Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

Гадания. Заговоры. Привороты. Сонник

» » Апис – египетский бог плодородия. Священные животные Египта: бык древних египтян Апис Египетский священный бык

Апис – египетский бог плодородия. Священные животные Египта: бык древних египтян Апис Египетский священный бык

Апис - священный бык
Апис священный бык египтян , бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону.

Апис - священный бык у древних египтян наряду с Бухисом из Гермонта и Мневисом из Гелиополя. Все они имели земное воплощение в виде реальных быков, почитавшихся в качестве богов.

В Древнем Египте культовым центром бога Аписа был город Мемфис - один из важнейших религиозных, административных и культурных центров Древнего Египта. На протяжении многих веков этот город был столицей древнеегипетского государства.

Поэтому культ животного, почитавшегося в этом городе, распространился далеко за его пределами. Именно к Апису более всего подходит термин "священный бык египтян".

29 характеристик будущего бога

Апис был тесно интегрирован с другими мемфисскими божествами. Поклонялись не абстрактному быку, а живому животному, которого жрецы находили по наличию определенных физических характеристик.

В общей сложности, по мнению некоторых классических авторов древности, таких характеристик было 29. Такое число не было случайным – оно определялось 29 днями лунного цикла (бык Апис - бог плодородия и Луна, которая играла важную роль в астрономо-земледельческих прогнозах, были определенным образом связаны друг с другом).

Среди наиболее важных физических характеристик был белый треугольник на лбу и черные пятна на теле, одно из которых, согласно Геродоту, должна была быть форме напоминать орла. Корова, родившая божество, тоже становилась объектом почитания и всемерной заботы.

Вначале считалось, что в теле священного животного обитает бог Пта (Птах) - главное божество Мемфиса, позднее, что оно является вместилищем ба (души) Пта. Также стало считаться, что это животное является и ба бога солнца Ра .

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

Апис - священный бык
Апис священный бык египтян , бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону.

Апис - священный бык у древних египтян наряду с Бухисом из Гермонта и Мневисом из Гелиополя. Все они имели земное воплощение в виде реальных быков, почитавшихся в качестве богов.

В Древнем Египте культовым центром бога Аписа был город Мемфис - один из важнейших религиозных, административных и культурных центров Древнего Египта. На протяжении многих веков этот город был столицей древнеегипетского государства.

Поэтому культ животного, почитавшегося в этом городе, распространился далеко за его пределами. Именно к Апису более всего подходит термин "священный бык египтян".

29 характеристик будущего бога

Апис был тесно интегрирован с другими мемфисскими божествами. Поклонялись не абстрактному быку, а живому животному, которого жрецы находили по наличию определенных физических характеристик.

В общей сложности, по мнению некоторых классических авторов древности, таких характеристик было 29. Такое число не было случайным – оно определялось 29 днями лунного цикла (бык Апис - бог плодородия и Луна, которая играла важную роль в астрономо-земледельческих прогнозах, были определенным образом связаны друг с другом).

Среди наиболее важных физических характеристик был белый треугольник на лбу и черные пятна на теле, одно из которых, согласно Геродоту, должна была быть форме напоминать орла. Корова, родившая божество, тоже становилась объектом почитания и всемерной заботы.

Вначале считалось, что в теле священного животного обитает бог Пта (Птах) - главное божество Мемфиса, позднее, что оно является вместилищем ба (души) Пта. Также стало считаться, что это животное является и ба бога солнца Ра .

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

Священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.

В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка. За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини.

Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово бык, Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил.

По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось во всей стране.

Апис - бог плодородия, в мифологии Египта изображался в виде большого быка с солнечным диском. Город Мемфис стал центром культа Аписа. Древние египтяне считали Аписа душой бога Птаха, защитника Мемфиса. Воплощением бога был черный бык с особенными белыми отметками на теле. Египтяне верили, что именно ритуальный бег быка оплодотворяет земли и поля. Апис был связан с культом умерших и считался быком Осириса. Так на саркофагах зачастую изображали священного бегущего быка на спине которого была мумия. Во времена Птолемея произошло абсолютное слияние Осириса и Аписа в единое божество Сераписе.

