Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Что является доказательством существования аллаха. Доказательства существования бога

Что является доказательством существования аллаха. Доказательства существования бога

Вопрос:

1) Как объяснить атеисту «где Аллах», что Он неподобен Своим творениям, и мы не можем представить Его? 2) Можно ли дать немусульманину почитать перевод Корана для того, чтобы ознакомиться с его смыслом?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Вам следует помнить, что руководство и наставление на правильный путь (хидая) исходят от одного лишь Аллаха. Тот, кого Аллах одарил пониманием истины, осознает величие и милость Аллаха, и наоборот, кто игнорирует откровение Всевышнего по Своей испорченности и упрямству, останется со своими заблуждениями.

Так что лишь Аллах решает, кого наставить на прямой путь. Аллах говорит в Коране, обращаясь к Своему Пророку (мир ему и благословение):

إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Поистине, ты (о, Пророк) не приведёшь (к Вере) тех, кого ты любишь (и кому желаешь Веры): а Аллах (Сам) приводит (к Вере), кого пожелает. И Он лучше знает тех, кто пойдет (истинным) путём» (28, 56).

Существование Аллаха – это то, каждый человек может осознать. Размышляя над устройством собственного тела, конечностей, органов, думающий человек поймет, что это все никак не могло возникнуть само собой, без божественной помощи. Общеизвестно, что если работа сердца прекращается, нет в мире технологии, которая может заново заставить его работать, кроме воли Аллаха. Если человек теряет зрение или становится парализованным, все врачи в мире могут сделать лишь немногое. Помимо этого только Аллах может восстановить зрение или подвижность человека – врачи говорят при этом «только чудо может вылечить человека сейчас».

Аллах напоминает в Коране:

«И на земле есть знамения для убеждённых, и (также) в (сотворении) вас самих. Разве вы не видите (всё это) (и разве вы не размыслите об этом)?» (51, 21)

Таковы признаки существования и могущества Аллаха, и это только верхушка айсберга. Есть много других творений, которые свидетельствуют о существовании Аллаха.

Ваша обязанность как мусульманина – попытаться объяснить человеку существование и единство Аллаха. Обратитесь к аятам Корана, где рассказывается о создании Вселенной, разных народов и языков, что это не просто совпадение или случайность. Обратитесь к главе «Пчелы», где говорится, как Аллах направляет ее туда, где есть мед, и как образуется молоко у коровы. Все это явные признаки бытия Аллаха, все это не могло возникнуть само собой. Если человек понимает это, то хвала Аллаху. Если отвергает, это его беда.

2) В Коране сказано, что Всевышний уникален и абсолютно не похож ни на одно Свое творение.

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого, подобного Ему. Он Слышащий, Видящий» (42, 11).

3) Нет никакого запрета в том, чтобы дать немусульманину копию перевода Корана, чтобы он мог узнать об Исламе. Однако, в переводе не должно быть арабского текста (подлинника) Корана.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед

В последующих статьях мы попытаемся раскрыть эти вопросы и ответить на них, представим некоторые доказательства, приведем аргументы и доводы, для того чтобы вы, дорогие читатели, терпеливо, тщательно и с беспристрастием рассмотрели их.

Ислам: основы и принципы

(Часть первая)

Существование Аллаха, Его безграничное господство, единство и исключительное право на то, чтобы ему поклонялись

По мере того, как человек взрослеет и набирается разума, он начинает задавать себе множество вопросов: «Откуда я пришёл в этот мир?», «Зачем я пришёл?», «Куда уйду?», «Кто создал меня и этот мир вокруг меня?», «Кто властитель Вселенной и кто ею управляет?» и многие другие.

Человек не в силах самостоятельно узнать ответы на эти вопросы. Новейшие науки не могут постичь ответы на них, потому что эти вопросы относятся к сфере религии. Именно поэтому вокруг них размножились легенды, разного рода домыслы и мифы, вводящие человека в ещё большую тревогу и замешательство. Эти вопросы являются сокровенными и человек сможет найти исчерпывающие ответы на них, только лишь если Аллах наставит его на верную религию, принёсшую окончательное решение всех вопросов. А верная религия – это та единственная религия, которая несёт истину и правдивое решение во всём, так как она одна пришла от Аллаха и была ниспослана как откровение Его пророкам и посланникам. По этой причине человеку необходимо стремиться познать эту истинную религию, изучать её и уверовать в неё, для того чтобы выйти из замешательства, избавиться от трудностей и следовать прямым путем.

