Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Человек: познание мира через освоение знаний. Познание человеком мира и себя

Человек: познание мира через освоение знаний. Познание человеком мира и себя

по курсу «Естествознание»

по теме: «Познание человеком мира и самого себя»

1. Мышление и речь

Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.

Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление - это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.

Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.

Язык - это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.

2. Сознание

Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.

Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.

Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание - отражение бытия», - подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.

Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.

Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.

По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.

По функциональному назначению сознание - фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.

3. Познание

Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.

Познание - процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания - активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания - то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.

Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.

Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.

4. Рациональное и чувственное познание

Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика - вот составляющие рационального способа познания.

Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.

Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.

В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.

5. Истина и ее критерии

Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.

Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.

Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании. Выявить истину можно лишь, при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический. Общественно-историческая практика есть универсальный критерий истины на основании закона не противоречивости.

В современной философии под объективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы, познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.

История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина - это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием: «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который не отделим от деятельности.

PAGE_BREAK--

Понимание истины как процесса включает в себя конкретность истины, ее абсолютность и относительность. Понятие «абсолютная истина» имеет три значения.

Точное, исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некий гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, это метафора.

Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», например, «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».

Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, которое не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием, например, законы классической механики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.

6. Методы научного познания

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Считается, что объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.

Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, и теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, идеализация, формализация и пр. Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта.

Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.

7. Научное познание имеет два уровня

Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт от лат. factum- «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».

Теоретический уровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит: Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда.

К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема - совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.

Гипотеза - первоначальный этап создания теории. Гипотеза (от греч.) - основа, предположение. Гипотеза - это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.

8. Многообразие форм человеческого знания

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и пр. - соответствуют специфические формы-знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то выделяют следующие формы:

Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не вписывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;

Паранаучное, как несовместимое с имеющимся научным знанием;

Лженаучное, как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;.

Антинаучное, как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор знаний. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания. Обыденные знания производятся повседневно в условиях элементарных жизненных отношений. Они включают в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Обыденное знание, хоть и фиксирует, истину, делает это несистематично и бездоказательно.

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Коллективное знание - общезначимо, оно предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов; приемов и правил построения знаний." Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие, способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знаний. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди; и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007..

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

Тема: Познание

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о многообра­зии познавательных возможностей человека.

Учащиеся должны знать, что:

1) человек приобретает устойчивое стремление к познанию;

2) органы чувств помогают человеку познавать мир непосред­ственно;

3) у человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, которые относятся к самому себе.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) познание; 5) умозаключение;

2) ощущение; 6) истина;

3) восприятие;

4) понятие; 7) суждение;

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять:

Какую роль в познании играют ощущения;

Смысл основных понятий;

Из чего слагается «образ Я»;

2) высказывать свою точку зрения;

3) анализировать тексты и высказывания;

4) характеризовать особенности основных видов познания.

Ход урока I . Опрос.

Работа в группах. –3 группы работают с заданием,который раздал учитель.

II . Изучение нового материала.

1. Что такое познание и знание?

2. Как познается мир?

3. Какова роль общественно-исторической практики в про­цессе познания?

4. Процесс исследования.

5. Истина.

6. Дедукция. Индукция.

Задание 1. Напишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Сгруппируйте эти слова. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание».

Познание - процесс деятельности человека, основным содер­жанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окру­жающем мире.

Рассмотрите схемы и расскажите, что новое вы узнали о познании.

1. Приведите примеры, где человек является субъектом и объ­ектом познания.

2. Приведите примеры чувственного и рационального позна­ния.

3. Покажите «положительные» и «отрицательные» стороны чувственного и рационального познания.

Слово учителя.

Ощущения - продукт взаимодействия человека и природы. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств пред­метов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие - целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.

Представление - чувственно-наглядный образ, свободно со­храняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроиз­водимый в создании.

Понятие - форма мышления, которая отражает общие и суще­ственные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение - форма мышления, в которой отражается связь ме­жду предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования.