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Культ бога плодородия Аписа уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание античных авторов. Согласно Геродоту, священный бык Апис должен быть черного окраса с особыми белыми отметинами на лбу, силуэтом грифа на спине, иметь две кисточки на хвосте и отметку в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками являло собой живое воплощение бога и было праздником для древних египтян. Аписа жрецы содержали при храме бога Птаха в Мемфисе, одевали, кормили и почитали, как бога. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы, тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса до восьмидесяти тонн. Все саркофаги Аписа, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

Бог Апис - священный бык египтян

- священный бык египтян . бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону.

В Древнем Египте культовым центром бога Аписа был город Мемфис - один из важнейших религиозных, административных и культурных центров Древнего Египта. На протяжении многих веков этот город был столицей древнеегипетского государства.

Поэтому культ животного, почитавшегося в этом городе, распространился далеко за его пределами. Именно к Апису более всего подходит термин священный бык египтян.

в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта.

А́ПИС, в древнеегипетской мифологии священный бык. Его культ уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Официально почитание Аписа, согласно Манефону. было введено при Второй династии в Мемфисе). В титулатуру богов и фараонов включалась фраза «сильный бык». Но до эпохи Нового царства о культе Аписа известно очень мало. Священная территория Аписа находилась поблизости от храма Пта в Мемфисе. Местные жрецы выбирали живого быка как Аписа, предполагая, что в теле этого быка обитает бог Птах) Птаха). Но после смерти Апис становился Осирисом -Аписом, символизируя возрождения к новой жизни после смерти. Это также свидетельствует о постепенном вытеснении культа Птаха культом Осириса. Апис отождествлялся с ка) Осириса.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание греческих и римских авторов. Согласно Геродоту. у Аписа была черная окраска с белым пятном на лбу, силуэт грифа на спине, две кисточки на хвосте и отметка в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками было праздником. Аписа содержали при храме Птаха в Мемфисе, одевали, как бога. Каждому быку полагался «гарем» из коров, считавшихся также священными. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы. тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса 80 т. Все, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами. Жрецы регистрировали даты рождения и смерти Аписов. Широко популярен рассказ о Камбизе II . убившем Аписа и наказанном за это смертью, однако раскопками некрополя священных быков он не подтверждается. Греки назвали некрополь Аписа Серапеумом, отсюда имя синкретического божества эллинистического периода — Серапис. Культ Аписа, как и Сераписа, в эллинистические времена распространился по всему Средиземноморью.

Раскопки Серапеума проводились археологом О. Мариетом. Он открыл, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II . Хами, который был жрецом Аписа. До того захоронения проводились в Саккаре.

Кроме Аписа, существовали и другие культы священных быков — Мневис и Бухис. но Апис, без сомнения был самым популярным культом. Он продолжался и в эллинистическую эпоху и позднее, вплоть до 400 н. э.

Источники: world-of-legends.su, vsemifu.com, godsbay.ru, piramidavorever.ru, dic.academic.ru

Лэ про оборотня

Зевс – повелитель Олимпа

Дева Луны

Пророк Моисей

Медовый месяц на экзотических островах

Обычная туристическая поездка или свадебное путешествие - в чем отличие? Безусловно в том, что это - романтическое продолжение праздника. ...

Страны Восточной Европы

В Западной Историографии наоборот, понятие Среднего Востока гораздо более широкое чем понятие Ближний Восток. И если под Ближним Востоком на...

Сурими для стройности

Довольно часто в наши дни для похудения стали использовать сурими. С его помощью можно обрести изящную и стройную фигуру. Да и...

Культура Средневековья

Средневековье - период в истории Европы от падения Римской империи до эпохи Возрождения. Основные черты культуры средних веков: - Господствующая роль религии...

, который имел собственный храм в городе Мемфисе. Бык Апис считался посвященным великому Осирису или Птаху или же иногда выступал даже в качестве самостоятельно бога, который почитался в районе Мемфиса.

