Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Для чего нужны религиозные нормы. §5

Для чего нужны религиозные нормы. §5

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах - Библии, Коране и др. - либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

    определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

    определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

    регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

    закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считатьрелигиозными правовыми системами. К таковым можно отнестииндусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, имусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространеноканоническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

    создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

    распространяются на членов данного сообщества;

    обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

    закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

    условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;

    порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;

    компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;

    источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

    не обладают общеобязательностью права;

    не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Многие люди верят в нечто великое и разумное, что управляет Вселенной. В разное время и в разных религиях эта высшая сила называется по-разному, однако это не меняет смысла. В христианской религии человек должен соблюдать заповеди, и тогда он может надеяться на то, что попадет в рай. В традиции мусульманства верующий должен жить правомерно, и тогда после смерти он также должен попасть к Аллаху. Что касается буддизма, то в этой религии людям необходимо постигать законы кармы, делать добро. В таком случае через множество перерождений, когда будут отданы все «долги», человек попадает в Нирвану.

Цель религий - улучшение человека

Можно привести немало примеров религиозных норм. В каждой из религий имеются свои пути, которые позволяют достичь просветления, блага в загробной жизни. С помощью этих путей человек имеет возможность прожить благочестивую жизнь, получить заступничество высших сил. Во всех священных книгах, по сути, людям предлагается одно и то же послание - «человек должен становиться лучше». Если же он будет вести себя «плохо», то будет наказан высшими силами, подобно тому, как наказываются малые дети.

Молитва в православии

Одна из основных религиозных норм, присущая, по крайней мере, двум из мировых религий, - это молитва. В мусульманстве верующий совершает намаз. В христианской традиции также обязательно обращение к богу. Молитва, по мнению многих верующих, является бесценным даром небес для человека, позволяющим обуздать беспокойный ум. Она позволяет установить тесную связь между грешными людьми и высшими силами.

При этом в православии верующий человек, которых хотел бы правильно соблюдать эту религиозную норму, должен молиться правильно. Верующий должен молиться дома, а также в храме. Святые отцы учат, что если человек не будет совершать молитвы в повседневной жизни, он не станет ходить и в храм; с другой стороны, тот, кто в стенах церкви читает священные тексты рассеянно, не сможет правильно возносить прошения высшим силам и дома. Именно поэтому выполнение данного примера религиозной нормы по канонам православия должно проводиться и дома, и в стенах храма.

Намаз

Обязательны моления и в мусульманстве. В данной традиции молитва называется намазом, и включает в себя строго определенные телодвижения, сопровождаемые чтением небольших молитвенных формул, а также сур из Корана. Намаз является одним из ярких примеров религиозной нормы. Мусульманин должен исполнять ее пятикратно в течение дня. При этом перед намазом необходимо выполнить ряд обязательных действий - омыть руки и ноги, очистить молитвенное место, привести мысли в порядок. Все молитвы должны исполняться только на арабском языке. Пятикратная молитва чтится всеми правоверными мусульманами как завет, данный человеку самим Аллахом.

Медитация в буддизме

Медитацию также можно назвать примером религиозной нормы в данной традиции. Ведь для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума, в котором и кроется первопричина страданий человека. Победив ум, буддист может прийти к просветлению, а если ему этого сделать не удастся, то он упадет в пропасть бесконечных желаний и тяжкого страдания. Работа над собой в буддийской традиции осуществляется при помощи регулярных, длительных медитаций.

Другие религиозные нормы буддизма

В буддизме есть немало правил. Считается, что, соблюдая их, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Основными нормами буддизма для мирян являются следующие: вести простую и скромную жизнь, сохранять супружескую верность, не врать, не убивать, а также воздерживаться от употребления наркотиков. Большинство из перечисленных норм можно встретить и в других религиозных традициях.