Умозаключение - логическая форма выводного знания, со­стоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основа­нием.

Сущностью процесса познания будет являться получение объ­ективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

Агностики считали, что получить достоверные знания невоз­можно.

Эмпирики - что это возможно сделать только при помощи ощущений.

Рационалисты - утверждали, что критерием истины может быть только разум.

Какой взгляд на познание мира вы разделяете? Докажите.

Истина

это верное, правильное отражение действи-

тельности в мысли, критерием которого в

конечном счете является практика

Практика

специфически человеческая, сознательная,

целеполагающая, целесообразная деятель-

Дедукция

цепь умозаключений (рассуждений), в ре-

зультате которых из общих знаний человек

получает конкретное

Индукция

умозаключение от фактов к общему утвер-

Гипотеза

(с греч. - предположение) - система умо-

заключении, посредством которой на осно-

ве ряда фактов делается вывод о существо-

вании объекта, связи или причины явления,

но достоверным

Истина - соответствие полученных знаний содержанию объ­екта познания. Практика - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятель­ность. Действительно, практика - это деятельность людей, преоб­разующая природу и общество, обеспечивающая его существо­вание и развитие.

Практика - исходный пункт познания. Практическими по­требностями были вызваны к жизни многие науки. Потребности практики являются целью познания. Кроме того, практика - это критерий истины, то есть именно на практике мы проверяем ис­тинность, правильность наших знаний.

Раскрывая роль практики в процессе познания, учитель об­ращает внимание учащихся на единство теории и практики. Соеди­нение теории с практикой способствует успешной деятельности человека по преобразованию природы и общества.

Однако справедливо утверждал известный русский ученый, педагог Ушинский К. Д.: «Пустая ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли» .

Вывод: практика является исходным пунктом познания, целью познания и критерием истинности, правильности знания.

4. Учитель дает из учебника определение; исследование - это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, яв­ления) с целью выявления его закономерностей. Исследователь должен постоянно задавать вопросы самому себе.

Методология исследовательского поиска - это особая сфера изучения науки. А. Ахматова пишет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!»

Наука - это, прежде всего, объяснение какого-либо аспекта реальности. Понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов. Законы или принципы могут быть проверены экспериментально. Наука - это поиск единства в разно­родном, сходства - в том, что кажется совершенно несхожим.

Исследование начинается с формулирования проблемы, темы исследования. Далее определяется объект исследования, его пред-

мет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Всякое на­учное исследование представляет определенный интерес и значе­ние для науки и практики.

Ставя проблему, исследователь как бы отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Целью исследования должно быть, как правило, решение какой-либо практической задачи.

Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос «Что исследуется?». Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследова­ния. Предмет дает представление о том, как рассматривается объ­ект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскры­вает данное исследование.

Один из методов развития, а также структурный элемент ис­следования - гипотеза (с греч. - предположение) - это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов дела­ется вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипо­теза требует проверки. После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Объектом осмысления (исследования) может быть любой ме­тод, прием или процедура. Например, при формировании теорети­ческого представления целесообразно использовать эксперимент, а построение нормативной модели, как правило, связано с организа­цией опытной работы.

Таким образом, различают два связанных между собой уровня научного исследования: эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса; теоретический - формулирование общих законо­мерностей, создание научной теории.

Что касается интуитивного способа получения знания, то на­до дать определение интуиции - это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений.

Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения. Существуют открытия, которые происходят из подсознания, от озарения. Есть такие откры­тия, которые появляются из идеи, как бы витавшей в воздухе. Одна- ко справедливо говорил ученый Л. Пастер: «Случай благоприятству­ет подготовленному уму».

5. Итогом процесса научного исследования является дости­жение истины.

Виды познания: обыденное,научное, социальное,философское,художественное.

Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных тем:

1. «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного по­знаем скрытое». (Мо-цзы - древнекитайский мыслитель.)

2. «Искать истину - это значит: искать ошибки. (Салек Пинигин -российский автор, журналист.)

3. «Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины». (Артур Шопенгауэр - немецкий философ.)