И так, начнём познавать. Говоря о религии, необходимо знать к кому ведет эта религия? Кому мы должны поклонятся?

Неверующие поклоняются своим божествам, которые сами были сотворены, подобно дереву, камню или человеку, и именно поэтому иудеи и многобожники, жившие во время ниспослания Последней Мисси к человечеству, попросили Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) рассказать об Аллахе и о том, из чего Он? Потому Аллах – Пречист Он и Велик – ниспослал следующую суру:

«Скажи: «Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему » (Коран, сура112 «Аль-Ихлас»).

Аллах Сам ознакомил с Собой Своих рабов и сказал:

«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров! » (7, «Аль-а’раф»:54).

Он также сказал:

«Аллах вознёс небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознёсся на Трон. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, – быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом. Он – Тот, Кто распростёр землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью »(13, «Ар-ра’д»: 2-3).

«Аллаху известно, что носит каждая самка, насколько сжимается или расширяется каждая утроба. Всякая вещь у Него имеет меру. Он – Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознёсшийся »(13, «Ар-ра’д»: 8-9).

Аллах – превознесено Его имя – также сказал:

«Скажи: «Кто Господь небес и земли?» Скажи: «Аллах». Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Или же равны мраки и свет?» Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Он, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Единственный, Всемогущий » (13, «Ар-ра’д»: 16).

Аллах – Пречист Он – приводит им Свои знамения, служащие явными доказательствами и свидетельством:

«Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь » (41, «Фуссылят»: 37).

А также в другом аяте: «Среди Его знамений – то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на неё воду, она приходит в движение и набухает. Воистину, Тот, Кто оживил её, непременно оживит мертвецов. Он способен на всякую вещь »(41, «Фуссылат»: 39).

А также: «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием. Среди Его знамений – ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости » (30, «Ар-рум»: 22-23).

Всевышний описал Себя прекрасными и совершенными качествами:

«Аллах – нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает » (2, «Аль-бакара»: 255).

А также сказал: «Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, и к Нему предстоит прибытие » (40, «Гафир»: 3).

А также: «Он – Аллах, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи » (59,«Аль-хашр»: 3).

Это есть Мудрый, Могущественный Господь, Который обладает исключительным правом на то, чтобы Ему поклонялись. Он ознакомил с Собой Своих рабов, привёл им Свои знамения, служащие явными доказательствами и свидетельством и описал Себя прекрасными и совершенными качествами. О Его существовании, господстве и истинной божественности свидетельствуют шариаты пророков, здравый рассудок и сама природа человека, с чем были согласны все люди во все времена.

Что же касается доказательств Его существования и господства, то они следующие:

1 — Изумительное сотворение Вселенной и всего, что есть в ней.

Человека окружает огромная Вселенная, которая состоит из небес, звёзд и планет, рек и морей, распростёртой земли, состоящей из лежащих близко друг от друга материков с различающейся между собой разнообразной растительностью, где есть все виды плодов, и где ты обнаружишь по две пары всех животных… И вот эта Вселенная не создала себя сама, у неё, безусловно, должен быть Создатель. И если Вселенная не может сотворить себя сама, то кто же создал её в таком безупречном порядке, довёл её до этого великолепного совершенства и сделал её знамением для наблюдающих, кроме одного лишь Аллаха, Единственного, Всемогущего, кроме Которого нет другого Господа и истинного Божества? Аллах Всевышний сказал:

«Неужели они были сотворены из ничего сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости » (52, «Ат-тур»: 35-36).

Эти два аята содержат в себе три предпосылки:

1 — Разве они созданы из ничего сами по себе?

2 — Они создали сами себя?

3 — Они создали небеса и землю?

Если они не созданы из ничего сами по себе, не создали самих себя и не создали небеса и землю, то становится ясно, что у них нет иного выхода, кроме как признать существование Творца и сотворение небес и земли, и что этим Творцом является Единственный и Всемогущий Аллах.

2 — Врождённое свойство (Фитра) .

Все живые существа сотворены с врождённым чувством признания существования Творца, Который величественней, могущественней и совершенней всего остального. Это чувство крепко и основательно закреплено в человеке, оно более незыблемо, чем математические константы, и не нуждается в доказательствах, разве только для тех, кто потерял свою истинную природу, когда возникли обстоятельства, заставляющие человека отклониться от того, что он признал . Аллах Всевышний сказал:

«Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера …» (30, «Ар-рум», 30).