Первоначально Апис был почитаем как воплощение Ка-Птаха, верховного бога Мемфиса. По данной причине он также был символом фараонов. Поскольку слово «Ка» в Древнем Египте означала «бык», Апис обязан был реально существовать в теле какого-нибудь быка, а после смерти переселяться душой в другого.

По другим сведениям (согласно Манефону), культ бога Аписа был распространен уже в период второй династии египетским царем Кайехом одновременно с культом Мневиса (также быка) в Гелиополе. Вторая династия, подобно первой, располагала свою резиденцию в Мемфисе, но родом была из Тиниса возле Абидоса, где наиболее почитаемым был бог Осирис, которому здесь Апис и считался посвященным. Первоначально Апис только и был, что живым символом Осириса (у которого, кстати. есть подобный эпитет - «бык преисподней».) Отсюда можно утверждать, что Апис был одухотворенным отображением Осириса. Хотя в то же самое время для народа он был (согласно Страбону) самостоятельным богом, равным Осирису. Хотя и Апис и Мневис в Гелиополе были посвящены богу Осирису, но все-таки различия были – первый был богом луны, а второй – богом солнца, а первого иногда даже считали потомком второго.

Также как и Осирис, Апис был в очень близких отношениях с Нилом. Кроме того, по многочисленным приметам, которые обязан иметь Апис , одна должна была значить наличие воды в Ниле.

Когда предыдущий бык, который был олицетворением Аписа , умирал, жрецы шли искать нового. Найдя нового Аписа его выводили в Никополь, где кормили в течении сорока дней. Каждый год праздник Аписа отмечался во время ежегодного обновления воды в Ниле. Апис должен был жить не более двадцати пяти лет, и в случае, если бык жил дольше, его низвергали в Нил (или просто топили в колодце).

Согласно Плутарху, Апис был рожден на свет лучом месяца. Меж его приметами есть картина нового месяца, новолуния, да и число 29 (общее число примет Аписа ) указывает на число дней лунного месяца. При восхождении луны на небо, жрецы отправлялись к Апису .

Мертвые быки в папирусах Древней Греции звались Озомневис и Озорапис, а двадцать пять лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском календаре, в котором через каждый двадцать пять лет определенные фазы луны попадали на одни и те же дни. Бык, олицетворявший Аписа , должен был быть черным с несколькими пятнами, которые для него были характерны. Нахождение нового быка пышно праздновалось по всей стране.

Апис также упоминается рядом авторов Античности (наиболее подробно у Плутарха). Павсаний говорит о том, что этот бык считался священным для древнеегипетской мифологии и содержался в Мемфисе.

В эпоху эллинизма в Египте возникает культ антропоморфного бога Сераписа, который включал в себя все характерные черты египетского Аписа и традиционную для богов Древней Греции человеческую внешность.

Многочисленные курсы английского языка сегодня готовы вам предложить огромный выбор программ: английский язык для бизнеса и туризма.

АПИС

Поклонение быку фиксируется повсеместно в древнем мире. В Индии – это священный бык Шивы – Нанди, олицетворяющий половую энергетику. Обожествление быков имело место у ассирийцев, финикийцев, халдеев, греков и др.

Образ бога быка уходит корнями в эпоху Тельца, когда солнце во время весеннего равноденствия восходило в этом созвездии. По древнему календарю бык символизировал начало аграрного года.

В силу того, что мистерии быка, как символа солнца, приходились на время весеннего равноденствия, в астрономической символике он часто изображался разбивающим скорлупу мирового яйца.

АПИС (лат. Apis, Нарis, др.-егип. hp – Нарi), одно из написаний – Hapi-ankh («Живой усопший» или Осирис, воплотившийся в священного Быка), египетский бог плодородия. Почитание Аписа возникло в глубокой древности (1 династия), центром его культа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Позднее – душа Ка Птаха, Ка Осириса и Ка Ра. В иероглифическом написании, слова "Ка" и "Бык" – идентичны.

Хапи – это древнеегипетское название Нила, истоки которого находятся между горами Му-Хапи и Хер-Хапи. Иероглифическое написание Нила – Нарi – означает «Единственно текущий».