4. Кто роется в заблуждениях - находит истину». (Геннадий Матюшов - российский философ.)

5. «Освобождение от лжи есть проповедование истины; знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, - есть истина». (Фома Кемпийский -религиозный деятель, писатель.)

Как вы понимаете надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя»?

Как вы понимаете слова Сократа: «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что зна­ешь то, чего не знаешь».

Проанализируйте высказывания мыслителей. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте. Объедините высказыва­ния в группы. Что связывает эти группы?

1. «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя». (Петр Чаадаев.)

2. «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе». (Иоганн В. Гете.)

3. «Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим».

(Аркадий Давидович.)

4. «Важнейший результат всякого образования - самопозна­ние». (Эрнст Фейхтерсжбен.)

5. «Человек стоит перед своим Я, как пес перед дверью, кото­рую нужно открыть на себя». (Андрей Круглов.)

6. «Человек обычно путает познание садюго себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении, со знанием собственной сознательной личности. Область же бессознательного недостижима для критики и контроля сознания». (Карл Юнг.)

7. «Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого». (Михаил Бахтин.)

8. «Человек должен быть самим собой и познавать самого себя. Только уяснив свою истинную сущность, человек может надеяться на счастье». (Аидре Жид.)

9. «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем исти­ны, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело». (Влез Паскаль.)

Весь свой долгий путь существования и развития человек был склонен к исследованиям, изучениям, открытиями. Он многое делал для упрощения своей жизни, прилагал большое количество усилий для раскрытия смысла своего существования, каких-либо закономерностей и причин природных явлений.

Суть явления

Понятие познания трактуется достаточно широко. В самом общем смысле под ним понимается процесс или целая совокупность таких механизмов, которые помогают нам изучать мир, накапливать объективные данные о нем, а также выявлять различного рода закономерности. Сложно переоценить роль данного явления. Потому что именно благодаря нему люди достигли тех технологических, медицинских, технических и иных успехов, которые мы сейчас можем наблюдать. О данном понятии нам достаточно широко рассказывает обществознание. формы, его задачи - все это мы сможем узнать еще в школе. Однако наука, которая специально посвящена изучению данного аспекта, называется эпистемологией. И она входит в

Что же это такое?

Процесс познания очень сложен, многогранен. Его достаточно проблематично описать, или изложить в простых формулярах. Отсюда следует, что необходимо сначала разобраться в сложной структуре этого аспекта нашей жизни, а затем определять его цель и значение для целой цивилизации. В широком смысле понятие познания достаточно слабо отражает всю суть процесса. Поэтому необходимо четко выделить его строение.

Какое оно бывает?

Ранее, давая определение, мы говорили о том, что познание - многогранный механизм. Это не один единичный процесс, а целая система, тесно взаимосвязанная с иными важными элементами. Дабы не углубляться слишком сильно в философскую терминологию и науку, будем отталкиваться от курса и рекомендаций, которые нам дает предмет - обществознание. Виды познания и формы познания достаточно часто употребляют, подразумевая один и тот же смысл - совокупность приемов и способов, посредством которых происходит изучаемый процесс. Поговорим более подробно о каждом из них.

Бытовое

Многие ученые не выделяют данную форму познания в отдельную категорию. Однако следует отметить, что познание жизни без бытового, обыденного уровня практически невозможно. Данный вид не требует серьезного изучения. Нет необходимости в его пристальном изучении, а также использовании специальных инструментов. Например, чтобы понять, что огонь обладает высокой температурой, достаточно обжечься. Вы не будете иметь никаких измерительных приборов, но с точностью сможете сказать: пламя очень горячее.

Таким образом, бытовой процесс познания крайне неточен. Он дает лишь приблизительные ответы на наши вопросы. Однако он достаточно быстро воспринимается. Этот механизм нагляден и не требует большого количества времени для разработки. С этой формой познания мы встречаемся чаще всего в своей обыденной жизни. Как правило, чем мы взрослее, тем больше знаний накопим посредством этого вида. Но история знает множество исключений.