Абу Хурайра – да будет доволен им Аллах! – передал, что Пророк – да благословит его Аллах и приветствует! – сказал:

«Каждый рождённый рождается с чистым врождённым чувством признания существования истинного Божества (фитрой), а только потом родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником, так же как животное рождает животного целым. Разве вы замечали среди них животных с отрезанным ухом или носом? », а затем сказал: «Прочтите, если желаете: «Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению» .

Пророк – да благословит его Аллах и приветствует! – также сказал:

«Великий и Могучий Аллах повелел мне научить вас тому, чему Он научил меня сегодня, и чего вы не знаете: «Всякое богатство, которым Я наделил Моих рабов, дозволено для них. Я сотворил всех Моих рабов покорными Мне. Но дьяволы пришли к ним, уклонили их от их религии, запретили им то, что Я дозволил им, и велели им поклоняться наряду со Мной ложным божествам, не имея никаких оснований для этого » .

3 — Единогласное мнение всех людей.

Все люди – предшествующие поколения и новое – едины в том мнении, что у этой Вселенной есть Создатель и это – Аллах, Господь миров, что Он Создатель небес и земли, у Которого нет соучастника в созидании, равно как нет Ему сотоварищей во владычестве – Пречист Он!

До нас не дошло какой-либо вести от какой бы то ни было общины людей, живших до нас, о том, чтобы они считали свои божества соучастниками Аллаха в сотворении небес и земли. Наоборот, они все были убеждены, что Аллах – это их Создатель и Создатель их божеств, и нет никакого другого создателя, что один лишь Аллах дарует пропитание, приносит пользу и отводит зло .

Всевышний Аллах, сообщая о признании многобожниками господства Аллаха, сказал:

«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». Так как же они (после этого признания) отмежёвываются от истины! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллах знает о всякой вещи. Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет » (29, «Аль-анкабут»: 61-63).

Он также сказал:

«Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий »» (43, «Аз-зухруф»: 9).

4 — Здравый смысл.

Несомненно то, что здравый смысл подсказывает, что у Вселенной есть великий Создатель. Потому что разум видит Вселенную вновь созданной и то, что она не создана сама по себе. Он подсказывает, что у вновь созданной вещи должен быть создатель.

Человек понимает, что в этой жизни временами его постигают неурядицы и бедствия, и когда он не в силах отвести их, то всем сердцем обращается к небу и просит помощи своего Господа, чтобы Он рассеял его заботы и снял печаль, если даже в другие свои дни отвергает Его и поклоняется своему идолу. Это неопровержимая истина, которую нельзя не признать. Ведь даже если животному причинить боль, оно поднимает свою голову и направляет свой взор на небо. Аллах сообщил о том, что когда человека постигает несчастье, то он спешит к Аллаху, просит Его отвести это несчастье. Аллах Всевышний говорит:

«Когда человека коснётся вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других » (39, «Аз-зумар»: 8).

Аллах, сообщая о положении многобожников, сказал:

«Он – Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасёшь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных! Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то. О люди! Ваши бесчинства обернутся против вас самих. Это – преходящее наслаждение мирской жизнью. Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали » (10, «Йунус»: 22-23).

Он также сказал:

«Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто проявляет умеренность (проявляет покорность или уклоняется от должной благодарности). Но отвергают Наши знамения только неблагодарные изменники » (31, «Лукман»: 32).

Он – Божество, Которое создало Вселенную из ничего, создало человека в прекраснейшем облике и установило в его человеческом нутре чувство необходимости поклонения и подчинения Ему. Разум человека покорился Его безграничному господству и безраздельному праву на то, чтоб Ему поклонялись. Люди всех времён признали Его господство… И безусловно, такое Божество должно быть Единственным в своём господстве и в своём праве на поклонение. Подобно тому, что у Него нет сотоварищей в сотворении, у Него нет сотоварищей и в Его божественности, дающее Ему безраздельное право на то, чтоб ему поклонялись.

По книге Мухаммада Ас-Сухейма «Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта «Почему Ислам?» — .

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

Каждый человек должен быть убежден в том, что Всевышний Аллах существует. Доказательством существования Аллаха является существование Его творений: Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, Земли с ее растительным и животным миром, в том числе наиболее дорогого творения Всевышнего Аллаха - человека. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, автомобиль или самолет свидетельствуют о существовании их конструктора и т.п.

Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения от мельчайших частиц до громадных тел, таких как галактика, свидетельствуют об их Создателе — Всевышнем Аллахе, устроившем такой гармоничный порядок, управляющем ими и охраняющем их. Их появление без Создателя немыслимо.

Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему. Во Вселенной всё сущее, включая мельчайшие частицы и громадные галактики, подчинено воле Аллаха, всё рождается, живёт и погибает согласно Его законам. Следовательно, вся Вселенная покорна Создателю.

Каждая вещь выполняет то, для чего она создана. Например, Луна движется вокруг Земного шара с определённой скоростью и в определённом направлении, отражает солнечный свет, а также выполняет другие функции, которые предписаны ей Аллахом. Дерево растёт, выделяет кислород, поглащает углекислый газ, приносит плоды и т.д. строго по указаниям Всевышнего Аллаха. Человек также должен исполнять все предписания Творца. Другим творениям Аллаха, кроме человека и джиннов, не дано права выбора между добром и злом, поэтому они не ослушиваются ВсевышнегоАллаха. Человеку предписано жить по нормам Ислама.

Вкратце говоря, всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя - Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственностиАллаха. Человек, который, видя все это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.

Всемирно известные учёные, поэты, писатели, политические деятели были верующими. Например, великий немецкий ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Не думаю, что настоящий ученый может не быть в то же время глубоко верующим человеком. Нельзя верить науке, лишенной веры. Религия без науки слепа, наука без религии - хрома ».

Если кто-то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр) и не обретет истинного счастья в обоих мирах.

Да убережет нас Всевышний от неверия!

Создателем этого мира является Аллах Всевышний.

Значение терминов

«المحدث» - создатель - от глагола «أحدث», т.е. тот, кто вывел этот мир из состояния небытия в бытие.

Аллах - сущность (самость), существование которой является абсолютно необходимым само по себе (т.е. Он необходимо сущий); Он не нуждается в создателе.

Краткое толкование

Поскольку выше мы сказали, что мир является созданным, то, естественно, должен существовать создатель, который его создал. Существование этого создателя является необходимым, а не возможным. Из сказанного выше мы можем выделить два основных пункта:

1) у мира есть создатель;

2) существование создателя обязательно, необходимо.

Доказательства существования Аллаха

I. Логические доводы: приведем три довода.

1. Выше было установлено, что этот мир является созданным, а его существование возможным. Возможное существование подразумевает равную степень вероятности бытия и небытия, если взять для примера весы, то речь идет о состоянии, когда обе чаши весов равны и ни одна другую не перевешивает. Но мы видим, что они действительно существуют. Поэтому для возникновения этого мира есть потребность в том, кто нарушит это равновесие бытия и небытия в сторону бытия. Что же касается нарушения равновесия без вмешательства посторонней силы или с помощью самого себя, то первое является невозможным, поскольку равновесие и перевес - это противоположные вещи, их одновременное проявление недопустимо. Что же касается второго, то это предположение является ложным, ведь для нарушения равновесия бытия и небытия должен быть Создатель, который существует до момента создания, в итоге мы вынуждены заявить, что некая вещь существовала до своего появления, что является ложным умозаключением. В итоге мы получаем замкнутый круг, когда одна и та же вещь одновременно является и причиной и следствием.

2. Довод бесконечной цепочки (последовательности).

Все сущее должно иметь начало и конец, бесконечная цепочка не возможна. Ведь если цепочка бытия не имеет конца, то она сама по себе нуждается во внешней причине своего бытия, которая, в свою очередь, является только причиной и не может быть следствием. Эта причина не может быть возможной, поскольку предшествование возможного возможному говорит о предшествовании вещи самой себе, а это недопустимо.



3. Практическое доказательство (доказательство наложения).

Это доказательство указывает нам на то, что у возможных вещей есть начало, до которого они были в небытии.

Возьмем для примера не имеющую начала цепочку возможных созданий, и возьмемся за последнее звено в этой цепочке, которое не является причиной последующего. Затем возьмем такую же цепочку возможных созданий, не имеющую начала, но отличающуюся от первой на одно последнее звено.

