

:: Подробнее: Адмет

Находясь во служении у Адмета, Аполлон пас скот, который под божественным присмотром множился и хорошел. Помимо этого, Аполлон принял не последнее участие в том, чтобы Адмет женился на прекрасной Алкестиде, а когда счастливый жених позабыл принести соответствующие жертвы Артемиде, Аполлон заступился за царя перед сестрой.

После завершения наказания, Аполлон упросил мойр продлить жизнь Адмета, если в его предсмертный час кто-нибудь согласится умереть ради него, однако даже престарелым родителям хотелось еще задержаться на этом свете, и только молодая жена решила пожертвовать жизнью ради мужа. Тем не менее, благодаря вмешательству Геракла, все закончилось благополучно.

Аполлон и смертные

Известно невероятное множество мифов о взаимоотношениях Аполлона и смертных героев. Например, Геракл вступал в бой с Аполлоном... впрочем, герой боролся едва ли не со всеми олимпийцами. Самое известное вмешательство Аполлона в дела людей - Троянская война (см. "Троянский цикл"). Также, согласно, одним легендам именно Аполлон застрелил Алоадов Отта и Эфиальта, когда один пожелал стать мужем Геры, другой - Артемиды, хотя существует более сложный вариант (см. "Арес").

Выше я уже отметила, как Аполлон поступал со смертными, если те стояли у него на пути, особенно в делах любви. Парочка примеров.

Титий . Титий, сын Зевса, пытался овладеть Лето, на крики матери прибежали Аполлон и Артемида, которые застрелили насильника.

Ниоба . Эта царица себе на беду возмутилась тому, что Лето, родившей всего-то двоих, воздают почести, а ей, матери 7 сыновей и 7 дочерей, - почти, что и нет. Лето оскорбилась и пожаловалась своим детям. Пострадали в конечном итоге дети Ниобы - все были застрелены. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что если бы они взмолились к Артемиде и Аполлону, то боги, возможно, пощадили бы их, ведь не даром Артемида пожалела об убийстве мл. дочери Ниобы, когда та взмолилась ей (но было уже поздно). От горя мать не находила себе места и боги превратили ее в камень.

:: Подробнее: Орион

Орион - самый прекрасный из когда-либо живущих мужчин, был сыном Посейдона и Эвраилы. Однажды он, посетив остров Хиос, влюбился в дочь Энопиона Меропу. Энопион обещал отдать ему дочь в жены, если охотник уничтожит всех хищных зверей на острове. Когда условие было выполнено, Энопион напоил Ориона и выколол ему глаза. Оракул объявил, что зрение к Ориону вернется только тогда, когда он придет на восток и обратит свои глазницы на восходе к Гелиосу.

Когда Орион достиг дальнего берега Океана, в него влюбилась Эос, а ее брат Гелиос вернул охотнику зрение.

"Посетив в сопровождении Эос остров Делос, Орион решил вернуться, чтобы отомстить Энопиону, которого он, однако, на Хиосе найти не смог, потому что тот скрывался в подземном чертоге, построенном для него Гефестом. Отправившись через море на остров Крит, куда, по мнению Ориона, мог сбежать Энопион в надежде найти защиту у своего деда Миноса, он встретился с Артемидой, которая, так же как и он сам, страстно любила охоту. Ей быстро удалось уговорить Ориона отказаться от планов мести и вместо этого отправиться с ней на охоту.

К этому времени Аполлон уже узнал, что Орион не отказал Эос и разделил с ней ложе на священном острове Делос; от этого бесстыдства Рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым. Более того, Орион хвалился, что освободит всю землю от диких зверей и чудовищ. Боясь, что его сестра Артемида не устоит, как и Эос, перед красотой Ориона, Аполлон отправился к матери-земле и, не без умысла повторив похвальбу Ориона, сделал так, что та натравила на него чудовищного скорпиона. Орион встретил скорпиона стрелами, но, видя, что они не причиняют ему вреда, бросился на него с мечом. Однако вскоре он понял, что никаким оружием смертный не сможет одолеть скорпиона, нырнул в море и поплыл в сторону Делоса, где, как он надеялся, Эос сможет его спасти. Аполлон тем временем позвал Артемиду и спросил: "Видишь, далеко в море, ближе к Ортигии, плывет что-то черное? Это голова злодея, который только что совратил Опис, одну из твоих гиперборейских жриц. Его зовут Кандаон. Прошу тебя, пронзи его стрелой!" Надо сказать, что Кандаоном звали в Беотии Ориона, но Артемида этого не знала. Она тщательно прицелилась, выстрелила и поплыла, чтобы поглядеть на свою жертву. Каково же было ее горе, когда она увидела, что поразила в голову Ориона. Тогда она упросила сына Аполлона Асклепия, чтобы тот оживил Ориона. Но не успел Асклепий выполнить ее просьбу, как перун Зевса поразил его самого. Тогда Артемида поместила образ Ориона среди звезд, где его вечно преследовал Скорпион. Дух Ориона к тому времени уже отлетел к Асфоделевым лугам." [И4]

Геракл . Аполлон вступал в поединок с Гераклом, когда тот пытался завладеть дельфийским треножником. Зевс прервал бой, ударив между сыновьями молнией.

