Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Что такое религиозная вера. Чем отличается вера от религии? Религиозное сознание

Что такое религиозная вера. Чем отличается вера от религии? Религиозное сознание

азновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное...

азновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы и т. п.). Синоним религии – христианская вера, исламская вера и т. п. Религиозная вера – специфическое состояние религиозного человека, потому и называющего себя верующим.

Вера Религиозная

Вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с которым принципиально важна для жизни человека, когда...

Вера в существование Высшего личностного начала бытия, связь с которым принципиально важна для жизни человека, когда он осознает себя призванным согласовать свои действия и поступки с невидимым порядком бытия, созданным его Творцом. Эта вера – не только убеждение разума, но и открытость сердца к Богу, она – выражение духовной жажды человека и его любви к Богу, самораскрытие человеческого сердца навстречу Богу, чуткое внимание к Его Слову, ответ на Его призыв. В христианстве – самоотдача Богу, явленному во Христе, Богу, призвавшему принимать как братьев всех, кто возлюбил Христа и Его путь. Вера – ответ человека на обращенное к нему Слово Божие. Вера также – связь со Христом. Вера вторична по отношению к духовному опыту встреч с Богом, а в зрелых формах веры – жизни с Богом и в Боге. Полнота веры достигается в раскрытии сил Духа Божия в жизни верующего.

Вера Религиозная

Не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестеств. существ,...

Не основанная на логических умозаключениях и данных науки уверенность в реальном существовании сверхъестеств. существ, свойств, отношений. В. р. представляет собой осн. признак религ. сознания, определяет культ религ., переживания и поведение верующих. В теологии В. р. рассматривается либо как неотъемлемое свойство человеч. души, либо как дарованная богом благодать, т. е. в качестве феномена, имеющего трансцендентную природу. На самом же деле способность верить обусловлена соц. природой человека, а превращение этой способности в В. р. вызвано соц. условиями, порождающими потребность масс в религии. В. р., как элемент психики верующих, представляет собой сложное образование, включающее интеллект., эмоц. и волевой моменты. Интеллект, элемент В. р. – это совокупность религ. представлений, образов, имеющихся в сознании верующих. Поскольку эти представления не могут быть научно доказаны и обоснованы и в то же время оцениваются верующими как жизненно важные, то большую роль в В. р. приобретает эмоц. элемент. Теологи, пытаясь возвысить В. р., объявляют ее высш. проявлением человеч. сознания: высш. нравств. ценностью, более высокой, чем разум, формой познания, что противоречит данным науки и практики. Устранение соц. факторов религиозности, усвоение науч. знаний ведет к преодолению В. р.

Д.М. Угринович к главным признакам религиозного сознания относит: веру в сверхъестественное, которое, согласно религиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся законам окружающего нас материального мира и лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов, т.е. материального (естественного) мира (1, с. 51).

Однако, по его мнению, это определение характерно для «теистических» религий, в основе которых лежит почитание богов или Бога. Для ранних форм религии, к которым относятся магия, фетишизм, тотемизм, была характерна вера либо в сверхъестественные свойства материальных предметов (фетишизм), либо в сверхъестественные связи между материальными предметами (магия, тотемизм). В них противопоставление естественного сверхъестественному существовало лишь в потенции, в зародыше. В ходе дальнейшей эволюции религии сверхъестественное все больше обособляется от естественного, оно мыслится уже как особая духовная сущность, которая не только противостоит материальной природе как более высокая форма бытия, но и управляет ею.

С позиций материалистического мировоззрения идеи и образы сверхъестественного представляют собой фантастическое отражение в головах людей тех реальных сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Иначе говоря, сами по себе сверхъестественные силы и сущности объективно не существуют, они являются иллюзорными объектами, созданными человеческим воображением. Однако для религиозного человека эти иллюзорные объекты реальны, ибо он верит в их существование (1, с. 51).

Специфика предмета религиозной веры, как чего-то сверхъестественного, находящегося «по ту сторону» чувственно постигаемого мира, накладывает свой отпечаток и на место религиозной веры в системе индивидуального и общественного сознания, на ее соотношение с человеческим познанием и практикой. Поскольку предметом религиозной веры является нечто, не включенное, по убеждениям религиозных людей, в общую цепь причинных связей и естественных закономерностей, нечто «трансцендентное», постольку религиозная вера, согласно учению церкви, не подлежит эмпирической проверке, не включена в общую систему человеческого познания и практики. Религиозный человек верит в исключительный, непохожий на все существующее, облик сверхъестественных сил или существ (1, с. 51-52).