После этого давайте вытянем цепочку с недостающим звеном, чтобы сровнять ее с первой. Теперь у нас две вероятности: либо все звенья второй цепочки соответствуют звеньям первой, либо не соответствуют им. Если они соответствуют, то короткая цепочка должна быть равна длинной, ведь они обе не имеют начала. Однако равенство длинной и короткой цепочек является абсурдом, следовательно у цепочек должно быть начало, которое позволит нам обнаружить недостающее звено.

Если же звенья второй цепочки не соответствуют звеньям первой, то первая должна содержать звено, которого нет во второй, следовательно, вторая должна прерваться раньше первой и иметь начало. Завершение второй указывает на то, что и первая тоже имеет завершение (начало). Ведь мы установили, что первая длиннее второй на одно звено, и поскольку вторая не является безначальной, то и первая длиннее ее на одно звено, а, следовательно, не является безначальной. Следовательно, цепочка возможных созданий возводится к создателю, который не является возможным, в противном случае мы получаем либо бесконечную цепочку, либо цепочку, замкнутую в окружность, но они обе являются абсурдными.



Приведем еще одно рациональное доказательство. Существование этой вселенной подчиняется строгому порядку, все аспекты бытия очень мудро уравновешены. Если бы причиной возникновения вселенной была лишь случайность или естественное происхождение (без создателя), то подобный порядок и равновесие были бы невозможны. Заявление о случайном возникновении вселенной и случайном возникновении жизни подобно заявлению о том, что автомобили, корабли и другие виды транспорта движутся без водителей, капитанов, т.е. без чьего-либо управления. Но поскольку у всех эти видов транспорта есть тот, кто ими управляет, то и у этой вселенной должен быть тот, кто задает всему верное и уравновешенное движение.

II. Доводы на основе священных текстов

В Коране много аятов, сообщающих о существовании Аллаха. Например, в одном из аятов сказано: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом» (3:190); в другом аяте сказано: «Если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - то они, несомненно, ответят: "Аллах"» (31:25).

Когда Джибрил (а.с.) спросил у Пророка (с.а.с.): «Что есть вера?», - Пророк (с.а.с.) ответил: «Вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, во встречу с Ним, в Его посланников, вера в Судный день, вера во все предопределение» (приводится у Муслима).

В риваяте от Анаса (р.А.а.) сказано: «Однажды к Пророку (с.а.с.) пришел один бедуин и сказал: «О Мухаммад, к нам пришел твой посол и заявил, что ты провозглашаешь себя посланником Аллаха». Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто создал небеса?», - бедуин ответил: «Аллах», Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто создал землю?», бедуин ответил: «Аллах», Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто установил эти горы и разместил на них то, что разместил?», - бедуин ответил: "Аллах"» (приводится у Муслима).

Мнение натурфилософов и экзистенциалистов (эволюционистов)

Натурфилософы (эволюционисты) склонны признавать только то, что можно познать органами чувств, поэтому они заявляют, что у вселенной нет создателя и все создано природой.

В ответ им мы можем привести следующие доводы.

1. Чтобы создать все сущее, природа должна обладать следующими атрибутами:

1) могущество; если бы природа не обладала могуществом, то она не могла бы создать создания, обладающие огромной мощью;

2) знание; поскольку невежественное не может создать то, что обладает знанием;

3) жизнь; поскольку мертвое не может быть создателем живого; и другими качествами, необходимыми для создания. Если эволюционисты согласятся, что природа обладает всеми этими атрибутами, то мы смело заявим: «Это божество, которое мы называем Аллахом».

2. Признание только наблюдаемой и ощущаемой материи является неверным подходом, поскольку в этом случае следует отрицать наличие земного притяжения, наличие электрического тока в проводе, наличие невидимых глазу и через микроскоп бактерий, наличие разума у людей. Как видим, все перечисленное не поддается познанию посредством органов ощущения, мы способны ощущать только плоды деятельности этих сил и понятий. Но поскольку мы верим в существование всего вышеперечисленного, то мы также должны верить в существование Аллаха.

3. Если они признают только материю, ощущаемую при помощи органов чувств, то почему же оскорбления и ругань приносят им более сильные страдания, чем удар кнута? Согласно материалистическому учению, удары кнута должны быть болезненными, а оскорбления и проклятия вообще не должны быть ощутимыми, поскольку они не материальны.

Эти люди верят, что все сущее создано природой, но ведь природа является лишь понятием, а не материей, ее невозможно постичь органами чувств. И поскольку они верят в природу, им следует уверовать и в Аллаха, ведь Его они также не могут ощутить органами чувств.