Когда Геракл одержал победу во всех видах соревнований на Олимпийских играх, каждый из богов-олимпийцев преподнес герою дар; Аполлон подарил лук, хотя Геракл предпочитал пользоваться своим. Существует также версия, согласно которой, Олимпийские игры были учреждены Зевсом; на первых играх Аполлон победил Гермеса в беге, а Ареса в борьбе.

Троянская война . Аполлон принял сторону троянцев. Принято считать, что именно он незримо участвовал в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом.

Дети

Конечно всех детей я не смогу перечислить, многих я уже назвала раньше.

Кикн . Сын Аполлона и Фирии (или Гирии), красавец-охотник, живший в окрестностях Калидона. Многие юноши искали с ним дружбы, но Кикн отталкивал всех своейнадменностью и дурным нравом. Когда от него отказался последний друг, он вместе с матерью бросился в озеро (Канопское озеро), и Аполлон превратил обоих в лебедей.

Имя (плюс функции)

Данные здесь Платоном толкования имени "Аполлон" с научной точки зрения не выдерживают никакой критики, но они хорошо отражают основные функции Аполлона. (А. Тахо-Годи) (Это и след - И3)

Сократ : Имя... оставаясь единым, как нельзя лучше соответствует четырем способностям этого бога, так что затрагивает и каким-то образом выражает из все: (способность к музыке, к пророчеству, к врачеванию и стрельбе из лука...

В нем прекрасная гармония, как это и подобает имени бога музыки. Прежде всего, ведь обряды очищения и очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у прорицателей, равно как окуривание целебными и разными волшебными снадобьями при прорицаниях, а, кроме того, омовения и окропления в том и в другом случае, - все это, вероятно, имеет одну цель: чтобы человек стал чист и телом, и душой...

Разве нельзя сказать, что это очищающий бог как бы выполаскивает душу человека и вызволяет его из плена всякого рода зол... Так вот от этого выполаскивания и вызволения, исцеляющего от всех такого рода бед, правильно было бы назвать его "Выполон", а по его пророческому искусству, за неложность и подлинность его прорицаний, правильнее было бы называть его так, как зовут его фессалийцы: ведь все фесскалийцы называют этого бога "Аплун". А т.к. он властен постоянно посылать стрелы, то по отношению к его искусству стрелкa следовало бы его называть "вечно посылающим стрелы" (нагреческом это созвучно Аполлону). Что же касается музыки, то нужно иметь вид, что альфа [в начале имени] может часто значить то же, что "с", "со-", как например в слове "спутник" или "соложница"; так и здесь, она может означать совместное вращение в небе того, что мы называем небесными полюсами, а в песенной гармонии - созвучием. Все это, по словам тонких знатоков астрономии и музыки, вращается вместе в некоей гармонии, а бог этот надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у богов, и у людей. И как в словах "спутник" и "супруга" мы присоединяли альфу в значении "вместе", также мы зовем и этого бога Аполлоном вместо "Однополон", прибавляя к тому же и вторую ламбду, ибо иначе имя будет звучать в точности как тягостное слово "губитель"...

Символ

Имя Аполлона связано с рационализмом, мотивацией, ограничением.

Рим

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Брат-близнец Артемиды, по матери внук титанов Кея и Фебы . Родился на острове Делос , куда, гонимая ревнивой богиней Герой , его мать Лето попала случайно, ведь Гера запретила ей вступать на твердую землю.

Нигде не могла Лето найти себе приюта. Преследуемая драконом Пифоном , посланным Герой, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, в те времена носившемся по волнах бурного моря. Лишь только вступила на Делос Лето, как поднялись громадные столбы из морской пучины и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где и до сих пор стоит. Вокруг Делоса шумело море. Здесь и родился бог света Аполлон, и всюду на прежде унылом острове разлились потоки яркого света. Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты

Лето грудью их не кормила: Фемида кормила их нектаром и амброзией. Гефест принес в подарок ему и Артемиде стрелы. Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной.