Необходимость трудиться

Буддизм призывает человека к активным практическим действиям. Считается, что если человек не желает трудиться, несмотря на силы и молодость, у него нет никаких шансов стать просветленным. Деятельность человека должна быть гармоничной, не вступать в противоречие с внешним миром. Кроме того, в буддизме существует понятие «счастье богатства». Это ощущение приходит к человеку в том случае, когда он смог ценой тяжелого и длительного труда добыть свое сокровище. Тогда его богатство приносит ему радость.

Труд является также и примером религиозной социальной нормы в православии. Трудолюбие является добродетелью в данной традиции. Считается, что в сочетании с молитвой и постом работа способна освободить верующего от скверны. Благословение на труд было дано богом еще во времена Ветхого Завета, когда Адаму было заповедано «хранить и возделывать сад».

Примером религиозной нормы является труд и в мусульманстве. Труд для любого верующего является ежедневной обязанностью, задачей, поставленной на каждый день. Работа представляет собой не только обязанность всех пророков и божьих посланников; это еще и обязательное условие поклонения высшим силам. Человек обязательно должен трудиться, ведь если он не потратит свои силы на благое дело, то обязательно израсходует свою энергию на нечто скверное.

Воздержание в пище у мусульман

Пост является одним из важнейших примеров религиозной нормы из жизни мусульман. Тот, кто хочет исполнить данное действие, должен придерживаться ряда правил. Во-первых, не принимается пост у того, кто не принадлежит к мусульманской религиозной традиции. Во-вторых, желающий поститься должен быть в здравом уме. Также он должен достичь половой зрелости. Поститься может только тот, кто физически может это сделать. К примеру, освобождается от обязанности поститься пожилой или больной человек, беременная женщина. При условии соблюдения этих условий пост для человека является необходимым. Одним из важнейших постов для мусульман является священный месяц Рамадан. Каждый мусульманин должен держать пост в это время. Необходимо воздерживаться от питья, еды, курения от рассвета и до заката.

Православный пост

В ответ на вопрос «Приведите примеры религиозных норм» можно рассказать и о важности поста в жизни православного верующего. Воздержание в православной церкви бывает однодневным и многодневным. К первой категории относится пост по средам и пятницам. К многодневным постам в первую очередь относят Великий пост. При этом физический пост должен соединяться с духовным. Верующий человек обязан воздерживаться от пустых разговоров, ненужных зрелищ, от всего, что может возбудить его чувственность и рассеять разум.

Соотношение религии и права

Религиозно-правовые нормы - это исторически сложившаяся форма правовых норм, источником которых является воля высшего создания (божества), которая выражается в священных текстах. Вся совокупность религиозно-правовых норм, базирующаяся на религиозном праве, носит название религиозно-правовой семьи. Есть немало примеров, как соотносятся религиозные и правовые нормы. Как правило, соблюдение первой категории предписаний не является принудительным. Человек исполняет законы своей религии по желанию. Однако в некоторых случаях правила, относящиеся к обеим категориям, совпадают, и являются обязательными для исполнения. Примером религиозной нормы права может быть запрещение воровства или убийства. Как светское право, так и религиозное, предусматривает наказание за эти деяния. Есть также и государства, где законы религии совпадают с законами государства. К примеру, это Саудовская Аравия, некоторые мусульманские страны.

Ношение головного убора в православии

Тем школьникам или студентам, которым нужно назвать 3 примера религиозных норм, необходимо выбрать для себя любые предписания из той или иной конфессии. Например, практически в каждой религии одной из важнейших норм является запрет на убийство, воровство. Также ярким примером подобной нормы является обязательность ношения головного убора в храме для православных женщин и ношение хиджаба для мусульманок.

Согласно православной традиции, женщины должны носить платок в знак для ангелов. Также головной убор символизирует покровительство мужчины над женщиной. Когда-то ношение платка было принято только для замужних женщин. В православной семье женщина - это образ церкви, а мужчина - это образ Христа. Смысл ношения платка заключается в том, чтобы показать духовную красоту женщины. Покрытая платком голова является символом скромности, готовности соблюдать религиозную норму.