Религиозный человек не применяет к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и иные сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут быть восприняты человеческими органами чувств, если они не примут «телесной», материальной оболочки, не предстанут перед людьми в «видимом», доступном чувственному созерцанию облике. Согласно христианскому вероучению, Христос был именно таким богом, явившимся людям в человеческом облике. Если же бог или иная сверхъестественная сила пребывают в своем постоянном, трансцендентном мире, то, как уверяют богословы, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним неприменимы.

По мнению Д.М. Угриновича, в религиозной вере разум человека играет третьестепенную, подчиненную роль; церковь принимает его лишь как средство сформулировать догмат. Тезис: «Верю, потому что абсурдно» - не является для религиозного сознания случайным, а выражает некоторые его общие и характерные особенности.

Эти особенности трактовки сверхъестественного предмета веры и самой веры объясняют в известной мере тот факт, что в сознании религиозных людей на протяжении длительного времени могут совмещаться религиозные верования и научные представления. Чтобы это понять, следует учитывать, что религиозные догматы верующими как бы исключаются из сферы обычных представлений, подлежащих практической и теоретической проверке.

Для подтверждения этого положения автор ссылается на представление Фестингера, который устойчивость веры объясняет тремя основными факторами: 1) значением этих верований в жизни личности и в системе ее ценностных ориентации; 2) тем обстоятельством, что верующие неоднократно демонстрировали публично свою приверженность тем или иным религиозным верованиям, и поэтому отказ от них означал бы, с их точки зрения, подрыв социального престижа; 3) социальным давлением на каждого верующего членов той религиозной группы, в которую он входит.

Фестингер приводит примеры из жизни религиозных сект и движений США, которые действительно показывают устойчивость религиозных верований даже в условиях, когда жизнь опровергала те или иные пророчества лидера секты.

Д.М. Угринович задается вопросом, какие психические процессы играют доминирующую роль в религиозной вере? Он считает, что это, прежде всего, - воображение. Глубокая религиозная вера предполагает существование в сознании человека представлений о сверхъестественных существах (в христианстве, например, Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов и т.п.) и их ярких образов, способных вызвать к себе эмоциональное и заинтересованное отношение. Эти образы и представления носят иллюзорный характер, им не соответствуют реальные объекты. Но они возникают не на пустом месте. Почвой для их формирования в индивидуальном сознании являются, во-первых, религиозные мифы, где повествуется о «действиях» богов или иных сверхъестественных существ, и, во-вторых, культовые художественные изображения (например, иконы и фрески), в которых сверхъестественные образы воплощены в чувственно-наглядной форме.

Отмечая общность религиозных представлений у верующих одной конфессии, следует в то же время учитывать, что религиозные представления и образы у каждого субъекта веры в значительной мере индивидуализированы. На первый план в них могут выступать именно те черты, которые в наибольшей степени отвечают духовным потребностям и особенностям характера данной личности.

Отношение субъекта религиозной веры к предмету веры по мнению Д.М. Угриновича, может существовать лишь как эмоциональное отношение. Если религиозные образы и представления не вызывают в сознании личности интенсивных чувств и переживании, то это верный признак угасания веры. Эмоциональное отношение к предмету религиозной веры вытекает из того, что подобная вера предполагает не только реальность сверхъестественных сил или существ, но и то, что они могут повлиять на жизнь и судьбу самого верующего и его близких как в действительном так и в «потустороннем» мире. Иначе говоря, это не только вера в то что Бог существует и что он создал мир, но и в то, что бог может покарать или вознаградить данного человека, повлиять на судьбу при его жизни и особенно после смерти. Естественно, что подобная вера не может не вызывать в нем глубоких чувств и переживаний Верующий вступает с иллюзорным предметом своей веры в особые отношения, которые можно назвать иллюзорно-практическими (1, с. 55).

Религиозная вера представляет собой не только эмоциональное, но и волевое отношение к сверхъестественному. Глубокая вера предполагает концентрацию всей психической жизни личности на религиозных образах, идеях, чувствах и переживаниях, что может быть достигнуто лишь с помощью значительных волевых усилий Воля верующего направлена на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания церкви или иной религиозной организации и тем самым обеспечить себе «спасение». Не случайно обязательными для многих новообращенных монахов и монахинь были упражнения, тренировавшие волю.