Научное социальное познание

Его еще называют научным методом. Это наиболее точный, но и трудоемкий способ познания. Он не требует от вас проявления художественных качеств, а лишь любви к точности и изучениям. Этим методом пользуются все учебные дисциплины, в том числе и обществознание. Виды познания в целом, так или иначе, но опираются на данный вид. Ведь с его помощью можно расшифровать более простые знания, что сделает их гораздо полезнее.

Эта форма также достаточно разнообразна. Например, есть научное, Оно направлено на исследование общества, объединений людей, социальных групп и многого другого. Все научные методы делятся на два вида - теоретическое и эмпирическое. Первое выдвигает предположения, проверяет его на соответствие уже реальным знаниям, строит модели и целые системы. Практический метод проверяет реальность гипотез посредством экспериментов, наблюдения, а также вносит коррективы в гипотетические взгляды.

Эмпирические знания также могут раскрывать новые явления, которые затем будут предметом пристального внимания теоретиков. Хотя данная форма познания нашла наибольшее количество приверженцев, не обходится и без ее которая, надо сказать, вполне уместна. Так, некоторые ученые указывают на то, что новые познания - это аномалии. Наука, открыв какое-либо, на ее взгляд, неестественное явление, начинает доказывать его существование в настоящей системе мировоззрения. Пытается выявить его закономерности, а также то, почему оно не умещается в рамки существующих теорий.

Зачастую такие аномалии полностью противоречат устоявшемуся мнению. Вспомните Коперника или иных ученых, пытающихся доказать революционные гипотезы. Они обнаружили такие аномалии и постарались их познать, в результате чего уже накопленные знания казались им неверными. Так, ранее люди не верили в то, что Земля имеет шарообразную форму, или в то, что все планеты крутятся вокруг Солнца. История знает множество подобных примеров - Эйнштейн, Галилей, Магеллан и др.

Художественное

Некоторые могут утверждать, что данный вид включает в себя социально-гуманитарное познание. Но это не так. Эта форма наиболее яркая. Она является самой простой и одновременно самой сложной. Допустим, несколько тысяч лет назад люди только начали изучать письменность, а до этого они использовали лишь рисунки для передачи информации. Они описывали природные явления посредством передачи его визуального образа на носитель (камень, например). Это значительно упрощало взаимодействия между поколениями для передачи опыта.

В дальнейшем люди начали разрабатывать и придумывать языки для обеспечения более доступного общения, обмена информацией. Символы, картинки, изображения - все это выглядит достаточно просто лишь на первоначальном этапе. Посмотрите на художественные произведения сейчас. Для того чтобы понять смысл, который нам хотят передать авторы, что-то познать, необходимо приложить усилия, разобраться в увиденном или прочитанном, понимать способы изложения автором своих мыслей.

Надо сказать, что данная форма значительно отличает нас от многих животных, но еще более значительно друг от друга. В нынешнее время людей легко можно поделить на тех, кто пытается изобразить вещи, пропустив их через призму своего внутреннего мира, и тех, кто видит все так, как есть. Именно поэтому художественная форма невероятно важна, полезна и сложна, но никогда она не может быть объективной. В этом главная проблема данного вида познания. Ведь оно преследует цель в выявлении и накоплении объективных знаний, а не субъективных видений. Тем не менее такая форма используется достаточно часто. Она также внесла свой огромный вклад в развитие нашей цивилизации.

Философское

Философское познание невероятно ценно как для мира, существовавшего несколько веков назад, так и для нас с вами. Только благодаря философскому познанию можно выйти за рамки реальности, бытия. Именно философы начали выдвигать гипотезы о строении нашего мира и даже Вселенной. Они говорили о нашем организме, мышлении, характерных чертах всех людей еще до того, как были изобретены способы изучения всех этих аспектов.

Философское познание принято делить на два вида - гносеологическое (или общее) и онтологическое. Второй вид строится на изучении сущности и бытия, причем со всех их сторон - реальной, мысленной, субъективной, объективной и др. Что примечательно, посредством этого вида познания люди не только определяли окружающих их мир, находили свое место в нем, но еще и показывали, каким это место должно быть.