Хиджаб

В мусульманской традиции хиджаб символизирует чистоту и достоинство женщины. В действительности, данный вид одежды зародился еще до возникновения исламской религии. Девушки и женщины в Месопотамии носили платок, чтобы подчеркнуть свои социальный статус. Так богатые и уважаемые дамы отличались от тех, кто принадлежал к среднему классу. Сейчас большая часть мусульманок начинает одеваться в хиджаб по достижении половой зрелости. Данный тип одежды символизирует приверженность мусульманской традиции, определяет статус женщины в общении, свидетельствует о почтении своей веры. Считается, что хиджаб позволяет сберечь скромность не только девушкам, но и мусульманским мужчинам, охраняя их от ненужных взглядов на женщин. Таким образом, хиджаб позволяет видеть внутреннюю красоту мусульманки, а не внешность.

Головной убор в иудаизме

Иудаизм не относится к самым крупным мировым религиям, однако в нем можно также найти немало примеров религиозных норм. Например, ношение головного убора под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Головной убор символизирует послушание высшим силам и смирение. Постепенно ношение кипы стало признаком еврея -точно также, как и празднование шаббата или ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды).

Кипу носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, который еще пока не должен исполнять заповеди торы. Ответственность за это целиком и полностью лежит на его родителях. Женщина в иудаизме также должна носить головной убор, однако по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Если же они не закрывают их, то это расценивается как нарушение скромности.

Другое название кипы - ермолка. Ношение данного головного убора в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Если в христианской традиции мужчина не должен покрывать голову, то в иудейской - наоборот. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливаются различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеют обязательное значение для исповедующих определенную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также церковные службы. 1

Схематично виды норм, а также место религиозных норм в этой системе можно изобразить так: 2

Социальные нормы

Технические нормы

Религиозные нормы

Однако, другие источники, а именно Лебедев В.А. предлагает такую классификацию социальных норм:

Социальные нормы

По сферам действия

экономические

Нормы обычаев, традиций и ритуалов: складываются в процессах исторического развития, в определенной общественной сфере; в результате многократно повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаясь общественным мнением

Нормы общественных организаций: устанавливаются самими общ. организациями; закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общ. воздействия

Виды социальных норм

Нормы морали: складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми.

Нормы религии: исходят из представлений людей о «о боге» как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития

Нормы права: устанавливаются и охраняются от нарушения государством.

Признаки религиозных норм:

1. Это разновидность социальных норм. Т.е. социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

Б) Общественные отношения, то есть отношения между людьми и коллективами;

В) Поведение людей. Таким образом, религиозные нормы формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Религиозные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении религиозных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных религиозных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность.Она проявляется в неоднократности действия религиозных норм: религиозная норма вступает в действия всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования.

4. Обязательность. Религиозные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

5. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

6. Системностьприсуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами религиозных норм.

7. Устанавливаются различными вероисповеданиями. Т.е. представляют собой результат деятельности не какой-либо одной конфессии.

8. Определяют порядок проведения церковных обрядов, ритуалов и т.п., т.е. содержат внутренний распорядок религиозной общины.

9. Живут в общественном сознании (а именно – в общественной психологии).

10. Имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия.

Таким образом, можно добавить, что в обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.

В некоторых исламских странах и сегодня Коран и Сунна – основа регулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).

В Республике Беларусь нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с правом в ряде общественных отношений. Конституция Республики Беларусь (ст. 31), Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» создают правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Беларуси на 1 января 2001 г. было зарегистрировано 26 религиозных организаций. Из них 80% верующих считают себя православными. В Республике Беларусь Рождество Христово объявлено государственным праздником: у католиков – 25 декабря, у православных – 7 января, поскольку они составляют большинство верующих в республике.

Право в цивилизованном мире относится отрицательно к псевдорелигиозным организациям, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и превращающим человека в слепого исполнителя воли «мастера», «учителя» и стоящих за ними псевдопроповедников веры в Бога.

Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии. Например, предписания Корана – на исповедующих ислам, и т. д. Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет – Бога, а правовые нормы – это нормы, установленные и гарантированные государством.

Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. Они на основании нормативных актов могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.

Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами, и другие, однако юридического значения они не имеют.

По данным «Всемирной христианской энциклопедии», христианство остается в мире самой распространенной религией. За период с 1900 по 2000 г. число христиан в глобальном масштабе увеличилось с 555 млн (32,2% тогдашнего населения) до 1,9 млрд человек (31% населения). За этот же период число лиц, исповедующих ислам, увеличилось с 200 млн (12,3%) до 1,2 млрд (19,6%). Из других религий наибольшее распространение имеют индуизм – 811 млн, буддизм – 60 млн, сикхизм – 23 млн и иудаизм – 14 млн.

Устанавливаемые любой религией правила поведения представляют собой особый вид социальных норм -- религиозные нормы, а не компонент нравственности, права или каких-либо иных социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения - это лишь одна из ее составных частей. Кроме того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и других “священных” книг характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у многих из них индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в котором излагается лишь правило поведения, со всей религиозной нормой.

Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, например, заповеди библейского декалога, которые в различных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важнейшая часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в единого бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и иных общественных отношений. Заповеди предписывают совершенно определенные действия или воздержание от осуждаемых религией поступков.

Религиозная норма, как и другие социальные нормы, имеет общий характер, который проявляется в следующем. Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той или иной обстановке, как эталон определенных отношений. Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) или к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т. п.).

Предусматривая конкретные варианты поведения в типичных жизненных ситуациях, религиозные нормы воздействуют на волю и сознание людей, формируют их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие общественные отношения, проявляющиеся, прежде всего в действиях или бездействии их участников. Одна из специфических особенностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие отношения, которые находятся вне сферы воздействия других социальных норм, - отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые необходимо выполнять вопреки требованиям любых иных норм вплоть до прямого запрета следовать последним (например, ограничение нормами Ветхого завета и ислама действия обычая кровной мести). Каждая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует от своих последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения своих предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, несмотря на несоответствие их указаний взглядам, желаниям верующего.

Религиозные нормы отличаются от моральных, правовых и других социальных норм, прежде всего тем, что имеют своей основой религиозные, а не какие-либо иные идеи и представления, неразрывно связаны с верой в сверхъестественное. Например, правила, определяющие порядок совершения магических действий, не могли возникнуть без веры в возможность достижения желаемых человеком результатов при помощи его воздействия на сверхъестественные свойства реально существующих объектов или на сверхъестественные связи между объектами. При отсутствии представлений о возможности воздействовать в том или ином направлении на сверхъестественные свойства, связи и существа утрачивают всякий смысл как любые культовые действия, так и связанные с ними нормы. То же самое можно сказать и о религиозных запретах. Различные пищевые запреты связаны с магическими представлениями или с верой в духов.

Религиозные нормы рассматриваются верующими людьми как повеления сверхъестественных сил или их представителей на земле -- верховных служителей культа. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов считались тотемические предки, духи. Затем в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, наконец, в монотеистических религиях -- бог. В “священных” книгах различных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, например, они именуются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.

Однако связь религиозных норм с религиозными идеями и представлениями не всегда заметна. Не во всех религиозных предписаниях содержится указание на их священное происхождение. В таких случаях о наличии указанной связи свидетельствуют специфические средства обеспечения исполнения религиозных предписаний: угроза сверхъестественной карой и обещание награды от сверхъестественных сил. Исполнение религиозных норм обеспечивается также наказаниями, применяемыми к нарушителю священнослужителями (церковное наказание). С возникновением государства и права к этому добавляется уголовное наказание за так называемые религиозные преступления, а затем и неблагоприятные гражданско-правовые последствия в случаях несоблюдения некоторых религиозных норм.