В религиозной вере гораздо меньшую роль, чем в вере нерелигиозной, играет логическое, рациональное мышление со всеми его особенностями и атрибутами (логической непротиворечивостью доказательностью и т.п.). Что же касается иных психических процессов, то специфика религиозной веры состоит в направленности этих процессов, их предмете. Поскольку их предметом выступает сверхъестественное, они концентрируют воображение, чувства и волю личности вокруг иллюзорных объектов.

Для глубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

В этой статье мы рассмотрим, в чем разница религии и веры.

Вера – готовность принять что-либо без доказательств. С другой стороны, это уверенность в удаче без каких-либо гарантий. Надежда, что нам поможет предмет верования. А что же тогда такое – религия?

Религия – связь с потусторонними силами. Но убеждение включает всё же и верование, потому что бессмысленно устанавливать связь с тем, во что не веришь. Как и в каждой деятельности, в религии есть довольно много частностей: от постулатов до правил поведения. Такую деятельность могут поддерживать и без веры, только тогда она уже не будет религиозной деятельностью. Это только обман. Теперь рассмотрим более детально веру и религию.

Вера и её понимание

Верование – признание чего или кого-либо истинным по собственному убеждению без доказательства логики и фактов.

Убеждение, то есть религия, – учение о вере. Общество так реализует связь с высшими силами. Но вера главнее.

Вера – принятие недоказанного чего-либо, идеи, явления ли, основанного больше на внутреннем ощущении, интуиции. Оно обосновано субъективно и не требует доказательств. По Расселу, вера исчезает, когда появляется доказательство, и превращается в знание.

Объект веры существует исключительно в состоянии возможности. Его можно почувствовать психологически, эмоционально и образно. Это зависит от особенностей организма. Чем же отличается вера от религии?

Понятие религии

Что есть религия? Это некое социальное явление, одна из форм восприятия, понимания всего сущего, мира, Вселенной. Она обычно базируется на веровании в некие сверхъестественные сущности. Согласно мнению теологов, религия связывает Бога и людей. Вероисповедание – это официальная принадлежность к определённой конфессии, а также вероучение с обрядностью.

Философ Юнг полагал конфессию способом, приёмом психологического анализа и соответствующей терапии. Фрейд же полагал её лишь большой иллюзией, обманом, которая заменяет непонимание. Карл Маркс видел в ней “ ” (наркотик) для простых людей (способ обмана, введения в заблуждения и эксплуатации).

Социологические составляющие религии таковы. Это, во-первых, деятельность (культовая или внекультовая), внешнее проявление, ритуализм. А также внутреннее самоосознание (отношение к концепции Бога, моральным нормам, запретам и ограничениям).

Религиозная деятельность, так или иначе, присутствует во всех народах, всех континентах и странах по всему миру. Люди относятся к различным вероисповеданиям. Несмотря на различия религиозных конфессий, есть понятия, являющиеся общими для них: добро и зло, нравственные идеалы, смысл человеческой жизни.

Различайте верование и конфессию! Вера: первична – её выбираем, способна существовать самостоятельно. Её можно потерять, но она находится в состоянии прогресса. Находится внутри, зависит от особенностей нашей психики. Объединяет людей. Бескорыстна, это атрибут религии.

Религия: её принимаем, без веры не существует. Можно менять, но нет прогресса. Является шаблоном верования, состоит из догм. Нередко приводит общество к разногласиям. Всегда преследует определенную цель, не всегда благородную. Не является атрибутом веры.

Религия и вера: история прошлого

Религиозная деятельность – часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.

Искажение религии

По мнению славян, жизнь и вера – это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.

Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.

Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.

Вера: отражение в различных религиях

Рассмотрим более подробно основные :