Златокудрый Аполлон решил отомстить дракону Пифону за все зло, которое тот причинил его матери.

И вот достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Из своего логовища выполз ужасный Пифон. Меж скал бесчисленными кольцами извивалось громадное тело его, покрытое чешуей. Раскрыл Пифон свою ужасную пасть и уже был готов поглотить златокудрого Аполлона. Но тут раздался звон тетивы серебряного лука, и золотые стрелы дождем посыпались на Пифона. Бездыханный, дракон упал на землю. Аполлон зарыл тело Пифона в землю там, где стоят священные Дельфы , и основал в Дельфах святилище и оракул , чтобы людям в нем прорицать волю отца своего Зевса.

С высокого берега Аполлон увидел далеко в море корабль критских моряков. Бросился он под видом дельфина в синее море, настиг корабль и взлетел из морских волн лучезарной звездой на корму его. Аполлон привел корабль к пристани и повел критских моряков через плодородную долину, играя на золотой кифаре, в Дельфы. Златокудрый бог сделал их первыми жрецами своего святилища.

После убийства Пифона Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови. Он ведь и сам очищает людей, совершивших убийство. По решению Зевса златокудрый бог удалился в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету . Там он пас стада царя и искупал этой службой свой грех. В этот период благоденствие вселилось в дом Адмета; не было ни у кого таких плодов, его стада и кони были лучшими во всей Фессалии. Аполлон помог Адмету получить руку Алкесты – дочери царя Иолка Пелия. Отец Алкесты обещал отдать ее в жены лишь тому, кто будет в силах запрячь в свою колесницу и льва. Тогда наделил Аполлон своего любимца Адмета непоборимой силой, и он исполнил эту задачу Пелия. У царя Адмета Аполлон служил восемь лет и, окончив срок своей искупающей грех службы, вернулся в Дельфы.

Теперь Аполлон весну и лето живет в Дельфах, а осенью на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, уносится в страну гипербореев, не знающую зимы, в страну вечной весны. Всю зиму он живет у гипербореев. А весной вновь возвращается на лебедях своих в Дельфы прорицать людям волю громовержца Зевса.

Лучезарный бог красавец Аполлон не был счастлив в любви. Всё началось с того, как он посмеялся над Эротом , говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку бог любви поразил золотой стрелой сердце Аполлона, а в сердце нимфы Дафны Эрот выпустил другую стрелу (отвращающую любовь).

Опьяненный своей любовью, Аполлон начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к своему отцу – речному богу Ладону . И тот обратил дочь в лавровое деревце. Отныне лавр стал о священным деревом Аполлона, а сплетенный из его листьев венок, навеки украсил голову бога. Спустя время он влюбился в красавицу Кассандру – дочь Приама (царя Трои). Аполлон одарил любимую девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что она подарит ему взамен свою любовь. Кассандра обманула, и Аполлон отомстил ей, сделав так, что люди в её предсказания не верили, считая пророчицу безумной. Во время Троянской войны Кассандра изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но тей так и не поверили. И Троя была захвачена ахейцами.

Аполлон - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он победил на Олимпийских играх Гермеса в беге, а Ареса одолел в кулачном бою.

Об отношениях Аполлона и муз.

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, -- постоянные спутницы Аполлона.

Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа -- муза эпической поэзии, Эвтерпа -- муза лирики, Эрато -- муза любовных песен, Мельпомена -- муза трагедии, Талия -- муза комедии, Терпсихора -- муза танцев, Клио -- муза истории, Урания -- муза астрономии и Полигимния -- муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом -- все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлон а.

Миф об Аполлоне и Дафне по Овидию в пересказе Георга Штоля:

(Овидий. Метаморфозы. I, 452–567)