"...есть две горы с остроконечной вершиной, возвышающиеся между городами Сиеной в Фиванской области и Элефантиной. Названия этих гор – Крофи [Хер-Хапи] и Мофи [Му-Хапи]. Между этими-то горами и выходят на поверхность бездонные источники Нила, причем половина их вод течет на север, в Египет, а другая половина на юг, в Эфиопию". (Геродот «История. Евтерпа»)

В разных частях Египта существовала традиция антропоморфного изображения Аписа, в образе полноватого мужчины с синей или зеленой (как у Осириса) кожей и большим животом, в набедренной повязке; его отличительной чертой была свисающая (как у женщины) грудь. Лотосы, грудь и большой живот, в представлении египтян, символизировали плодородие Нила.

Подобный образ был широко распространен в Верхнем Египте, особенно в Элефантине. Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалеку от Асуана. Бог Хапи был образом Нила, и почитался как «высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием» (Хер-Хапи), как «повелитель вод и податель наводнений» (Му-Хапи), как бог плодородия и урожая. Обращаясь к богу реки, египтянин говорил:

Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их.
О, творец света, приходящий из темноты, вскармливающий стада. Могущественный образ всего, никто не может жить без него. Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях. Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, спустившись с небес.
(из Гимна, в честь ежегодного разлива Нила)

По другой версии, антропоморфное изображение Аписа – более позднее, и подразумевает в себе сочетание и мужского и женского начала (или, иначе, солнечного и лунного), т.е. андрогинность.

Иногда Аписа отождествляли с Атумом (Апис-Атум). В некоторых районах Египта считалось, что Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка – солнечный диск.

Согласно Манефону, культ Аписа был установлен при второй египетской династии царем Кайехом, одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен Апис. У Элиана встречается такое написание имени священного быка как Онуфис (De Nat Anim XII , 11). Судя по всему, Онуфис – это составное имя "Он Апис", где Он (Wn в переводе с др.-егип. и коптского "солнце, свет") – имя Осириса. Полностью это имя звучит как Уннефер (егип. Wnn-nfr, греч. Ονούφρης, Онуфрис), но и Он (Wn) встречается также достаточно часто.

Плутарх писал, что Апис есть одухотворенное изображение Осириса, для народа же он был по словам Страбона самим богом, тоже самое, что Осирис. Точно также, как и Осирис, Апис был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает уже его египетское название Нарi, так как иероглифический знак для "Нила" есть Нарi. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь бык, олицетворявший Аписа, одна должна была означать пребывание воды в Ниле.

Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. По свидетельству Геродота, главный храм Аписа – Апейон (греч. Apeion), находился в Мемфисе, где содержался не только священный бык, но и корова, породившая его.

Признаком его божественного происхождения был черный цвет, на лбу – белое пятно в форме квадрата. Другое белое пятно должно было быть на правом боку "в форме полумесяца". По другим описаниям, "на спине у него изображение орла, под языком – жука". Либо – "двадцать девять священных символов-пятен". Когда бык умирал, выбирали другого, подходящего по отметинам.

По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к подъему воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Нахождение нового быка Аписа праздновалось во всей стране. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток.

По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни.

В XIX веке французский египтолог Олюст Мариетт натолкнулся на некрополь Аписов-Серапеум. Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего Серапеума – здесь были обнаружены погребения 64 быков, множество стел и разного рода памятников.

Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты: рождения, "вступления в должность" Аписа и смерти – с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа – 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками – в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока.

В период эллинизма произошло слияние культов Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, имя которого также соотносят с символикой Земли (егип. Apis связывали с греч. ophis – "змея", олицетворение земли).

Осирис-Апис (егип. Wsjr-hapi), то есть священный бык Апис после смерти, представлен в образе антропоморфного божества, который объединял в себе черты египетского Аписа с традиционной для греческих богов внешностью человека. Характерной особенностью иконографии Сераписа была корзина для меры зерна (modius), стоящая у него на голове: она появляется на всех изображениях Сераписа от Лондона до Баграма и символизировала, разумеется, баснословное плодородие Египта. «Апис, – писал Плутарх, – должен пониматься нами как прекрасный и красивейший образ души Осириса». Апис – это символ материального мира, в котором есть духовный стержень – Осирис.