Философия часто стремится к идеализации, так что такой вид познания, скорее, отвечает на вопросы: "Как есть, как должно быть?" Опять же, в достаточно общих чертах. Такие общие формуляры дает нам обществознание, виды познания в котором не раскрываются так полно, чтобы не преступить границы философии.

Ступени

Помимо видов, также выделяются и уровни познания. Иногда их относят к формам. Но более правильно говорить о них как о ступенях, которые используются во всех видах. Таких уровней всего два. Но они играют невероятно большую роль в нашей жизни.

Чувственный уровень

Он построен на наших органах чувств и полностью от них зависит. Еще с древних времен, даже когда потомки современного человека не начали осваивать орудия труда, они уже были наделены чувствами. Вспомните про бытовой вид познания. Например, мы бы не поняли, что огонь горячий, если бы не могли ощущать. Хотя многие говорят о 6 органах чувств, на самом деле их больше. Так, седьмым чувством можно было бы назвать ощущение притяжения, так называемой силы гравитации.

Формы чувственного уровня

В общем виде их выделяют всего 3. Они объединяют многие органы чувств. Это следующие механизмы:

  1. Ощущение. Способно передавать нам некоторые свойства предмета. Благодаря уникальности каждого из органов чувств, мы получаем «отчет» о характеристиках той или иной вещи, явления, процесса. На примере яблока можно сказать, что с помощью зрения мы видим цвет, с помощью прикосновения можем определить его мягкость, температуру, форму, с помощью вкусовых рецепторов - вкус.
  2. Восприятие. Это более глобальная форма. Посредством нее мы получаем наиболее полную информацию, объединяем все то, что было получено при помощи ощущения в целостную картину. Сложив все описанное в первом пункте, мы поймем многие важные характеристики яблока.
  3. Представление. Основано на нашей памяти. Позволяет создать чувственный образ предмета. Например, подумайте о лимоне, как его осторожно разрезают на дольки, посыпают солью. Вы сразу ощутите прилив слюны во рту, а также кисловатый привкус. В памяти всплывет форма лимона, его цвет и иные характеристики. Представление позволяет нам не терять важные знания, которые мы получили в жизни.

Рациональный уровень

Уровни познания без завершающей, логической ступени выглядели бы неправильно. Исторически человек с момента своего появления на планете умел чувствовать. А вот мыслить, писать, анализировать научился гораздо позднее. Данный уровень полностью построен на мыслительных качествах. Поэтому он невероятно сложен и не так нагляден, как чувственный. Однако его польза крайне высока, тем более что с развитием современного общества именно рациональный уровень становится более востребованным. Большинство предметов нашей планеты уже прошли через все формы чувственного уровня. А значит, их необходимо систематизировать, записать и сделать определенные выводы.

Формы рационального уровня

Выделяют три вида:

  1. Понятие. С помощью ощущения мы определили свойство, благодаря восприятию составили целостную картину, а используя данную форму, смогли изложить Чтобы понять, что лимон на вкус кислый, его не обязательно пробовать, достаточно прочесть об этом.
  2. Суждение. Оно всегда носит направленный характер. Например, фраза «лимон кислый» является ярким примером данной формы. Суждение бывает отрицательным или положительным. Но оно также строится либо на понятии, либо на восприятии.
  3. Вывод. Исходит от предыдущей формы. Он подытоживает все то, что мы систематизировали в один ответ. Так, сказав, что лимон не сладкий, не ядовитый и имеет желтый цвет, мы сможем сделать какой-либо вывод об этом предмете. Выделяют три типы умозаключения: индуктивный, дедуктивный и по аналогии. Вспомните рассказы о Шерлоке Холмсе. Он активно использовал дедукцию для составления выводов, используя обычные суждения.

В отдельности иногда выделяют интуицию, как особый уровень познания. Правда, данное явление еще слишком слабо изучено.