  1. Христианство – самая распространённая мировая конфессия. Смысл – стремление к спасению. Священники говорят, что люди живут с несовпадениями желаний тела, духа и разума. Поэтому жизнь даётся, чтобы предотвратить эти противоречия, чтобы обрести спасение в раю. Основа религии – первородный грех. Верование на Руси испокон веков устремлялось к святости. Так случаются чудеса в кельях, путешествуют божьи люди с умением исцеления и проповедования;
  2. Ислам -это строгая конфессия: мусульманин без малейших проступков должен молиться пять раз в день, и знать все шесть “столпов”. Если он провинится, то тут же должен искренно раскаяться, прочитав шахаду, при этом понимая каждое её слово. Считается, что Аллах желал людям только всего самого лучшего. Поэтому всё, что происходит с ними плохого, воспринимается как уроки. По убеждениям, мусульмане не могут изменить свою судьбу (фатализм);
  3. Иудаизм – эта религия будто противопоставлена другим. В её основе лежит, скорее даже, не вера, а доверие Господу. Поэтому иудеи считают, что Бог выбрал для них всё самое лучшее. В иудаизме достичь истины возможно только при ответе на многие вопросы;
  4. Буддизм – это философская конфессия. Основной закон здесь не первородный грех, а карма. Грех в буддизме, в отличие от христианства, является лишь ошибкой и некой преградой на пути к просветлению. Если следовать постулатам, то можно выйти к просветлению, избежать перерождения и достичь нирваны.

Верования древних обществ:

  • Первобытное общество наделяло душой живых существ, явления природы и т.д. Это анимизм. Магия и – вера в то, что человечество может управлять силами природы;
  • Атеисты. Атеизм (переводится как “безбожие”) – мировоззрение, основанное на материализме, науке, логике, фактах и доказательствах. Основывается на науке и прогрессе. То есть, атеизм не затрагивает понятие веры и Бога. Только материальный мир, который созерцает вокруг;
  • Материалисты – ‘это философия, но сторонники обозначили материализм как веру в науку, прогресс, человека, который способен управлять миром, а ещё больше – Вселенной. Обращались к основам атеизма;
  • Теология. В теологии пристальное внимание уделяется личным отношениям, внутреннему, духовному взаимодействию человечества и Бога. Верование – как практика жизни. Человечество может постичь сущность Бога лишь посредством возможностей, которые предоставил Господь. Это, конечно же, “откровения”. Бог непознаваемый. Можно узнать лишь то, что он даёт, позволяет познать нам, имея в виду человеческие способности к познанию;
  • Психология. Вера для психологии – это её полная противоположность, потому что веру невозможно проанализировать, вычислить, измерить. Вера соотносится с “фактором человека”, который чаще всего приведёт к не прогнозируемым последствиям;
  • Социология. Христианство – основа современного общества на Западе. Религия подавляет нашу индивидуальность, поэтому отделяется от веры. Истина в том, что у человеческих желаний вряд ли наблюдается альтруизм по отношению к церкви или к священнику, потому что верующий больше интересуется собственными потребительскими интересами. Эгоизм – исключительная основа естественных людских мыслей, он не выходит за границы поведенческих норм общественности. Социология именно так воспринимает веру.Учёных интересует только то, к чему приведёт нас феномен верования. Изучая религии, социологи пытаются сделать вывод о стремлении людей создать условия для личного счастья через религиозные группы, секты и ещё другие подобные объединения.

Итак, мы поговорили о понятиях веры и убеждениях, нашли в них сходства и различия, поразмышляли о веровании, как о её значении для учёных, а также для людей различных вероисповеданий. В нашей стране действует свобода совести – то есть свобода вероисповедания. Поэтому только Вам решать, дорогие читатели, какую исповедовать конфессию. Но помните, что религия без веры не может существовать. В любом случае, без какого-либо верования тяжело. Ведь только оно может сразу поддержать нас при трудных жизненных обстоятельствах. Любое убеждение связано с верованием. Оно принимается как доверие. Все отношения в обществе должны быть построены на доверии. Нарушение верности в доверии приводит к предательству.

Вера является одним из фундаментальных философских понятий, не подразумевая обязательно именно религиозную веру. Она имеет место в том случае, если человек убежден в чем-либо, хотя не имеет на данный момент подтверждений, соответствующих требованиям знания. В то же время полная очевидность, не требующая доказательств, делает ее излишней. Ряд философов указывал на то, что в основе любого мировоззрения лежит некий минимум предпосылок, которые не проверяются вообще или проверки которых человек не требует. По их мнению, человеческое знание небеспредпосылочно, а в его основе лежит вера.

Вера может быть направлена на самые разные объекты – от материальных вещей до духовных сущностей и абстрактных построений и принципов.