В 1850 году французский археолог О.Мариэтт открыл в мемфисском Серапеуме погребения 64-х быков – каждая мумия находилась в отдельном каменном саркофаге с точным указанием дат рождения и смерти. Сохранилось множество изображений – бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами. Культ Аписа признавался персидскими царями и даже римскими императорами.

Кроме Аписа поклонялись и другим быкам: Бату, брату Анубиса (центр культа которых находился в Кинополе), Мневису (греч. Μνευ̃ις, егип. Mr-wr) – черному быку, воплощению бога Ра на земле. Известен также священный бык Бухис (егип. bh, греч. Buchis – "бык"), почитавшийся в Гермонте, где был найден некрополь быков – Бухеум. Бык Бухис изображался и черно-белым, и красно-коричневым. Культ Бухиса процветал во времена XXX династии и при Лагидах, достиг наивысшего расцвета при Птолемеях, когда в Египте был взлет хозяйственного развития.

Встречаются изображения священных коров с коронами на головах. В разных культурах бык был фаллическим символом и связывался с идеей плодородия. Миф о Минотавре, быке критского лабиринта, имеет корни в представлениях о плодоносящей силе Земли.

Зевс похитил Европу, обернувшись белым быком с золотыми рогами. В орфических учениях белый бык трактуется как символ одухотворения материального тела. В Древней Месопотамии также почитался бык Адад.

Греки отождествляли Аписа с Эпафом (греч. Ἔπαφος – "Дитя прикосновения"), сыном Зевса и Ио. Название египетского города Мемфиса в нижнем течении Нила произвели от имени Мемфиды, дочери Нила, на которой женился воцарившийся над египтянами Эпаф.

В быке синтезировались черты солнечного и лунного знака. По хурритской мифологии солнечный бык Хурри символизировал утро, лунный бык Сери – вечер. Лунный серп зачастую вызывал ассоциации с бычьими рогами. Шумеры называли Луну «бородатым быком». Будучи солнечным знаком, бык, как и лев, – символ власти. Во многих культурах и богов, и царей изображали с бычьими рогами.

Для викингов или рыцарей бычьи рога – это знак доблести, которым они украшали свои шлемы. Рога быка символизировали выбор: левый рог – путь стяжательства и распутства, правый – путь истинных знаний.

На религиозных церемониях критские гимнасты делали фигуры непосредственно на рогах животного. Критские предания о священном быке представляли последнего в образе Минотавра. Считается, что испанские бои быков в основе своей имеют эзотерическую трактовку архаических культов.

Существует гипотеза о том, что магическое слово "Абракадабра" – зашифрованное имя "Бык-Солнце" (др.-евр. Abr-Achad).

О ПРИРОДЕ ЖИВОТНЫХ. Элиан Клавдий

(Перевод с древнегреческого выполнен А.Г.Алексаняном по изданию "Claudii Aeliani de natura animalium libri XVIII, varia historia, epistolae, fragmenta". Vol. 1. Ed. R. Hercher. Leipzig: Teubner, 1864)

XI. 10 (...) Апис у египтян является виднейшим богом. Рождается он от коровы, ниспав в кою, семя небесного сияния становится его (Аписа) причиною. Греки называют его Эпафом и рассказывают родословие его матери, аргивянки Ио, дочери Инаха; египтяне же отвергают эту историю как лживую, а в качестве свидетеля приводят время. Ибо, говорят они, Эпаф родился недавно и на земле, появление же Аписа среди людей предсказано было за многие тысячи лет.

О приметах и отличительных его чертах рассказывают и Геродот, и Аристагор, но египтяне с ними не согласны: этих знаков, говорят они, двадцать девять, и соответствуют они именно этому быку. О том, каковы они каким образом рассеяны по телу животного, словно расшитому цветами, вы узнаете из другого места; тому же, что каждый знак символически означает сущность звезд, египтяне приводят достаточные доказательства. Ибо они говорят, что [одни] знаки символизируют поднятие Нила и образ мира; но также, по их словам, имеется явный символ, означающий, что тьма старше света, и другой символ, означающий для понимающего серп луны, и иные, кроме того, намеки, недоступные глазам непосвященных и не сведущих в божественной истории.