Первой любовью Аполлона была нимфа Дафна, дочь бога фессалийской реки Пенея. Не случайно полюбил Аполлон красавицу нимфу: мстил ему гневный Эрот. Могучий бог только что умертвил своей стрелой страшного дракона Пифона и, еще гордый своей победой, стал издеваться над Эротом и сказал ему: «Ну к чему тебе, веселый шалун, такое воинственное оружие? Носить лук мне впору: я вот, недавно еще, своими стрелами умертвил чудовище Пифона. Довольствовался бы ты своим светильником и не тягался бы со мною». Уязвленный Эрот отвечал: «Пусть твои стрелы, Феб, властны над всем живым: моя стрела будет властна и над тобой; пусть все живое подлежит твоей власти: слава твоя все же меньше моей». С этими словами взмахнул он крыльями и поднялся высоко над вершиной Парнаса. Там вынул он из своего колчана две стрелы, обладавшие совершенно различными свойствами: одна стрела отгоняла любовь, другая - ее зарождала; одна была тупая, свинцовая, другая - золотая, с блестящим острием. Золотой поразил Эрот Аполлона, свинцовой - Дафну. В тот же миг объят был любовью Аполлон, Дафна же стала избегать его и одиноко, подобно девственной Артемиде, бродила и охотилась по лесам и горам. Много юношей искало руки прекрасной девы, но она отвергала всех искателей; часто просил ее отец вступить в брак и подарить ему внука - она оставалась непреклонной и, ласкаясь к отцу, упрашивала его дозволить ей обречь себя на вечное девство. Отец был не прочь согласиться; но краса нимфы готовила ей иную судьбу.

Увидел ее Аполлон и горячо полюбил ее; нимфа же, увидав бога, понеслась от него, словно гонимая ветром, и не внимала его мольбам. «Постой, дева Пенея! - взывал он и спешил вслед за нею. - Не со злым умыслом преследую я тебя, остановись, о нимфа! Так спасается агнец от волка, голубь от орла - от врагов своих. Меня же преследовать тебя заставляет любовь. Ты оцарапаешь свои ноги о шипы терновника, и я буду считать себя тогда причиной твоих страданий; земля, по которой бежишь ты, не ровна - беги же тише, и я тише буду следовать за тобою. Спроси, кому ты нравишься: ведь я не грубый горный пастух: мне служат Дельфы, и Делос, и Кларос; отец мой - Зевс, я изобретатель лиры и лука, и мир называет меня целителем и спасителем. Только против любви моей не могу я найти никакой целительной травы!» Еще многое хотел сказать Аполлон, но дева ускорила свои шаги, и еще шибче пришлось ему бежать за нею. Быстро неслись они: один - окрыляемый надеждой, другая - гонимая страхом; Аполлон, на крыльях Эрота, неутомимо преследовал Дафну и не давал ей отдохнуть ни на мгновение. Вот уже настигает он ее, нимфа уже чувствует его горячее дыхание; силы ее ослабели, она побледнела, утомленная напряженным бегом. Взглянув на волны Пенея, воскликнула она: «Если твои воды, отец, имеют божественную силу, то помоги мне. Расступись, земля, и поглоти меня или совлеки с меня образ, приносящий оскорбления!»

Только что кончила она свое моление, тяжелое оцепенение оковывает ее члены. Нежная кора облекает ее молодую грудь, волосы ее превращаются в зеленую листву, руки же - в ветви; корнями врастают в землю ее, еще недавно быстрые, ноги. Но и в этом виде остается она красавицей, и в этом образе все еще любит ее Феб. Обняв рукой ствол, он чувствует, как под корой еще трепещет ее грудь. Нежно охватывает он руками дерево и покрывает его поцелуями. Но и превратясь в дерево, она уклоняется от его поцелуев. «Ты не могла быть моей супругой, так будь, по крайней мере, моим деревом. Отныне ты, драгоценный лавр, будешь обвивать мою голову, лиру и колчан; и как с моей головы постоянно ниспадают вьющиеся кудри, так и твоя вершина пусть будет украшена вечно юной зеленью». Так говорил Аполлон. В ответ на эти речи лавр взмахнул своими свежими ветвями и задвигал вершиной, словно кивая головой.

Гиацинт

(Овидий. Метаморфозы. X, 16- 219)

в пересказе Георга Штоля

Никого так не любил бог Аполлон, как прекрасного отрока Гиацинта, сына лаконского царя Амиклы. Часто, покинув дельфийское жилище, приходил он в долину Эврота, забавлялся охотой и играми с юным своим любимцем. Однажды в жаркий полуденный час оба они сняли с себя одежды, члены свои умастили маслом и стали играть в диск. Мощной рукой первым взял тяжелый медный диск Аполлон и бросил его вверх так высоко, что он потерялся из виду.

Но вот диск падает обратно на землю. Отрок спешит к нему, желая поскорее выказать свое искусство в метании, и в это время упавший на землю диск отскакивает и попадает Гиацинту в лицо.

Пораженный насмерть, побледнел отрок.

Объятый ужасом, бледный, спешит к нему бог и поднимает упавшего отрока. Согревает он его, и оттирает потоком льющуюся из раны кровь, и целебные травы прикладывает к ране: все напрасно! Как фиалка, как лилия, сорванная в саду, опускает свои нежные листья и приникает к земле увядающей головкой, так, умирая, наклонил голову к земле прекрасный отрок, и отлетел дух его.