Например, немецкий философ И.-Г. Якоби (1743–1819) полагал, что бытие вещей окружающего мира гарантируется верой, так как иных надежных гарантий быть не может. К подобным взглядам был близок англичанин Д. Юм, нс делавший, однако, из приведенного положения религиозных выводов. Вера имеет исключительное значение практически во всех сферах жизни человека, независимо от того, носит ли она религиозный характер. К. Ясперс указывал на ее роль в науке, приводя примеры Г. Галилея и Дж. Бруно. Первый мог с чистой совестью произнести отречение от взглядов, которые считал истинными, поскольку они покоились на рациональном научном убеждении. Второй принял смерть не столько в силу принципиальности, сколько потому, что сто убеждения во многом были основаны на научной вере, а это предполагает и такие виды поведения, как мученичество.

Под религиозной верой понимается убежденность в существовании запредельной личностной сущности, являющейся источником бытия и представляющей для человека безусловную ценность (из последнего вытекает необходимость личной связи с этой сущностью, наличия контактов, в том числе организованных). Этой особенностью, убеждением в необходимости, важности и ценности связи с высшим сущим, она отличается от того, что ряд авторов называет "философской верой". В то же время, как утверждают исследователи, можно быть уверенным в бытии начала- творца, но никак не быть заинтересованным в связи с ним или даже полагать, что она невозможна, поскольку творец и творение разобщены (так, в частности, полагают сторонники деизма). В религиях, где потустороннее начало выступает менее отчетливо, вера принимает несколько иные характеристики. В частности, она может не требовать столь тесной, личной, искренней связи с абсолютным началом. Религиозная вера определяет ряд психологических установок и переживаний, в том числе определенные типы поведения.

Таким образом, религиозная вера включает два тесно связанных компонента. Один предполагает признание бытия потустороннего начала и, в некотором отношении, ближе вере философской, другой – принятие личной зависимости от этого начала и потребности в нем. Последнее придает религиозной вере ее своеобразие.

Объектами религиозной веры могут выступать ангельские и демонические существа, собственная душа и души других людей, события чудесной природы, судьба, нирвана.

В отличие от научной веры, носящей констатирующий характер, пусть и сопряженный с соответствующими эмоциями, религиозная имеет особый спасительный (сотериологический) характер, ярко выраженный в монотеистических религиях. Она не просто удостоверяет факт бытия Бога и устанавливает с ним определенные отношения, а также обязанности человека, вытекающие из них, но и делает возможным вечное спасение, т.е. вечную жизнь в блаженном созерцании Бога как абсолютного и совершенного блага. Такая вера превосходит но своему достоинству и содержанию ее более обыденные формы. При этом она выступает и средством, и условием спасения.

Описанным характером веры обусловлены и межконфессиональные споры о ее особенностях – о роли благодати в возникновении спасительной веры (может ли человек обрести ее без особой благодатной помощи Бога) и о соотношении веры и дел в достижении спасения.

Известным спором такого рода являются споры эпохи Реформации (см. гл. 8). В христианстве вера в Бога неотделима от веры в воплотившегося бога – Христа и его спасительную миссию. Христианское богословие, восходящее к Библии, определило ее как часть триады основных добродетелей: веры, надежды и любви (под любовью понимается духовное влечение, прототипом которого оказывается любовь к Богу). Более низкие ступени веры признаются не имеющими спасающей силы. Таким образом, она связана с волей, которую необходимо прилагать, особенно в периоды охлаждения и кризисов, разумом и божественной благодатью, и без помощи которой она немыслима, поскольку является божественным даром. В иудаизме вера связана с ожиданием пришествия Машиаха, в исламе – с переживанием покорности Богу и абсолютности воли последнего и т.п.

Много споров и неясностей вызывал вопрос о соотношении веры и разума. Если рассматривать веру как чистый акт, не уточняя ее объект, то роль разума кажется несущественной. Но если принимать во внимание веру как направленную на ее объект и реализованную, то место разумного начала становится проблемой, требующей определения. Встречается крайняя точка зрения, согласно которой вера не нуждается в разуме вообще. Известна установка, восходящая к раннехристианскому писателю Тертуллиану, "верю, ибо нелепо, абсурдно". В противном же случае вера теряет свое достоинство. Однако возобладала точка зрения, связывающая веру с разумом и придающая ей гносеологическое значение.