Когда же распространится слух о том, что родился египетский бог, то те из храмовых писцов, коим знание передано отцами, тщательно исследуют приведенные приметы, приходят туда, где родился теленок у боголюбезной телицы, и под руководством Гермеса воздвигают, глядящий на восход солнца, дом, в котором первое время будет обитать [теленок]; дом этот достаточно большой для того, чтобы снабжать тельца пищею. Когда же он достаточно подрастет, то, при восходе молодой луны, храмовые писцы и пророки дают ответ и устрояют в течение года в этом месте оному божеству священный корабль, на котором везут его в Мемфис, где [находятся] любезные ему стойла, приятные наслаждения, развлечения, песчаные площадки [для прогулок], и дорожки, и места для упражнений, и стойла с красивыми телицами, и колодец, и ключ с питьевою водой: ибо служители и жрецы не позволяют все время пить воду из Нила, поскольку она способствует утучнению плоти.

Долго описывать же все те шествия и священнодействия, кои устраивают в честь теофании нового божества египтяне, и те пляски, и те всенародные празднества, что у них с радостью справляет и каждый город, и каждое селение. Тот же, из чьего стада происходит это божественное животное, считается, да и является счастливым, и египтяне полагают его весьма достойным удивления. Хорошим прорицателем был Апис; не сажал, клянусь Зевсом, девиц или старух на некие треножники, ни поил священным питием, но когда кто-либо обращался к этому божеству, то игравшие снаружи дети, прыгавшие по двору, преисполнившись пророческого духа, складно предсказывали все по очереди; и оказывалось сие правдивее, чем то, что говорят о происшедшем на реке Сагра. Египтяне сравнивают его с Гором, только Апис по их представлениям является в еще большей степени причиною хорошего урожая и вообще всяческого благоденствия. Потому-то они и рассуждают о его пестроте, ибо сие символически намекает на разнообразие плодов. Некое, не всем известное пророчество гласит, что Менес (Μη̃νις), царь египтян, решал, какое бы из одушевленных живых существ почитать, и затем выбрал быка, поскольку, говорят, Менес поверил, что он прекраснее прочих [животных], и последовал решению Гомера. Ибо в "Илиаде" Гомера сказано:

"Словно как бык среди стада стоит, перед всеми отличный,
Гордый телец, возвышается он меж телиц превосходный".

Все то, что египтяне, написавшие о животных, превратили в побасенки об этом животном, мне не представляется приятным.

XI. 11 "ТЕПЕРЬ" же, клянусь Зевсом, не "о коне деревянном", как гласит поэма*, и не о людях, что в нем, "спой нам", но о Мневии-быке. Он, говорят египтяне, посвящен Солнцу, как об Аписе они говорят, что он есть приношение Луне. Ибо, говорят египтяне, и у него есть свой особый знак того, что он не ложный или поддельный, но поистине угоден божеству Солнца. Обо всем этом пусть расскажет кто-нибудь другой, я же хочу поведать тот египетский рассказ, услышанный мною, о том, как проверили, лучше ли у этого быка семя, или нет. Египетский царь Бокхорид, стяжавший ложную славу, в своих решениях представлялся справедливым и весьма набожным; в действительности все было наоборот. Не буду вдаваться в подробности: он стал умышлять на Мневия, желая досадить египтянам. Враги приводят дикого быка. Мневий, конечно же, мычит, мычит в ответ и пришлец. Затем чужак в ярости мчится, чтобы напасть на этого угодного богам быка, но падает, а упав, вонзается рогом в основание дерева-персеи; а Мневий убил его, ранив в бок. Устыдился Бокхорид, а египтяне его возненавидели. И если кто-нибудь полагает, что отвернувшись от естественнонаучных историй обратиться к басням – дело постыднейшее, то это глупость. Я рассказываю то, что свершалось, да и свершается поныне с этими самыми быками, со слов самих египтян. Стало быть, все это правда, ибо ложь для них весьма ненавистна.
_____________________________
* Обыгрывается цитата из Одиссеи: "Теперь о коне деревянном (…) спой нам".