Объятый глубокою скорбью стоит Аполлон перед бездыханным своим любимцем и жалеет, что не может умереть вместе с ним; но чтобы не безвозвратно погиб Гиацинт, чтобы не навсегда разлучиться с ним, из павшей на землю крови его Аполлон вызвал к жизни лилейно-белый, с кроваво-красными пятнами цветок гиацинт. На лепестках его как бы начертаны те слова, что так часто, исполненный грусти, повторял Аполлон. Каждую весну в память об отроке с новым блеском расцветает цветок гиацинт, а в жаркую летнюю пору в честь бога Аполлона и отрока в Спарте и Амиклах совершается великое празднество: начинается оно сетованиями о рано погибшем отроке и заключается ликованиями о его возрождении.

Цитата сообщения Мифы и Легенды * Аполлон

Аполлон

Аполлон (Антонио Канова)

Википедия

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель (за что его называли (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).
В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. àπελάω «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета). По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

Рождение и детство

Рождение Аполлона и Дианы (Marcantonio Franceschini (1648-1729)

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Латона и ее дети Аполлон и Диана (William Henry Rinehart (1825-1874)

Родился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.

Аполлон, убивающий Пифона * Аполлон, побеждающий Пифона

Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Основные мифы

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.
Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона)

Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду (Фредерик Лейтон)

и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

...и трижды сражал девяти браноносцев.
Но когда он, как демон, в четвертый раз устремился,
Тут, о Патрокл, бытия твоего наступила кончина:
Против тебя Аполлон по побоищу шествовал быстро,
Страшен грозой. Не познал он бога, идущего в сонмах:
Мраком великим одеянный, шествовал встречу бессмертный.
Стал позади и ударил в хребет и широкие плечи
Мощной рукой,- и стемнев, закружилися очи Патрокла.
Шлем с головы Менетидовой сбил Аполлон дальновержец...

Гомер Илиада (XVI, 784-793)


....До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.
Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:
- Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

Аполлон и Диана убиают детей Ниобы (Jacques-Louis David (1748-1825)

Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой губитель детей Ниобы.

Состязание между Аполлоном и Марсием (Hendrick de Clerck (1560-1570-1630)

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом.

Кассандра

Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров.

Аполлон и (Charles Meynier)

Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и .
Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.
На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.
Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва.

Культ

В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Дельфах (Дельфийский Оракул)

Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания.

Пифия (Джон Кольер
(John Maler Collier (1850-1934)

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Апполон и девять Муз на горе Геликон
(Attributed to Jan van Balen (1611-1654)

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Аполлон Кифаред

Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.
Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Многие Аполлоны

Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо:

* Сын Гефеста, хранитель Афин.
* Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
* Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
* В Аркадии, его называют Номион.

По Клименту, их шесть:

1. сын Гефеста и Афины,
2. сын Корибанта на Крите,
3. сын Зевса,
4. аркадский, сын Силена, он Номий,
5. Аполлон Ливийский, сын Аммона,
6. по Дидиму, ещё сын Магнета.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем.
Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна. Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора).
Аполлон почитался в Тире.
Его называли «четвероруким» и «четвероухим».

В искусстве и науке

Афина Паллада посещает Аполлона на Парнасе (Arnold Houbraken (1660-1719)

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

Аполлон, убивающий ящерицу
(Apollo Saurocton, Лувр)

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом.
Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».
В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса
Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа Аполлон и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества.

Возлюбленные Аполлона

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут.

(Jakob Auer)

Его отвергли , превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением
(Александр Иванов (1806-1858)

Его любимцами были юноши Гиацинт и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

Юноши

* Адмет (сын Ферета).
* Аканф (версия). См. Список персонажей древнегреческой мифологии, чья родина неизвестна.
* Алкафой (царь Мегар).
* Амикл (сын Лакедемона).
* Атимний.
* Бранх.
* Гиакинф (сын Амикла).
* Гилл из Карии. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Гименей (сын Магнета).
* Закинф. См. Мифы островов Ионического моря.
* Иапиг (сын Иасия).
* Иапис. Некий герой, возлюбленный Аполлона. Возможно, ошибка в рукописи вместо Иапига.
* Ипполит (сын Ропала). См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Карней.
* Кинир.
* Кипарис.
* Кларос.
* Орфей.
* Пар. Некий возлюбленный Аполлона Возможно, ошибка в рукописи, мог иметься в виду Парис.
* Потнией. Некий герой, возлюбленный Аполлона.
* Потуй. Некий возлюбленный Аполлона. См. Потнией.
* Проб. Некий возлюбленный Аполлона.
* Скефр (сын Тегеата). См. Мифы Аркадии.
* Форбант (сын Триопа).