Доводы в пользу того, что существование Аллаха обязательно, а не допустимо

Итак, мы установили, что Аллах существует. Как известно, бытие сущего может быть либо обязательным (необходимым), либо возможным (допустимым). Если бы бытие Аллаха не было обязательным, то оно было бы возможным, а следовательно было бы подобным бытию мира, которое является возможным. Если бы Его бытие было подобно бытию мира, то Он не мог бы быть творцом, ведь творец должен существовать до возникновения созданий. Также Он не может быть создателем самого себя, поскольку выше мы сказали, что одно и то же не может быть одновременно своей причиной и своим следствием. Также Аллах не может быть частью этого мира, поскольку часть не может предшествовать целому. Если часть предшествует целому, то она становится причиной целого, а, как было сказано выше, нечто не может быть причиной самого себя. Исходя из вышесказанного, существование создателя мира должно быть обязательным, а не возможным.

Один из доисламских бедуинов, доказывая существование Аллаха, говорил: «След раздвоенного копыта указывает на существование верблюда, следы человека указывают на существование путешественника, разве небеса и земля не указывают на существование Слышащего, Видящего?»

По следующей схеме:

Муслим в комментарии ан-Навави, 11/165.

Там же, 11/170.

Это можно изобразить следующим образом:

Представим, что большое кольцо - это создатель возможных созданий, как видим, это кольцо предшествует всем остальным кольцам. Если большое кольцо одновременно является и создателем возможного и само является возможным, то получается, что оно должно предшествовать самому себе. Точно так же, если мы скажем, что оно является частью возможного, что вновь получаем предшествование вещи самой себе.

- Единство Аллаха

[Он] един.

Значение терминов

Единство - то, что не многочисленно, к единице возводится все многочисленное.

Краткое толкование

Создателю мира необходимо быть единственным в своей сущности (самости), атрибутах и деяниях.

Под единством сущности имеется в виду, что создатель этого мира не состоит из частей и органов, поскольку устроенность из чего-либо соответствует только созданиям.

Под единством атрибутов подразумевается, что у создателя этого мира одно могущество, а не два, одна воля, а не две, одно знание, а не более этого. И никто, кроме Него, не обладает атрибутами, подобными Его атрибутам.

Единство в деяниях подразумевает отсутствие другого подобного божества, создавшего мир, у Него нет ни жены, ни детей. Дуалисты, в отличие от нас, заявляют, что у мира два творца: Ахурамазда - создатель добра, и Анхра-майнью - создатель зла, иногда первого называют светом, а второго тьмой. Христиане, в отличие от нас, признают бога в трех ипостасях, или основах. Часть христиан в качестве трех основ признает сущность (самость), знание и жизнь, а часть: отца, под которым имеется в виду Бог, сына, под которым имеется в виду ‘Иса (а.с.) (Иисус) и мать, под которой имеется в виду Марьям (Мария). Те, кто поклоняется природе в качестве божеств признают Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венеру, Меркурий и Луну.

Доводы в пользу единства Творца

Рациональные доводы

Приведем известное доказательство, которое мутакаллимы называют доводом от противоречия. Это доказательство гласит: «У этого мира один единственный Бог, который создал его, в противном случае ни одно создание не было бы создано».

Т.е. если бы существовало два творца, то ничто из сущего не было бы создано. Два божества могут быть либо единогласны в отношении творения чего-либо, либо придерживаться противоположных точек зрения. Например, они договорились сотворить некоего Халида и начали совместное творение. В итоге на одно и то же творение направлено могущество двух творцов, их совместное творение указывает на то, что они не могут сотворить это творение по отдельности, следовательно, они немощны, а божество не может быть немощным. Если же они договорятся творить Халида по очереди, то это также свидетельство их немощности. Т.е. если один сотворил какую-либо часть, то значит другой не может этому противиться. В итоге мы получаем два немощных божества.

Второй вариант, эти два божества придерживаются противоположных мнений. Одно желает создать нечто, а второе противится этому. Если воли обоих божеств воплотятся в действительность, то произойдет невозможное, единство противоположностей. Если же будет воплощена воля только одного божества, то это свидетельствует о немощности второго, а поскольку второй является подобием первого, то первый тоже является немощным.

Кроме того, в основе многочисленных созданий лежит единица, число, от которого происходят другие числа.