Для религии небезразлично, во что верить. Оградить человека от легковерия и заблуждений должен в немалой степени именно разум. Кроме того, уже обретенная вера сама включается в систему познавательных процессов, формирует ответы на ряд вопросов, снимает мировоззренческие неясности и гармонизирует картину мира, в которой религиозные представления и ценности должны занять определенное и выверенное место. Вот почему утрата религиозного мировоззрения, в центре которого находилась вера, может обернуться для человека тяжелым потрясением, бьющим даже по его физическому самочувствию. Представления о вере как о фанатичном убеждении, "отключающем" всякую рациональность, или нелепом инфантильном легковерии не соответствуют ее пониманию самой религией, изучаемой религиоведческой наукой. Мысль о гармоничном сосуществовании веры и разума прочно укоренилась в христианском богословии, хотя далеко не каждый акт ее проявления может и должен быть обеспечен разумом (например, ряд поступков, где человек полагается на веру в благоволение Бога), а некоторые истины изначально сверхразумны и требуют по преимуществу именно веры (см. параграф 2.6). Разум тоже понимается как данный Богом и не противоречащий вере, так что их взаимное исключение становится ненужным.

Градации веры существуют в разных религиях (например, в исламе и иудаизме), мы привыкли встречаться с их представлением в рамках религий монотеистического типа.

Вера является ядерным компонентом структуры религии. Иные составляющие (например, эмоции) вторичны и представляют ее своеобразную "оправу".

Субъектом веры является верующий человек. Для религиоведения важен вопрос о ее объекте. С точки зрения одних людей, он может выступать как несуществующий (потусторонний личностный бог для атеиста), для верующего же он – абсолютная реальность. Русский философ С. Л. Франк (1877–1950) склонялся к мнению, что мировоззренческие споры в такой ситуации безрезультатны, поскольку напоминают споры о музыке между людьми, один из которых наделен абсолютным музыкальным слухом, а другой лишен такового.

Если обратиться к фундаментальной философской категории "реальности", то следует признать, что даже такие явления, как сны, галлюцинации и т.п., обладают некоторой ее долей (хотя бы потому, что способны влиять на поведение человека порой даже сильнее, чем вещественные стимулы и мотивы). По этой причине даже с позиции последовательного атеизма нерационально полностью отказывать объектам религиозной веры в реальности. Можно указать и на сравнительно новые философские концепции, связанные с "возможными мирами", т.е. с тем положением вещей, которое не существует в нашем мире, но могло бы быть при определенных обстоятельствах. Представление о Боге входит как существенный элемент в мировоззрение религиозного человека, определяет его облик, отношение субъекта к миру.

Если вера составляет центр внутренней части структуры религии, то ритуал является ее внешним коррелятом. При этом их соотношение нс является произвольным. Характер веры и ритуала взаимозависимы (если, конечно, не принимать во внимание второстепенные особенности одинаковых по сути ритуалов, возникших по причинам непринципиальным, исторического характера). Последний последовательно выражает и оформляет первую с помощью системы знаков, из которых состоит, а также, что особенно важно, конкретизирует ее. В результате возникает сложная система, основным элементом которой является скоординированное отношение "вера – культ – ритуал" (своеобразная простая структура, "молекула" религии). Изменение первого элемента структуры связано с переменой характера второго и должно вызвать преобразование третьего, пусть и отсроченное по времени. И наоборот, изменение последнего сигнализирует обычно о трансформации первого или, по крайней мере, о такой угрозе. Поэтому ритуал не может рассматриваться как некое дополнение к вере и не существует религии, которая существовала бы из одной веры при полном отсутствии ритуала.

Происхождение самого акта веры в разных религиях может трактоваться по-разному.

Наиболее известной является модель откровения. Вера возникает как ответ на откровение божества о самом себе. В этом случае за последним признается безусловная первичность. Модель откровения последовательно реализована в иудаизме, христианстве, исламе.

Некоторые представители религиозной философии, а также сторонники религиозного модернизма предлагают модель свободной веры, когда последняя возникает первично, в результате субъективных поисков божественного начала. Такая модель подчеркивает изначальную склонность индивида к религиозному поиску, усматривая в этом одну из фундаментальных черт, делающих человека таковым, но уменьшает или вовсе затушевывает роль откровения.

Вера может иметь разные степени выраженности. Она может представлять собой веру-убежденность. Она является нормативной для религии, причем, как правило, не исключающей, а наоборот, подразумевающий мощную рациональную составляющую, укрепляющую веру. Вместе с тем ряд религиозных философов подчеркивают то, что она не гарантирована никакими подтверждениями и даже в самом себе человек не может обрести прочных начал для нее. Такая вера драматична и становится мужественным балансированием между ее угасанием и укреплением. Подобные взгляды высказывали, в частности, философы экзистенциалистского толка – С. Кьеркегор, Г. Марсель, М. Бубер (1878–1965). Последнему также принадлежит трактовка веры как вечного "риска": она не обеспечена ничем и именно поэтому является подлинной. В этом случае она предельно драматична, требует сильнейшего напряжения духовных сил и мужества, превращается в своеобразный подвиг.