Противоречия в мифологии наглядно проявляются в том, что персонажи в одних версиях называются сыновьями Аполлона, в других — его возлюбленными.

Женщины

* Амфисса. Возлюбленная.
* Герофила сивилла (кимская сивилла). Называет себя женой Аполлона.
* Гипсипила. Возлюбленная.
* Некая Зевксиппа именуется возлюбленной Аполлона.
* Исса (дочь Макарея).
* Клития. Обычно именуется возлюбленной Гелиоса, отождествляемого с Аполлоном .
* Ниса (дочь Адмета).
* Окироя.
* Профоя. Некая возлюбленная Аполлона.
* Некая Стеропа именуется возлюбленной Аполлона.
* Халкиопа (дочь Комета).
и многие другие. См. также ниже Потомство Аполлона.

Его отвергли:
богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Дафна, Кассандра, Касталия, юноша Левкат, Синопа (версия).

Зооморфизм присущ Аполлону заметно меньше, чем Зевсу. В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.

Потомство Аполлона

* Агамед и Трофоний. От Эпикасты (версия).
* Агрей. От Евбеи (дочери Макарея).
* Агрей, Аутух, Номий. От Кирены.
* Акрефий.
* Амфиарай. От Гипермнестры (версия).
* Амфисс. От Дриопы.
* Амфифемид-Гарамант. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Аний. От Рео.
* Апий.
* Араб. От Вавилоны.
* Аристей. От Кирены.
* Асклепий. От Корониды или Арсинои.
* Бранх. (версия)
* Гектор. (версия)
* Гилаира и её сестра. (версия)
* Гименей. От Каллиопы (версия).
* Гриней. (версия)
* Дафнис. (версия)
* Дельф. От Келено, либо Фии, либо Мелены.
* Дий (отец Мелиты).
* Дор, Лаодок и Полипет. От Фтии.
* Дриоп. От Дии (дочери Ликаона)
* Евмолп. От Астикомы (версия).
* Евридика (жена Орфея). (версия)
* Зевксипп. От Гиллиды.
* Иалем. От Каллиопы.
* Иам. От Евадны (дочери Посейдона).
* Идмон. От Кирены, Антианиры или Астерии.
* Ион. От Креусы.
* Исмений и Тенер. От Мелии.
* Кентавр. От Стилбы (версия).
* Кеос. От Мелии.
* Кидон, Наксос, Оакс. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Кикн. От Фирии или Гириеи.
* Кикон. От Родопы.
* Кинир. От Пафы.
* Кирка. От Эфеи (версия).
* Кларос. От Креусы.
* Корон. От Хрисорои/Хрисорты.
* Лапиф. От Стилбы.
* Ликомед. От Парфенопы.
* Ликор. От Корикии.
* Лин. От Псамафы, либо Алкионы, либо Урании, либо Эфусы.
* Мараф.
* Мегарей. (версия)
* Меланей. От Пронои.
* Милет. От Ареи или Акакаллиды (дочери Миноса), или Дионы.
* Мопс. От Манто (версия).
* Оилей. От Уреи (версия).
* Онкий.
* Орфей. От Каллиопы (версия).
* Пан. От Пенелопы (версия).
* Парфенос. От Хрисофемиды.
* Патар. От Ликии.
* Пис, царь кельтов.
* Пифаей.
* Сир. От Синопы.
* Тельмисс. От дочери Антенора.
* Тенн. От Проклии (версия).
* Троил. (версия)
* Фагр. От Офреиды.
* Фемоноя. Из Дельф.
* Фестор. От Аглаи (версия).
* Филакид и Филандр. От нимфы Акакаллиды.
* Филаммон. От Филономы или Левконои.
* Херон. От Феро или Арны.
* Хрис. От Хрисеиды, по её лживому заявлению.
* Элевфер. От Эфусы.
* Эней (из Фракии). От Стилбы.
* Эпидавр. (версия)
* Эриманф.
* Эриопида. От Арсинои.
* Янус. От Креусы (версия).

А также:


* Гомер. От Каллиопы.
* Пифагор. От Пифаиды.
* Еврипид. От Клеобулы.
* Платон. От Периктионы.
* Селевк I. От Лаодики.
* Октавиан Август. От Атии. По слухам и Асклепиаду из Менды, Атия родила Октавиана Августа от Аполлона в виде дракона.