Доводы из священных текстов

Аллах в Коране сказал: «Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги кроме Аллаха» (21:22); «Мне внушено откровение, что ваш бог - Бог единый» (18:110); «Скажи: "Он - Аллах, единый, Аллах вечный"» (112:1,2); «Аллах не породил сына, и нет наряду с ним [другого] бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (23:91).

О единстве творца сообщается во многих хадисах Пророка (с.а.с.), например, в риваяте от Муслима сказано: «От Джабира передается, рассказавшего о хадже Пророка (с.а.с.) передается: «И он произнес формулу единобожия: "Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой, вот я пред Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я пред Тобой...(и т.д.)"».

В этом же хадисе рассказывается о том, что когда Пророк (с.а.с.) поднялся на гору ас-Сафа, он повернулся лицом к Каабе, произнес формулу единобожия и такбир: «Нет божества, кроме Аллаха, один Он, нет у Него сотоварищей, Ему принадлежит вся власть, Ему хвала. Он на всякую вещь мощен. Нет божества, кроме Аллаха, один Он, Он верен Своему обещанию, Он исполнил обещанное, Он помог Своему рабу, Он один победил полчища врагов».

Хашийа ал-Баджури ‘ала-с-санусиййа. - С. 18.

Шарх Рамадан. - С. 93. В доказательство своих убеждений эти люди заявляют, что один и тот же создатель не может быть одновременно воплощением и добра, и зла. Если он воплощение добра, то он не может быть воплощением зла, и наоборот. Когда добрая часть дает возможность осуществиться злу, то это указывает на то, что она не добрая, когда она не может противиться злу, то это указывает на то, что она немощная и не имеет права называться божеством. На это мы можем ответить следующее: «Совершение добра не обязывает характеризовать божество как доброе, так же как совершение зла не обязывает характеризовать его как злое. Зло и добро существуют только в нашем понимании, у Аллаха же все является добром и благом».

Наср ал-лаали. - С. 12.

Муслим в комментарии от ан-Навави, 81/174-177.

- Извечность Аллаха

Он Извечный.

Значение терминов

«القديم» - извечный - противоположное «возникшему»; тот, чьему бытию не предшествовало небытие.

Краткое толкование

Создатель этого мира извечен, т.е. у Него нет начала, как у созданий. Доводов, приведенных для доказательства существования создателя, достаточно для того, чтобы доказать Его извечность. Выше мы сказали, что появление этого мира невозможно без создателя, который отличен от мира и не является его частью. Чтобы подкрепить этот довод, приведем еще несколько доказательств.

1. Рациональные доказательства

Вопрос касается атрибутов создателя, Он либо извечный, либо возникший, третьего не дано. Если он возникший, то, значит, он нуждается в том, кто его создаст, а тот, в свою очередь, нуждается в том, кто создаст его, и т.д.

В итоге мы либо получаем бесконечную цепочку: создание - нуждающееся в создателе - нуждающееся в создателе и т.д. до бесконечности. А как известно, бесконечная цепочка недопустима (абсурдна), с этим согласен любой разумный человек. Либо мы получаем замкнутый круг.

2. Доводы из священных текстов

Аллах в Коране сказал: «Он - и первый, и последний, явный и сокровенный, Он ведает обо всем сущем» (57:3). Пророк (с.а.с.) в одном из своих хадисов по этому поводу сказал: «О Аллах, Ты первый, и нет ничего до Тебя, Ты последний, и нет ничего после Тебя».

Муслим, 8/78-79.

- Смысловые (обязательные) атрибуты.

Аль-Вуджуд означает существование. Аллах существует, однако Его существование отличается от всего сущего. Существование Божественной Сущности обязательное, а его противоположность, небытие, – неприемлемо и абсурдно. Атрибут Бытия является вечным, безначальным Атрибутом, описывающим божественную Сущность. Атрибут Бытия – это основа и суть всех остальных атрибутов Аллаха.

Наши суннитские богословы нашли множество доказательств, подтверждающих существование Аллаха. И, конечно, в первую очередь, это аяты Корана. Анализируя их содержание, можно установить, что в большинстве этих аятов содержится призыв к изучению окружающего мира, которое должно привести к познанию существования Аллаха и Его атрибутов. Например, в одном из таких аятов сказано:

إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِوَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنْ السَّمَاءِ مِنْ مَاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِنْ كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [Воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (2:164).