Акт веры, будучи субъективным (несмотря на направленность на определенный объект), требует конкретизации, рационального выражения, расширения. Поэтому слово "вера" часто подразумевает наличие определенных четко сформулированных положений, приведенных в систему, которые позволяют человеку дать "отчет" в своей вере. Этим целям служит система вероучения и свод основных догматических положений (так называемый "символ веры" в широком смысле, не соотнесенном с определенной конфессией), обеспечиваемые богословием. Определение веры в рамках догмата не исключает моментов любви, доверия к объекту веры, страха перед ним. Ее рационализация необходима не только для внешнего выражения, но и для упорядочения религиозного мировоззрения людей.

Религиозной вере присуща функция смыслообретения (иногда именуемая ноотической ). То, что верующие люди в целом меньше поддаются отчаянию и фрустрации смысла (состоянию переживания отсутствия смысла в собственном бытии, бытии мира в целом, откуда вытекает и утрата цели), является объективным фактом, даже если принимать во внимание суждения тех, кто полагает проявлением слабости ситуацию, когда человек не может найти опору в самом себе (в действительности в "самом себе" опора в таких случаях и не обретается, человек ищет поддержки в иных сферах бытия, например в социальных, когда впасть в отчаяние ему не позволяет долг перед близкими, нежелание показаться слабым и т.п.). Благодаря уверенности в существовании начала, не могущего творить зло, даже способного провиденциально использовать его во благо, определяющего миссию человека, возможно укрепление жизнестойкости, способности переносить тяготы и не утрачивать переживание наличия в жизни смысла.

Особенностью религиозной веры является возможность ее выражения в разной степени, а также подверженность колебаниям и сомнениям, которые нс считаются, с религиозной точки зрения, нормой, но неизбежны. Религия предполагает укрепление веры. "Возрастание в вере", усиление убежденности является процессом, в котором могут быть периоды кризисов и ослаблений (при этом религиозная аскетика диктует определенные правила поведения в такой ситуации, чтобы кризис не затянулся и вера не была бы утрачена совсем). Например, в христианской мистике известны состояния внезапного охлаждения, ослабления веры, происходящие без небрежности или иной вины человека, которые посылаются именно как средство испытания и укрепления веры (в западнохристианской католической традиции такие состояния получили названия "беспросветной ночи"). Предполагается, что запас духовных сил и опыта позволяет человеку выдержать такой период. Подобные установки можно найти и в иных религиях.

Как уже указывалось, вера, будучи субъективной, не может не выражаться вовне. Помимо религиозного ритуала, она отражается в системе поступков. По степени зависимости последних и заявленной им веры можно приблизительно судить о ее серьезности, глубине и последовательности.

Религиозная вера, не влияющая на сферу дел, становится ущербной, вырожденной и подвергается риску угаснуть вообще. Она, особенно в силу осознания личной связи с Богом, обязывает человека к совершению поступков, которые можно обозначить как героические. Последние являются религиозной нормой. Речь может идти и о "малом героизме", связанном с борьбой с самим собой в делах не очень значительных, и о героизме в распространенном смысле слова, когда религиозная убежденность обязывает и дает человеку силу претерпевать гонения, несправедливое отношение, наконец, физические страдания и смерть. Акты страдания за веру и мученической смерти всегда рассматривались как высшее доказательство ее силы и подлинности. Проявления такого героизма позволяют говорить о святости (особенно в тех религиях и конфессиях, где эта категория четко разработана и широко употребляется).

В современном мире определение веры и религии практически не различимы. Мало кто задумывается, что они несут совершенно различную смысловую нагрузку. Человек практически перестал думать о своей духовной жизни достаточно серьезно, отдавая дань сиюминутным модным течениям и абсолютно не задумываясь о внутренней составляющей. Итак, давайте подробнее разберемся, что такое вера и религия, в чем разница этих понятий.

Определение “Вера”

Следует отметить, что термин “вера” имеет более древнее происхождение, чем “религия”. Наши предки действительно не отличали эти два понятия. Однако на сегодня, когда так много различных религиозных течений и просто различных верований, это имеет принципиальное значение. Рассмотрим подробнее.