* Старшие Музы (Кефисо, Аполлонида и Борисфенида).
* Корибанты. От музы Талии или от Коры, либо 9 кирбантов от Ретии.
* Куреты. От данаиды Крессы.

Убитые Аполлоном

Аполлон и Марсий (Giovanni Francesco Romanelli (1610-1662)

Аполлон. Наказание Ниобы
(James Pradier (1790-1852)2

* Сыновья Амфиона и Ниобы (репродукцию см. выше )
* Алоады (версия).
* Амфилох (сын Алкмеона).
* Амфион.
* Аристодем. (версия)
* Ахилл (репродукцию см. выше ).
* Гигант.
* дракон Дельфиний (он же Пифон).
* Еврит (сын Меланея). (версия)
* Исхий.
* Каанф (сын Океана).
* Киклопы.
* Коронида. (версия)
* Крагалей. Превращен в камень.
* Лин. (версия)
* Марсий. С него содрана кожа.
* Мелеагр. (версия)
* Пифон (репродукции см. выше ).
* Порфирион (гигант). (версия)
* Раг (сын Пиера). Превращен в сорную траву.
* Рексенор (сын Навсифоя).
* Тельхины. В образе волка.
* Титий.
* Флегий.
* Форбант, вождь флегиев. Побежден Аполлоном в кулачном бою.
* Фронтис (сын Онетора). Кормчий Менелая.
* Эфиальт (гигант).