Этот аят представляет все упомянутые в нем события и явления как знамение (доказательство) существования Аллаха. В другой группе аятов сказано:

أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ(17)وَإِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ(18)وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ(19)وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ(20)

«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (88:17-20)

В этом аяте звучит призыв размышлять о созданиях Аллаха. И подобные размышления обязательно должны натолкнуть человека на мысль о Его существовании.

Другим видом доказательства существования Аллаха является доказательство, основанное на природе человека (фитра). Каждый человек рождается и живет с врожденной верой в существование Аллаха. Эта вера никогда не исчезает, а постоянно сохраняется в человеке и по мере его духовного прогресса или регресса может либо обостряться, либо притупляться. Подтверждение наличия врожденной веры заключается в том, что в трудных ситуациях люди склонны обращаться к Аллаху. В Коране говорится:

وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя» (10:12).

Вот пример такого доказательства: Джагфар ас-Садык, да смилостивится над ним Аллах, беседуя с неверующим, спросил у него: «Плавал ли ты когда-либо по морю?» Тот ответил: «Да». И Джагфар, продолжил: «А был ли ты в опасных ситуациях?» Тот начал рассказ: «Однажды мы попали в шторм, и наш корабль разбился. Я схватился за доску, но вскоре и она выскользнула у меня из рук. Через некоторое время волны выбросили меня на берег». Выслушав рассказ, Джагфар сказал: «В начале путешествия ты надеялся на корабль и его команду. Когда корабль разбился, ты надеялся на доску. А когда доска выскользнула у тебя из рук, ты смирился со смертью или надеялся на спасение?» Тот ответил: «Я надеялся на спасение». Джагфар спросил: «От кого ты ждал спасения?» Неверующий промолчал, и Джагфар ответил: «Ты ждал спасения от Аллаха, Который создал тебя».

Не менее интересным являются размышления по этому поводу богословов-суфиев. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего. Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил.

Традицию поиска доводов, указывающих на существование Создателя, наши ученые продолжают и по сей день. Однако зачастую новые доводы связаны с современными научными открытиями и теориями. Приведем несколько примеров таких доводов:

  1. Вероятность того, что Вселенная возникла сама по себе, создав саму себя из ничего (из небытия), ничтожно мала. Исходя из закона о причинно- следственной связи, у каждого следствия должна быть причина, у каждого произведения – свой автор, а у всякого создания – Создатель. Следовательно, поскольку Вселенная существует, есть Тот, Кто обеспечил ее возможное существование. Предположение, что Вселенная возникла сама, то есть создала себя, – это такое же абсурдное и не отвечающее законам логики суждение, как, например, убеждение в возможности появления прекрасной картины без участия самого художника, или полета реактивного самолета без управления, или безаварийного плавания морского судна без капитана.

Это доказательство берет начала в первых веках Ислама, его часто связывают с именем нашего имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах. Хотя Абу Ханифа больше известен как ученый правовед, но в молодости, до того как серьезно заняться фикхом, он часто вел дискуссии с атеистами того времени.

И вот однажды к Абу Ханифе пришла группа неверных с обнаженными мечами. Они хотели убить его. Увидев их, Абу Ханифа сказал: «Разрешите задать вам один вопрос, а затем делайте со мной, что хотите». Те согласились, и Абу Ханифа сказал: «Представьте себе корабль, плывущий по бушующему морю, без команды и капитана, следующий своему курсу, несмотря ни на какие штормы. Возможно ли такое?» Неверные ответили: «Нет». И Абу Ханифа спросил: «Как же вы можете утверждать, что этот мир, более сложный, чем вышеприведенный корабль, мог возникнуть сам по себе?»

  1. Белок составляет одну из главных субстанций всех живых организмов. Как известно, это белковое вещество состоит из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы. В одной клетке белка находится около сорока тысяч молекул. На данный момент известны более ста химических элементов, которые находятся в природе в произвольном соотношении. А теперь подумаем, какова в процентном соотношении вероятность создания всего лишь одной клетки протеина, соединяющего в себе вместе пять элементов? И сколько времени и вещества для этого понадобится?
  2. Еще один пример. Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 1000 миль в час. Если бы это происходило не так, а скажем, Земля вращалась бы со скоростью 100 миль в час, то дни и ночи были бы гораздо длиннее, чем сейчас. А это бы означало, что каждый удлиненный день сжигал бы весь растительный мир, а удлиненные ночи уничтожали бы их, замораживая все оставшееся, конечно, при условии сохранения хоть какой-то части растительного мира.