Вера - это личные убеждения в истинности чего-либо, пусть они даже не имеет логического или фактического доказательства . Например, если ваш сосед убежден в том, что на планете Марс живут маленькие невидимые человечки, то это и является верой . Доказательств тому, что это так (равно как и наоборот) не существует. К нему могут присоединится такие же убежденные и через некоторое время вполне может образоваться какое-либо учение об этих человечках (так было с древними богами в языческие времена, когда люди пытались объяснить различные явления природы).

Вера легко может существовать без религии. Если человек не является последователем какой-либо конфессии, то он может верить абсолютно в любые высшие силы. И, как ни странно, Вселенная отвечает взаимностью даже в этом случае. Однако если человек на своем пути к духовному познанию один, то ему легче оступиться, ведь в любом религиозном течении всегда можно обратиться за помощью, и она будет оказана.

Также вера не подразумевает определенных практик. И вообще, можно просто верить, т.е. быть убежденным, что высшие силы существуют и ничего не делать в направлении развития своей духовности. Можно же общаться к Богу лишь в трудные или радостные моменты своей жизни, но при этом тоже не менять существенно свой уклад жизни. А можно полностью доверить свою жизнь Богу и верить, что он все делает правильно. В последнем случае все подчиняется только Ему.

Определение “Религия”

Религия - это определенный свод правил, обрядов и законов, которые направлены на развитие духовности человека, возможности его контакта с высшей силой, но обязательно основанный на вере. Если в религии отсутствует вера, то ее можно считать мертвой. Простым сводом правил жизни человека (к слову сказать, они практически всегда высокоморальные).

Религия - это всегда определенный тип мировоззрения. Также следует отметить, что некоторые исследователи считают религию, с ее традициями, законами, обрядами и т.д., учением о различных знаниях нашего Мироздания. Однако это относится только к истинным религиям. Например, Веды, которые содержат в себе все законы, которые могут облегчить жизнь человека и разумно растолковать причинно-следственные связи каждого поступка человека, не требуя при этом слепой веры. Конечно, поклонение Божествам практикуется, но сам принцип существенно отличается от того же христианства, а вся жизнь человека строится на духовном развитии, но в силу его возможностей на данный момент.

Как бы то ни было, каждая религия объединяет людей в общины, и каждый из последователей обычно изучает определенные правила, молитвы (мантры), священные писания и т.д. Именно через прописанные действия человек общается с Богом, обычно это молитва или песнопение. Причем отступление от канона считается недопустимым, ведь каждое религиозное течение предлагает свою форму служения Богу (даже и имена давая ему совершенно разные), считая ее истинной. На этой почве в далекие времена было много войн.

Как видим, отличие веры от религии существенно. Вера без религии вполне себе может существовать, а вот наоборот - уже возникают проблемы, что подтверждает история, приводя в пример ярых и нетерпимых фанатиков, которые имеют только то мнение, навязанное им так называемыми духовными лидерами, но никак не Богом. А люди зачастую имеют свои цели, даже стоящие во главе духовного течения.

На нашем сайте вы сможете найти различную информацию о религиозных течениях, духовных практиках и многое другое.

Итак, какая же все же разница между религией и верой? Выделим некоторые важные моменты, отвечая на этот вопрос.

  • Как было сказано выше, вера вполне может существовать без религии, а вот наоборот - невозможно. Религия всегда является основой веры в какое-либо божество, высший разум, духовные возможности и т.д.
  • Истинная вера сама по себе бескорыстна, ее нельзя привить человеку насильственным путем. Религия же зачастую выбирается еще нашими предками, в ее среде и воспитываются будущие последователи.
  • Очень важным моментом является то, что вера динамична, т.е. она может увеличиваться или уменьшаться у отдельно взятого индивида, ее вообще можно потерять в результате потрясений. Религия - статична, т.к. существуют определенные каноны и правила, которые нельзя нарушать.
  • Вера заставляет “двигаться” душу, размышлять, повышать свою духовность. А вот религия - это скорее нормы поведения, социальная составляющая жизни человека.

Конечно, все довольно субъективно, ведь каждая религия имеет своих многочисленных святых, которые достигли духовных вершин не только соблюдая правила. Искренняя вера, молитва, собственный подход на общение с Богом помогли им полностью изменится. Но такое может произойти не только в традиционных известных религиях, но даже если вы являетесь последователем языческой культуры , и ваше сердце открыто, при этом готово принимать Бога, а также трудиться для своего духовного развития.