Эпитеты Аполлона

Аполлон-Кифаред

* Абей (Ἀβαῖος). По названию города Абы, известного храмом и оракулом Аполлона. en:Abaeus
* Агийей (Ἀγυιεύς, «уличный»). Эпитет Аполлона—покровителя улиц, его алтарь в Фивах.
* Актий (Ἄκτιος, «прибрежный»). Эпитет Аполлона. В Актии святилище акарнанов. В святилище Аполлона Актийского жертвоприношения начинаются с заклания быка в жертву мухам.
* Алей (Ἀλαῖος, «скитальческий»). Эпитет Аполлона.
* Атимний. Эпитет Аполлона.
* Афетей.
* Белен.
* Боэдромий (Βοηδρόμιος, «бегущий на помощь»). Эпитет Аполлона.
* Вакхий. Также эпитет Аполлона.
* Гебдомагет. (Ἑβδομαγέτης, «седмичник»). Эпитет Аполлона в Афинах.
* Гекат. Имя Аполлона у Гомера. Гекатоннесами называются островки между Азией и Лесбосом.
* Гекатебол. «Метатель стрел». Имя Аполлона у Гомера и Пиндара.
* Гекаэрг. Эпитет Аполлона у Гомера.
* Генетор. Эпитет Аполлона на Делосе.
* Гергифий. Эпитет Аполлона, по городу в Троаде.
* Гилат (Ὑλάτης, «лесной»). Эпитет Аполлона на Кипре. Его святилище в Курионе. en:Hylates
* Гипаей. («Коршун»). Эпитет Аполлона, ибо послал коршунов для спасения одного пастуха.
* Гиперборейский.
* Гортинский.
* Гриней. (Гринийский.) Эпитет Аполлона. Оракул в Гринии (Эолия, Малая Азия). Гринийскую рощу воспел поэт Корнелий Галл. В Гринейской роще спорили Калхант и Мопс.
* Делий (Δήλιος, «делосский»). Эпитет Аполлона.
* Дельфиний (Δελφίνιος). Эпитет Аполлона, связанный с Дельфами и убитым им змеем, либо с превращением в дельфина.
* Дидимей. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Дионисодот. Эпитет Аполлона в деме флийцев. Ибо Аполлон собирает Диониса воедино и восстанавливает.
* Дримант. «Дубовый». Эпитет Аполлона в Милете.
* Дромий. «Бегун». Эпитет Аполлона, ему поклонялись критяне и македоняне.
* Евриал. По Гесихию, эпитет Аполлона.
* Зеринфийский. Эпитет Аполлона, его храм в устье Гебра близ храма Гекаты.
* Иатр. Также эпитет Аполлона.
* Ией. (Иэй.) Имя Аполлона.
* Исмений. Эпитет Аполлона. Статуя в Фивах из кедрового дерева работы Канаха.
* Карнейский.
* Кет. (Койт.) Эпитет Аполлона.
* Киллейский. Эпитет Аполлона.
* Кинеей. «Собачий». Эпитет Аполлона, потому что утащен собаками после рождения, но возвращен Лето.
* Кинфий. Эпитет Аполлона.
* Кипей. Эпитет Аполлона.
* Кифаред. Имя Аполлона.
* Кларосский.
* Левкадийский.
* Лесхинорий. Эпитет Аполлона.
* Ликейский. Эпитет Аполлона, связан с волками. Отсюда происходит название школы Аристотеля — Лицей
* Ликийский. См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Ликорейский. Эпитет Аполлона. Город у Парнаса также называют Ликурия.
* Локсий. Эпитет Аполлона. Неоднократно у Эсхила. По истолкованию Энопида, из-за наклонности движения Солнца.
* Малеат. Эпитет Аполлона.
* Маллоей. (Малоей.) Эпитет Аполлона, по священному месту на Лесбосе. Также эпитет в Киликии.
* Маниэй. («Рассветный»). Эпитет Аполлона. Его имя дают аргонавты острову
* Молосс. Эпитет Аполлона.
* Музагет. (Мусагет.) Эпитет Аполлона.
* Напайский. Эпитет Аполлона, по городу на Лесбосе.
* Номион. Эпитет Аполлона в Аркадии, аркадяне получили от него законы.
* Онкей. Эпитет Аполлона. Около священных дерев Аполлона Анкея Гея родила Ариона.
* Орхией. Эпитет Аполлона.
* Пагасейский. Эпитет Аполлона.
* Парнопий. «Изгоняющий саранчу». Эпитет Аполлона. У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион.
* Паррасийский. Эпитет Аполлона, святилище у горы Ликея в Аркадии.
* Пеан. (Иэ пеан.) Имя Аполлона. Имя Асклепия. Имя Гелиоса.
* Пеон. Имя Аполлона.
* Пиктес. («Кулачный боец»). Эпитет Аполлона у дельфийцев.
* Птой. Эпитет Аполлона.
* Сарпедонский.
* Ситалк. «Дарующий хлеб». Эпитет Аполлона в Дельфах.
* Скиаст. Эпитет Аполлона.
* Сминфей (Σμινθεύς, «мышиный»). Эпитет Аполлона. Его святилище в Тенедосе и Хрисе. Ибо мыши перегрызли тетивы у вражеских луков. Микен. si-mi-te-u «мышь» и имя божества.
* Тильфосский. Эпитет Аполлона.
* Трагийский. Эпитет Аполлона, по городу на Наксосе.
* Улий. «гибельный». Эпитет Аполлона у милетцев и делосцев. Согласно Ферекиду, Тесей на Крите принес обет Аполлону Улию и Артемиде Улии за свое спасение и возвращение.
* Фанет. Эпитет Аполлона.
* Феарий.
* Феб. Эпитет Аполлона.
* Феорий. (Теорий.) Эпитет Аполлона.
* Фимбрей. Эпитет Аполлона. Святилище Аполлона Фимбрейского у ворот Трои.
* Фермий. Эпитет Аполлона в Олимпии. На элейском наречии то же, что Фесмий.
* Филесий. Храм Аполлона. Назван от поцелуя Бранха или состязания мальчиков. В Дидимах статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего кон.6 в. до н. э..
* Филлийский. Эпитет Аполлона. Святилище в Филле (Фессалиотида). Эпитет из-за любви Аполлона к Бранху.
* Фирей (Тирей; Θυραῖος, «дверной»). Эпитет Аполлона как стража дверей.
* Форей. (Торей.) Эпитет Аполлона.
* Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова. См. Феро.
* Хрисаор. Эпитет Аполлона у Гомера и Пиндара. В Тарсе есть священный меч Аполлона.
* Эглет. См. Мифы островов Эгейского моря.
* Экбасий. Эпитет Аполлона. Алтарь ему аргонавты возвели у Кизика.
* Эмбасий. («Береголюбец») Эпитет Аполлона, алтарь ему сооружают аргонавты.
* Эпикурий. («Помощник»). Эпитет Аполлона.
* Эпопсий. Эпитет Аполлона.
* Эрифибий. Эпитет Аполлона у родосцев. От медвяной росы (эрифибе).
* Эрифий. Эпитет Аполлона, в его храме на Кипре Афродита получила совет броситься с Левкадской скалы.

Также Аполлона отождествляют с Беленом, Гойтосиром, Гором, ликийцем Натри, италийским Сораном, в Этрурии Аплу.

Окружение Аполлона

* Алетея (en:Aletheia (mythology)). Кормилица Аполлона.
* Гекаэрг. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Главка. Родила от Опида дочь Опиду.
* Кориталея. Кормилица Аполлона.
* Опид. Его жена Главка, дочь Опида. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Фармак. По историку Истру, за похищение чаш в святилище Аполлона убит Ахиллом и его товарищами.